Программа внеурочной деятельности Волшебная ниточка


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Алексеевка
муниципального района Алексеевский Самарской области
Программа курса внеурочной деятельности
«Волшебная ниточка»
Направление внеурочной деятельности: «Общекультурное»
Возраст учащихся: 6-8 лет
Срок реализации программы: 1 год
Общее количество часов 33 за год
(1час в неделю)
Автор: Юнгова Наталья Петровна,
учитель технологии
с. Алексеевка
Пояснительная записка
Актуальность программы «Волшебная ниточка» продиктована острой необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности. 
На занятиях внеурочной деятельностью у обучающихся появляется возможность  изучить данный вид творчества более подробно, познакомиться с его историей, влиянием времени на развитие данного вида искусства, его видами, рассмотреть изделия, выполненные в изучаемой технике. Вышивка – яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Организация трудовой деятельности детей, их эстетическое воспитание на традиционных видах вышивки –  наиболее эффективная  форма приобщения ребят к национальной культуре нашего народа. 
Изучение вышивки как части духовного и материального наследие своего народа способствует воспитанию уважения к его истории и традициям, развитию у обучающихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов.
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Досуговая деятельность способствует приобщению ребят к труду, предоставляет свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
Данная программа внеурочной деятельности «Волшебная ниточка» разработана на основе программы «Художественный труд» // Вестник образования, №20, 2001.
Направленность программы – общекультурная, поскольку способствует формированию личности ребенка средствами декоративно-прикладного искусства.
Различные виды рукоделия являются одними из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. Раскопки древних захоронений и поселений подтверждают, что вышивка одежды, предметов быта были знакомы людям далекого прошлого.
Декоративно-прикладное рукодельное искусство различных народов веками не теряет своих традиций и является одним из проявлений национальной культуры.
Это определило цель данной программы:
- приобщение ребят к национальной культуре через декоративно-прикладное искусство - через вышивку.
Данная цель реализуется через задачи:
формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира;
способствовать осознанному отношению к историческому прошлому, народным традициям и промыслам;
воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду;
овладевать элементарными умениями и навыками, техники вышивания.
Данная программа внеурочной деятельности отвечает потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни и ориентирована на эффективное решение проблем в будущем, соответствует цели и задачам основной образовательной программы начального общего образования, реализуемой на уроках технологии в Алексеевской школе в рамках ФГОС НОО – программе Лутцевой Е.А. «Технология. Ступеньки к мастерству», которая входит в УМК «Начальная школа XXI века» и знакомит воспитанников с рукотворным миром как явлением культуры в её историческом развитии, с основными технологиями человеческой деятельности, связанными с преобразованием сырья и материалов.
Единство учебной и внеурочной деятельности в программе «Волшебная ниточка» прослеживается через предметные и межпредметные связи. На уроках технологии рассматриваются такие темы: «Из чего сделан рукотворный мир?», «Какие бывают линии», «Из ниточек и веревочек», «Размечаем круги, прямоугольники, треугольники», «Свойства ткани», «Учимся красиво вышивать». Углубленное изучение этих тем продолжается на занятия внеурочной деятельности.
Межпредметная связь с уроками математики, а именно - знание счета, геометрических фигур - является необходимым условием занятия внеурочной деятельностью.
На уроках изобразительного искусства обучающиеся изучают цветоведение, без которого не обходится ни одно творческое занятие во внеурочной деятельности.Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса
Организация педагогического процесса предполагает создание для обучающихся такой среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя комфортно и свободно. Этому способствую особенности реализации программы - подбор методов, форм и средств внеурочной деятельности. К ним относятся:
а) практические методы обучения: упражнение (при освоении приемов вышивания), моделирование (пооперационные карты), игровой метод.
б) словесные методы: применяется рассказ учителя и рассказы детей, беседы, объяснения, пояснения, педагогическая оценка.
в) наглядные методы и приемы: наблюдение; рассматривание готовых вышитых изделий на выставках, на занятиях; показ образца; показ способа вышивания (или другого действия) и другие.
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя учителю донести воспитанникам знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.
Для реализации программы внеурочной деятельности «Волшебная ниточка» не предполагается привлечение значительных средств на оборудование, наглядные пособия и ТСО, что делает программу легко адаптируемой и корректируемой для распространения и использования в других ОУ. Программа легко может быть адаптирована к новым изменившимся условиям.
Программа внеурочной деятельности «Волшебная ниточка» адресована учащимся 1 классов, рассчитана на 33 часа, 1 час — в неделю.
В Алексеевской школе уже созданы все условия материального плана, а именно:
- в школе создан полифункциональный кабинет технологии. Выбор помещения и его рациональная планировка соответствует СанПиН 2.4.2.178-02;
кабинет технологии оборудован индивидуальными рабочими местами и набором необходимых материалов и инструментов:
шкаф для хранения незаконченных изделий, а также стенды для размещения образцов изделий, магнитная доска, имеется гладильная доска;
материалы: картон, канва, бумага, швейные нитки, мулине;
инструменты и приспособления: ножницы, циркуль, линейка, ластик, пяльцы, швейные иглы, карандаш, шило, наперсток, клей;методическое и материально – техническое сопровождение программы:
№п/пНаименование объектов и средств материально – технического обеспечения количество
Библиотечный фонд
1. Журнала «Вышивка»
Журнала «Веселые петельки» годовая подписка
2. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги. Печатные пособия
3. Таблицы:
по цветоведению;
по выполнению ручных стежков;
по организации рабочего места;
по выполнению угла и круга. по 1 комплекту
4 Таблицы по всем народным промыслам по 1 комплекту
Информационно – коммуникативные средства
5 Магнитофон 1
6 Компьютер, проектор, экран 1
7 Телевизор 1
Экранно – звуковые пособия
8 Аудиозаписи русской народной музыки достаточно
9 Видеофильмы, электронные презентации, слайды:
- по видам ручных швов и их выполнению
- по народным промыслам- по декоративно – прикладному искусству достаточно
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В результате изучения декоративно-прикладного искусства на ступени начального общего образования обучающиеся будут знать:
Историю возникновения вышивки;
Правила техники безопасности при ручных работах;
Назначение и правильное использование  инструментов и приспособлений;
Технологическую последовательность работы.
Обучающиеся научатся:
Применять полученные знания на практике;
Соблюдать технику безопасности;
Грамотно выполнять работу;
Различать виды вышивка;
Оформлять свои изделия;
Анализировать свою работу.
Во время занятий у воспитанников будут сформированы универсальные
учебные действия:
коммуникативные
— умение участвовать в беседе по заданной теме;
- умение распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь (сначала под руководством учителя, затем самостоятельно);
-умение формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументированно их излагать, выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
- умение комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания, а также проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
- умение отображать в речи детей состава полной ориентировочной основы выполняемых действий как по ходу выполнения, так и после;
- умение работать в парах и микрогруппах;
- умение совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания;
- умение осуществлять взаимопомощь и взаимный контроль.
регулятивные
- умение мобилизовать силы для преодоление трудностей;
- умение демонстрировать произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения, мелкой моторики рук;
- умение планировать практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
- умение устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозирования действий, необходимых для получения планируемых результатов;
- умение следовать инструкциям при выполнении работы;
- умение руководствоваться правилами при выполнении работы;
- умение самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, поддерживать порядок на рабочем месте;
- умение осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
познавательные
- усвоение и восприятие искусства;
- поиск исполнительных средств выразительности для воплощения своих идей;
- понимание информации, представленной изобразительной и схематичной форме;
- продуктивно осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий;
- усваивание сложной информации абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач.
- анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
- анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
- выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
- использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;
- активизация продуктивного воображения, рефлексии.
личностные
- формирование эмоционально - ценностного отношения к творческому труду;
- устойчивость стремления к творческой самореализации;
- осознание своей работы, как части общечеловеческой культуры;
- приобщение к созидательной творческой деятельности;
- осознание гармоничной связи мира вещей с миром природы и ответственности человека за поддержание этой гармонии;
- понимание ценности культурных традиций, отраженных в предметах материального мира, их общности и многообразия, интерес к их изучению.
В результате занятий данным видом деятельности у воспитанников будут развиты личностные качества:
будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике народного декоративно-прикладного искусства, потребность в художественном творчестве;
начнут развиваться творческое мышление, воображение, эстетический вкус, внимание, интерес к русскому народному творчеству; будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру;
сформируются основы общечеловеческих ценностей;
появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края.
А так же:
овладеют практическими умениями и навыками выполнения творческих работ декоративно-прикладного искусства;
научатся работать необходимыми инструментами и приспособлениями;
смогут давать эстетическую оценку; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления о народном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Уровень результатов работы по программе
Первый уровень обученности – приобретение обучающимися знаний об окружающем мире, о традициях и промыслах нашего народа, о декоративно – прикладном искусстве, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, овладение элементарными умениями и навыками, техники вышивания, выполнение творческих работ по трафарету и по образцу.
Второй уровень обученности – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к культурным ценностям нашего народа через декоративно – прикладное искусство, ценностного отношения к социальной реальности в целом, выражение личностного отношения в творческих работах, выполняемых на уровне творческой импровизации.
Формы учета знаний.
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Волшебная ниточка» используется следующие критерии: совместный просмотр выполненных образцов и изделий, коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои. Для оценивания уровня освоенных теоретических знаний используются тесты, содержащие задания с развернутым ответов, с выбором ответа, на соответствие (приложение 1). Формы подведения итогов реализации программы:
выставки детских работ в школе;
участие в районной выставке декоративно-прикладного творчества;
презентации работ;
творческий отчет учителя – руководителя на методическом совете.
Тематический план программы
№ п/пТема занятия Количество часов
теория практи-кавсего
1 Вводное занятие 1 1
I. Изонить.
2 История возникновения техники «Изонить». Композиция, ритм, цвет 1 1
3 Знакомство с техникой «Изонить» 1 1
4 Изображение угла в технике «Изонить» 1 1
5 Рисуем нитью «Хвостик рыбки» 1 1
6 «Плавники рыбки» 2 2
7 «Елочка» 2 2
8 Изображение круга в технике «Изонить» 1 1
9 Рисуем нитью «Туловище рыбки» 1 1
10 «Снежинки» 3 3
11 Изготовление закладки для книги с геометрическими фигурами 1 2 3
II. Вышивка, выполненная швами «вперед иголка», «строчка»
12 История возникновения вышивки. Виды вышивки 1 1
13 Перенесение рисунка на ткань. Заправка ткани в пяльцы 0,5 0,5 1
14 Знакомство со швами «вперед иголка», «строчка» 1 1 2
15 Вышивание салфетки «Подарок маме» 1 3 4
16 Бахрома на салфетке 1 1 2
17 Разрезание ткани по нанесенным меткам 0,5 0,5 1
18 Изготовление подарочного мешочка 1 2 3
19 Подготовка к выставке 1 1
20 Выставка 1 1
ИТОГО: 33
Содержание программы
Программный материал раскрывает разделы:
Раздел «Изонить»
Изонить - это графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твердом основании.
Достоинство изонити в том, что изображение выполняется довольно быстро и аккуратно с первого раза. Этот вид рукоделия доступен и интересен детям любого возраста.
Занятия изонитью воспитывают усидчивость, аккуратность и терпение, развивают абстрактное мышление и умение концентрировать внимание, глазомер, мелкую моторику и координацию движения рук.
Обучающиеся осваивают технологию вышивки изонитью, работая по шаблонам, учатся сочетать цвета.
1 занятие. «Вводное». Теоретическое занятие. Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Рассказ учителя об иголке, нитке. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой.
2 занятие. «История возникновения техники «Изонить». Теоретическое занятие. Композиция, ритм, цвет. Знакомство с историей возникновения техники «изонить». Анализ современных произведений этого вида декоративно-прикладного искусства (рисунки, репродукции, изделия). Правила сочетания цветов.
3 занятие. «Знакомство с техникой «Изонить». Теоретическое занятие. Графическое изображение в виде угла и круга, выполненное нитками на картоне. Определение лицевой и изнаночной сторон.
Практическая деятельность. Упражнение по вдеванию нитки в иголку, завязыванию узелка. Техника безопасности при работе с колющими и режущими инструментами . Последовательное изготовление трафарета для изонити.
4 занятие. «Изображение угла в технике «Изонить». Теоретическое занятие. Последовательность вышивания угла. Правила закрепление нити после её окончания.
Практическое занятие. Вышивка угла по готовому трафарету с последовательным соединением цифр. Закрепление нити после её окончания.
5 занятие. «Рисуем нитью «Хвостик рыбки». Практическое занятие: разметка и вышивка хвостика рыбки. Подбор нитки по цветовому сочетанию.
6-7 занятие. «Плавники рыбки». Практические занятия. Вышивка плавников рыбки по готовому трафарету с последовательным соединением цифр в соответствии с правилами. Закрепление нити после её окончания.
8-9 занятие. «Елочка». Практические занятия. Упражнение в прокалывании отверстий шилом на заготовке. Вышивка елки по готовому трафарету с последовательным соединением цифр. Закрепление нити после её окончания. Самостоятельное выполнение рисунка ствола елки.
10 занятие. «Изображение круга в технике «Изонить». Теоретическое занятие. Знакомство с понятием «круг». Последовательное соединение цифр.
Практическое занятие. Вышивка круга по готовому трафарету с последовательным соединением цифр. Упражнение по закреплению узелка на изнаночной стороне.
11 занятие. «Туловище рыбки». Практическое занятие. Вышивка туловища рыбки по готовому трафарету с последовательным соединением цифр. Упражнение по закреплению узелка на изнаночной стороне. Анализирование образца, как с лицевой, так и изнаночной стороны.
12-14 занятие. «Снежинки». Практические занятия. Вышивка снежинки по готовому трафарету с последовательным соединением цифр. Закреплению узелка на изнаночной стороне.
15-17 занятие. «Изготовление закладки для книги с геометрическими фигурами». Теоретическое занятие. Закрепление умений пользования линейкой и понятий «угол», «круг».
Практические занятия. Изготовление закладки с геометрическими фигурами, подбор нитки по цвету.
Раздел «Вышивка»
Вышивка, выполненная швами «вперед иголка», «строчка», используется для работы с хлопчатобумажной тканью с помощью иглы и цветных нитей мулине.
Вышивка  способствует развитию таких личностных качеств, как аккуратность, терпеливость, умению доводить начатое до конца. Развивает глазомер, мелкую моторику, фантазию, сенсомоторику, чувство цвета, формы. Учит создавать прекрасное.
На занятиях внеурочной деятельностью ребята знакомятся с основами общей композиции. Они должны усвоить особенности структуры узора, особенности формы и цвета изобразительных мотивов в орнаменте вышивки, значение ритма и симметрии, виды узоров, способы составления несложного орнамента.
18 занятие. «История возникновения вышивки. Виды вышивки». Теоретическое занятие. Ознакомление с историей и художественными традициями вышивального искусства, беседы о народных художественных промыслах, анализ образцов народной вышивки и современных произведений этого вида декоративно-прикладного искусства (рисунки, репродукции, изделия). 
19 занятие. «Перенесение рисунка на ткань. Заправка ткани в пяльцы». Теоретическое занятие. Знакомство с видами перенесения рисунка на ткань. Выполнение эскизов различных орнаментов. Составление узоров из готовых элементов.
Практическое занятие. Самостоятельное перенесение рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Заправка ткани в пяльцы. Пооперационная карта. Правила работы с пяльцами и техника безопасности.
20-21 занятие. «Знакомство со швами «вперед иголка», «строчка». Теоретическое занятие. Ознакомление с различными приёмами вышивки. Использование модели шва.
Практическая работа: упражнение в выполнении последовательных действий. Техника безопасности труда.
22-25 занятие. «Вышивание салфетки «Подарок маме». Практическая работа: упражнение в выполнении швов «вперед иголка», «строчка». Анализирование результата, оценивание полученного результата.
26-27 занятие. Теоретическое занятие. Бахрома на салфетке, как способ оформления изделия.
Практическая работа: выполнение бахромы.
28 занятие. «Разрезание ткани по нанесенным меткам». Теоретическое занятие. Закрепление умений пользоваться линейкой. Правила работы с ножницами. Соблюдение правил работы с ножницами, порядок на рабочем месте.
Практическое занятие. Нанесение разметки с помощью линейки на ткань. Разрезание ткани по нанесенным меткам.
29-31 занятие. «Изготовление подарочного мешочка». Теоретическое занятие. Последовательные действия по выполнению мешочка: разметка, раскрой, перенесение рисунка, вышивка, соединение деталей, обработка края. Соблюдение правил техники безопасности.
Практическое занятие. Нанесение разметки на ткань, раскрой изделия, перенесение рисунка на ткань, вышивка, соединение деталей, обработка края.
32 занятие. «Подготовка к выставке». Практическое занятие. Расположение изделий на демонстрационном стенде.
33 занятие. «Выставка». Практическое занятие. Подведение итога. Анализ выполненных работ.
Список литературы для педагога
1.Стандарты второго поколения. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А.Горского, М.: Просвещение, 2010г.
2. Программа Лутцевой Е.А. «Технология. Ступеньки к мастерству», «Начальная школа XXI века» М.: Просвещение, 2010г.
3. Программа “Художественный труд” // Вестник образования. №20, 2001.
4. Бурундукова Л. «Волшебная изонить», АСТ — Пресс Книга, 2009г.
5. Гусарова Н.Н. «Техника изонити для дошкольников». Методическое пособие. Детство — Пресс, 2008г.
6. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги.- Москва.: З.А.О. издательство Эксмо,1997.
8. Журналы из серии «Вышивка»
9. Журналы из серии «Веселые петельки»
Список литературы для воспитанников
1. Бурундукова Л. Волшебная изонить. АСТ- Пресс Книга., 2009.
3. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. М.: Легпромбытиздат, 1993.
4. Королёва Н.С. Народная вышивка. М., 1999г.
5. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги.- Москва.: З.А.О. издательство Эксмо,1997.
6. Журналы из серии «Вышивка»
7. Журналы из серии «Веселые петельки»
8. Сотникова Н. Вышиваем вместе с детьми. – М.: Эксмо, 2007.
9. Торгашова  В. Рисуем нитью. Скрипторий-2003; 2009.