Внеурочная деятельность 5-9 класс программа кружка Золотая ниточка

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Стрельношироковская основная школа




Принята на заседании МО

Протокол
№___ от ____________2016г.

Утверждаю
Директор _______Л.Г.Арчакова

Приказ
№___ от ____________2016г.










Программа внеклассной работы
по рукоделию
кружка «Золотая ниточка»










Составитель: Т.А. Арчакова
учитель математики










с. Стрельноширокое, 2016г.





Пояснительная записка
Вязание – один из самых древних и полезных видов рукоделия. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, неповторимые вещи для людей любого возраста и вкуса. В настоящее время вязание становится очень актуальным видом рукоделия, привлекая людей различного возраста. В данном виде творчества ребенок может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение – равновесие душевного состояния.
Актуальность программы – приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия. Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль в жизни человека.
Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Необходимо всех детей, независимо от способностей, приобщать к творческой деятельности. Это можно достичь во внеклассной работе, занимаясь в разных кружках.
В школе работает кружок рукоделия « Золушка»,желающие девочки будут обучаться вязанию и вышивке. Основная группа детей, обучающихся в кружке это учащиеся 5-7кл. Разница в возрасте небольшая, это позволит мне вести занятия с учётом возрастных и психологических особенностей детей одного возраста, определить методику проведения занятий, запланировать время для теоретических и практических работ с учётом знаний, умений и навыков данного возраста.
Цель кружка: формирование у обучающихся качеств творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире.
Задачи:
Расширять кругозор обучающихся в процессе изучения видов декоративно-прикладного творчества.
Формировать интерес к рукоделию.
Формировать знания и практические навыки по выполнению различных видов вязания.
Развивать эстетический вкус, память и внимание.
Развивать мелкую моторику и координацию рук.
Развивать художественный вкус и творческую инициативу.
Воспитывать уважение и развивать интерес к народным традициям.
Формировать чувство сотрудничества и взаимопомощи.
Программа составлена на основе личного опыта. Срок реализации 1 год (по 0,5 часа в неделю), всего 17 часов.
По целевой направленности программа развивающая . Форма общения – рассказ, диалог, беседа.



Формы и методы обучения и воспитания
Учитывая психические и интеллектуальные особенности обучающихся детей, цели и задачи программы, занятия можно проводить, применяя разнообразные методы обучения с использованием наглядных материалов и образцов. Обучающиеся посещают музей, проводятся беседы о народных традициях и обычаях, где являются не только зрителями и слушателями, но и активными участниками.
Итогом работы обучающихся является выставка изделий, выполненных своими руками. Из этого следует, что основная форма проведения занятий – практическая работа.
Обучающиеся должны знать:
Виды декоративно-прикладного творчества.
Начальные сведения об инструментах, приспособлениях и материалах, используемых при вязании.
Безопасные приемы работы.
Начальные сведения о цветовом сочетании.
Основные рабочие приемы вязания спицами, крючком .
Условные обозначения вязальных петель.
Порядок чтения схем для вязания спицами и крючком.
Должны уметь:
Пользоваться схематичным описанием рисунка.
Выполнять простейшие элементы вязания на спицах, крючком.
Рассчитывать плотность вязания и количество петель для проектируемого изделия.
Подбирать инструменты и материалы для работы.
Изготавливать изделие.
В процессе работы ориентироваться на качество изделий.














Содержание программы
Тема №1 (1 час)
Вводное занятие. Виды декоративно-прикладного искусства. Вязание спицами. История возникновения. Санитарно-гигиенические требования и безопасные приемы работы. Инструменты и материалы.

Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка. Первичный инструктаж по охране труда. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.
Беседа «Чему бы я научилась, занимаясь в кружке»
Анкета “Расскажи о себе”.
Виды декоративно-прикладного искусства ( пэчворк, вышивка, вязание). Художественное творчество в отделки предметов одежды.
Требования к знаниям: виды женского рукоделия. Краткие исторические сведения.
Самостоятельная работа. Продумать варианты применения изученных видов рукоделия для оформления предметов одежды.
Темы рефератов: “Виды вязания”, “Современные виды рукоделия”.
Значение вязания в современной жизни. Истоки зарождения вязания. Разновидность вязальных спиц и материалов для вязания. Безопасные приемы перед началом работы и во время работы.
Требования к знаниям: исторические сведения о происхождении вязания. Виды спиц. Правила безопасной работы. Требования к умениям: подбор спиц и соответствующей пряжи.
Практическая работа. Подобрать спицы и пряжу для вязания носков.
Тема №2 (1 час)
Набор петель. Вязание лицевой и изнаночной вязкой. Закрытие петель.
Принципы образования начального ряда. Кромочная петля. Способы вязания лицевой петли. Образование изнаночной петли. Закрепления последнего ряда.
Требования к знаниям: особенности вязания лицевых и изнаночных петель. Способы закрытия петель. Требования к умениям: выполнять лицевые и изнаночные петли. Закреплять петли последнего ряда.
Практическая работа. Связать образцы лицевой вязки и изнаночной.
Тема №3 (4 часа)
Вязание спицами по кругу. Расчет плотности вязания и количества петель на носок. Вязание носков (пинеток)
Особенности вязания по кругу. Плотность вязания по горизонтали и вертикали. Расчет количества петель для изделия.
Требования к знаниям: факторы, влияющие на плотность вязания. Требования к умениям: принцип вязания по кругу. Расчет количества петель на любое изделие.
Самостоятельная работа. Рассчитать количество петель для изготовления носка.
Практическая работа. Выполнить манжету носка.
Особенности вязания обыкновенной пятки и пятки “бумеранг”. Последовательность формирования пятки. Вязание ступни. Формирование мысика.
Требования к знаниям: последовательность вязания пятки, ступни и мысика. Требования к умениям: вывязывание пятки одним из способов, ступни и мысика.
Практическая работа: Вязание носков.
Тема №4 (3 часа)
Орнамент в вязании спицами.
Схемы орнаментов. Способы расчета петель. Особенности чередования нитей разных цветов.
Требования к знаниям: подбор схемы и цветовое решение. Требования к умениям: подбор схемы и сочетающихся цветов пряжи. Выполнение вязального орнамента в два цвета.
Практическая работа. Выполнение образца орнамента.
Тема №5 (2 часа)
Расчет количества петель для варежки. Вязание варежек.
Порядок расчета петель. Подбор орнамента. Особенности набора петель. Последовательность изготовления варежки.
Требования к знаниям: определение плотности вязания. Цветовое решение в орнаменте. Особенности кругового вязания. Порядок вязания варежки. Требования к умениям: расчет и набор петель на спицу. Распределение петель на 4 спицы.
Самостоятельная работа: Рассчитать количество петель для изготовления варежки.
Практическая работа. Вязание варежек.
Тема №6 (1 час)
Вязание крючком. Инструменты и приспособления. Безопасные приемы работы. Воздушная петля. Столбики без накида.
Отличительные особенности вязания крючком и на спицах. Общие сведения о вязании крючком. Виды крючков, строение. Общие правила по охране труда.
Требования к знаниям: виды крючков и их размерный ряд. Строение крючка. Способы расположения крючка в руке. Безопасные приемы работы крючком. Требования к умениям: подбор крючка по номеру для нити. Правильное положение крючка в руке.
Тема реферата: “ Крючки разные важны”.
Набор петель. Способы образования начальной петли. Цепочка из воздушных петель. Образование столбика без накида.
Требования к знаниям: виды петель. Условное изображение петель. Требования к умениям: набор определенного количества петель. Выполнение столбика без накида.
Практическая работа. Вязание образца столбиками без накида.
Тема №7 (1 час)
Изготовление прихватки.
Набор цепочки из воздушных петель. Ввод нитки другого цвета в работу. Обвязка прихватки обратным рядом. Изготовление петельки-вешалки.
Требования к знаниям: подбор ниток и крючка. Цветовые сочетания. Требования к умениям: формирование начального ряда. Выполнение рядов из столбиков без накида. Ввод нити другого цвета.
Практическая работа. Выполнение прихватки.
Тема №8 (1 час)
Столбики с накидом. Вязание бижутерии.
Порядок образования столбика с накидом. Условное изображение. Столбики с одним, двумя накидами. Рекомендуемые нитки для изготовления бижутерии. Обвязка колец. Последовательное соединение колец. Оформление изделия.
Требования к знаниям: порядок образования столбиков с различным количеством накидов. Требования к умениям: соединение воздушных петель в кольцо, выполнение столбиков с накидом.
Самостоятельная работа. Подбор ниток для выполнения бижутерии.
Практическая работа. Изготовление бижутерии.
Тема №9 (1 час)
Чтение схемы. Вязание салфетки.
Формы описания работы: словесная и схематическая. Таблица условных знаков. Раппорт узора. Порядок чтения схемы. Вязание салфетки по схеме.
Требования к знаниям: условные обозначения петель. Особенности чтения схем при круговом или прямоугольном вязании. Требования к умениям: чтение схем. Соблюдение последовательности вязания.
Практическая работа. Изготовление салфетки.
Тема №10 (2 часа)
Изготовление предмета быта или одежды по выбору.
Предметы одежды, быта и украшения. Традиционные и нетрадиционные способы изготовления. Художественно-эстетическое оформление.
Требования к знаниям: виды одежды. Предметы одежды, украшения и их значение в костюме. Художественное оформление предметов. Материалы, инструменты и приспособления. Безопасные приемы работы. Требования к умениям: подбор материалов и инструментов. Составление плана изготовления изделия. Основные технологические приемы.
Самостоятельная работа. Художественное оформление изделия.
Практическая работа: Изготовление изделия по выбору.
Тема №11 (1 час)
Выставка изготовленных изделий.
Творческий отчет обучающихся. Презентация изделий. Достижения и планы на будущее.
Требования к знаниям: виды декоративно-прикладного творчества. Виды вязания и особенности их выполнения. Требования к умениям: определение вида рукоделия.
Практическая работа. Оформление выставки.





Учебно-тематический план


№ п/п
Тема
Всего часов
Теорети-
ческие занятия
Практи-ческие занятия

1
Вводное занятие . Виды декоративно-прикладного искусства
Вязание спицами. История возникновения Санитарно-гигиенические требования и безопасные приемы работы.
Инструменты и материалы.

1
1
-

2
Набор петель. Вязание лицевой и изнаночной вязкой. Закрытие петель.
1
-
1

3
Вязание спицами по кругу. Расчет плотности вязания и количества петель на носок. Вязание носков.

4
1
3

4
Орнамент в вязании спицами.

3
1
2

5
Расчет количества петель для варежки. Вязание варежек.
2
1
1

6
Вязание крючком. Инструменты и приспособления. Безопасные приемы работы. Воздушная петля. Столбики без накида
1
-
1

7
Изготовление прихватки
1
-
1

8
Столбики с накидом. Вязание бижутерии.

1
-
1

9
Чтение схемы. Вязание салфетки

1
-
1

10
. Изготовление предмета быта или одежды по выбору.

2
-
2

11
. Выставка изготовленных изделий

1
1
-


Итого:
17
4
13






Список литературы
А.А. Власова, Л.Ю. Карельская, Л.В. Ефременко Рукоделие в школе. Практическое пособие. – СПб.: ТОО “Диамант”, ТОО “Фирма ЛЮКСИ”, 1996 – 560 с.
Для тех, кто вяжет. Сборник. ( Под ред. Л.Ю. Кереевой) – СПб, СКФ “Человек”, 1992 – 376 с.
Н. И. Кудряшова О цвете в одежде // Школа и производство. – 2002. - №3. – С.41.
Е.Н. Петрова Уроки по курсу “Технология”: 5-9 класс (девочки). – М.: 5 за знания, 2007. – 208 с.
Рукоделие / Сост. И.А. Сокол. – Харьков: Фолио, 1998. – 480 с.
Технология: поурочные планы по разделу “Вязание”. 5-9 классы / авт.-сост. Е.А. Гурбина. - Волгоград: Учитель, 2006. – 200 с.
Технология. 7 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под. ред. В.Д. Симоненко / авт. – сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 191 с.

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315