Урок литературного чтения Бр.Гримм Храбрый портной (3 класс)


Литературное чтение
Тема: Братья Гримм «Храбрый портной» 
Цель: ознакомление с литературной сказкой Братьев Гримм «Храбрый портной». Формирование навыка понимания смысла сказки.
Задачи:
1. Знать содержание сказки; 2. Развивать творческое мышление, умение формулировать основную мысль сказки , умение понимать прочитанное , давать оценку поведению героя, умение выделять из текста слова и выражения для характеристики персонажей сказки.
3. Воспитывать умение работать в группе. Оборудование: презентация, карточки с задания.
Ход урока: 1. Орг. момент
Психологический настрой
Сказка ложь да в ней намёк
добрым молодцам урок.
Как вы понимаете эти слова?2. Проверка домашнего задания. 
Какой намёк был в сказке Ы. Алтынсарин «Умный мальчик»?
Скажите, чему вас научила вас эта сказка?
Пересказ текста в группах.
Какой выбор вы сделали для себя?
Как вы считаете, чем надо платить на добро?
3. Вводное слово о писателях (по учебнику). 
1. С160-чтение
1 группа
Кто такие Бр. Гримм?
2 группа
В какой семье родились? Какое было детство? Что они умели придумывать?
3 группа
Где учились? Кем стали? Кем работали?
4 группа
Каким был старший Якоб ? Кем был Вильгельм? К чему он стремился?
5 группа
Что породило соавторство братьев?
Узнай сказку(с.8-12)
3.Словарная работа
- Перед тем, как приступить к чтению сказки, давайте выясним значение некоторых слов. (Предположительные ответы детей)
Определение слов по словарю:
Портной - мастер, специалист по шитью одежды (синоним – швея)
Жилетка - короткая мужская одежда без воротника и рукавов, поверх которой надевается пиджак, сюртук, фрак, а также женская одежда такого фасона.
Скрою - разрезать (ткань, кожу) на куски определенной формы для шитья, изготовления чего-нибудь.
Великан – человек очень высокого роста; гигант, исполин.
Железный лом – большой, железный, заостренный с одного конца стержень, которым ломают или разбивают что-либо твердое.
Свирепый – зверский жестокий, неукротимый; выражающий жесткость
Единорог – фантастическое животное, изображаемое в виде лошади с одним рогом на лбу.
Мантия – длинная широкая одежда в виде плаща, ниспадающего до земли, надеваемая поверх другого платья и предназначенная для ношения в особо тор жественных случаях.
6.Чтение первой части учителем. Первичный анализ содержания по вопросам
- Назовите главного героя сказки. Как его звали и где он жил?
- Чем он занимался в начале истории?
- Что Ганс имел в виду, когда делал вышивку на поясе? (хотел прославиться, чтобы о нём узнал весь мир)
- Что побудило Ганса отправиться в путешествие? (хвастливость)
7.Работа в группах
Задание:
- Сочините свои истории, которые произошли с Гансом, по ключевым словам.
1группа (великан, камень, творожный сыр, птица, ствол дерева, друзья великана, кровать, жив - здоров)2 группа (король, служба, 2 разбойника, камни, драка разбойников)
3 группа (задание короля единорог, топор, верёвка, дерево, дворец, побег короля)(Обсуждение в группах)
4группа (великан, камень, творожный сыр, птица, ствол дерева, друзья великана, кровать, жив - здоров)5группа (король, служба, 2 разбойника, камни, драка разбойников)
8.Рассказывание историй
Рассказ от лица автора.
9. Чтение 2-ой части про себя.
Сравнение с рассказанной историей.
Беседа по вопросам:
- Как Ганс в 1-ый раз доказал великану своё превосходство? (выжал воду из сыра.)
- Каким образом, он убедил великана в своей силе? (выпустил птицу)
- Характеризуют ли эти поступки портного Ганса, как храброго человека? (нет, он находчив, смел и проявляет смекалку)
2группа:
Рассказ от имени короля. Чтение 3-ей части «Бросок – засечка».
(Учащиеся кладут руки на колени и по команде: «Бросок» начинают читать вслух. По команде: «Засечка» поднимают голову, закрывают глаза и отдыхают несколько секунд. Затем продолжают чтение)
Сравнение с рассказанной историей.
Беседа по вопросам:
- С какой целью Портного пригласили служить в королевский дворец?
- Почему мнение королевских слуг о Гансе поменялось?
- Какое задание король поручил выполнить Гансу?
- Что помогло ему, в очередной раз, избежать смерти?
3группа:
Рассказ от имени Ганса. Чтение 4-ой части «Игра в прятки».
(Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя лишь страницу. Остальные читатели должны найти нужное место и подстроиться под чтение ведущего.)
Сравнение с рассказанной историей.
Беседа по вопросам:
- Как вы думаете, почему король решил придумать для Ганса невыполнимое задание?
- Каким образом удалось храбрецу победить единорога?
-Почему авторы использовали для 3-его подвига мифическое существо? (чтобы подчеркнуть трудность задания)
IV. Итог
-Прочитайте концовку сказки.
- Как вы считаете, Ганс на самом деле был храбрым?
- Что показалось вам особенно смешным?
- Можно ли эту сказку назвать юмористической?
- Чему вас научила эта сказка?
V.Домашнее задание
1 группа
Придумать юмористическую ситуацию, в которой мог бы оказаться наш герой.
2 группа
Инсценировать одну из частей сказки.
3 группа
Проиллюстрировать сказку (создание диафильма)
VI.Рефлексия
1.«Лесенка успеха» Самооценка
Обозначьте «+» ту ступеньку на лесенке, на которой, по вашему мнению, вы оказались к концу урока.
ступенька-многое не понял, и остались вопросы.
ступенька - во время работы было много трудностей.
ступенька-многое понял, но были ошибки
ступенька - трудности преодолены
2.Пояс «настроения»
Каждый из вас получил по три пуговицы. Украсьте пояс храброго портняжки одной из пуговиц:
Красной – мне понравился урок и я доволен своей работой.
Зелёной – были трудности и, я чувствую себя не совсем комфортно.
Голубой – мне ничего не понравилось, было трудно и неинтересно.
Спасибо за урок!