Рабочая программа по внеурочной деятельности волшебная ниточка


Информационная карта
Программа разработана на основе авторской программы по курсу «Вышивание крестиком» авторов Астапенко Э.А., Аристамбекова Н.Е
Статус программы: модифицированнаяВид программы:
По уровню усвоения – специализированная;
По целям усвоения – развивающая;
По форме организации учебного процесса – групповая;
По форме содержания педагогической деятельности- сквозная
3.Направление образовательной деятельности: познакомить учащихся с технологическими операциями вышивки крестом и плетения корзинок.4.Образовательная область: технология
5. Аннотация на программу:
Возраст детей 7-10лет
Срок реализации программы 2 года
Краткое содержание образовательной деятельности – техника вышивания крестиком, воспитание и развитие способности эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного искусства, развивать у учащихся усидчивость, трудолюбие, терпение;  вооружить учащихся практическими умениями и навыками качественного выполнения работы; развивать способности к самообразованию.
6. Сведения о разработчике программы: учитель начальных классов –
Дудко Татьяна Александровна
Пояснительная записка
 
     Программа «Волшебная ниточка» разработана для занятий с учащимися 2-3 классов во второй половине дня в  соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. Программа разработана на основе авторской программы по курсу «Вышивание крестиком» автора Астапенко Э.А., Аристамбекова Н.Е.
 Вышивка и сегодня не утратила свою привлекательность, изящество, ценность, актуальность. Наверное, каждый человек хотел бы украсить свой дом чудесно вышитой картиной — пейзажем или натюрмортом, а сколько радости у родителей от подарка своего ребенка, который он выполнил сам, вложив в него свои способности, чувства.
   Декоративно-прикладное творчество обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.
 Основная цель программы — развитие творческих 
способностей детей, раскрытие их возможностей посредством приобщения их к русской культуре и духовному наследию. 
                 Основные задачи 
1. Формирование умений и навыков по вышивке крестом. 
2. развитие объема  и концентрации внимания, воображения, памяти, терпения, пространственного видения.
З.Повышение самооценки, возрастание  познавательной активности детей, уверенности  в своих силах, в возможностях своего интеллекта; исчезновение боязни  ошибочных шагов, снижение тревожности,
 сохранение физического и психического здоровья детей.
Образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебная ниточка» разработана для учащихся 7-10 лет.Срок реализации 2 годаКоличество часов в неделю:- 1 
Формы проведения занятий: практические работы,  беседа, рассказ, экскурсия, проектная деятельность.Образовательные результаты изучения данной программы могут быть выявлены с помощью текущего контроля (беседа с учащимися) и выставкой работ учащихся.     
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА    «Волшебная ниточка»
Личностные  универсальные учебные действия: у воспитанника  будут сформированы: 
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; 
адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности; 
Воспитанник  получит возможность для формирования: 
внутренней позиции обучающегося на уровне понимании необходимости творческой  деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; 
выраженной познавательной мотивации; 
устойчивого интереса к новым способам познания; 
Регулятивные универсальные учебные действия - воспитанник  научится: 
принимать и сохранять учебно-творческую  задачу; 
планировать свои действия; 
осуществлять итоговый и пошаговый контроль; 
адекватно воспринимать оценку учителя; 
различать способ и результат действия; 
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; 
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. 
Воспитанник  получит возможность научиться: 
проявлять познавательную инициативу; 
самостоятельно  учитывать  выделенные  учителем  ориентиры  действия  в  незнакомом материале; 
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. 
  Коммуникативные универсальные учебные действия - воспитанники смогут: 
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; 
формулировать собственное мнение и позицию;  
договариваться, приходить к общему решению; 
соблюдать корректность в высказываниях; 
задавать вопросы по существу; 
использовать речь для регуляции своего действия; 
 Форма подведения итогов: самооценка, правильность выполнения техники вышивания, соблюдения техники безопасности. Итоговая работа, выставка.
Учебно – тематический план
1 год обучения
№ Темы Количество часов Практические часы Теоретические часы
1. Знакомство с историей вышивки крестом. Техника безопасности, ознакомление с материалами(нитки, ткань. схемы, канва) .) История вышивки-традиции и современность 3 2 1
2. Закрепление нити в начале вышивки (два способа) выполнение стежков «крест», закрепление нити к конце работы
3 2 1
3. Выполнение вышивки по схемам
« Анютины глазки», «Кот» 10 9,5 0,5
4. Изготовление закладки 6 5,5 0,5
5. Знакомство с другими видами вышивки (гладь, контурная вышивка и др.) 4 3 1
6. Итоговая работа (вышивка крестиком или гладью) 8 часов 7,5 0,5
Игото: 34 29,5 4,5
2 год обучения
№ Темы Количество часов Практические часы Теоретические часы
1. Знакомство с историей вышивки в России и других странах
2 часа 1 1
2. Выполнение работ в технике «Контурная вышивка» 3 часа 2,5 0,5
3. Выполнение вышивки крестиком по схемам 10 часов 9,5 0,5
4. Изготовление салфетки с вышивкой 8 часов 7,5 0,5
5. Итоговая работа (вышивка крестиком или гладью) 11 часов 10,5 0,5
Игото: 34 31 3
Содержание программы
Первый год
Знакомство с историей вышивки крестом. Техника безопасности. ознакомление с материалами(нитки, ткань. схемы, канва) .) История вышивки-традиции и современность ( 3 часа). Полный рассказ о технике выполнения работы в технике « крестом», знакомство с основными техническими принадлежностями. Правила безопасности на занятиях. История вышивки, экскурсия в школьный музей.
Закрепление нити в начале вышивки (два способа) выполнение стежков «крест», закрепление нити в конце работы. (3 часа). Техника выполнения, закрепление нити.
Выполнение вышивки по схемам « Анютины глазки», «Кот» (10 часов). Работы на канве по схемам.
Изготовление закладки(6 часов). Работа с картоном, вышивка узора на закладке по схеме.
Знакомство с другими видами вышивки (гладь, контурная вышивка и др.)(4 часа). Вышивание гладью и контурная вышивка в оформлении домашнего интерьера в старину и сегодня. Выполнение работы в технике «гладь». Выполнение работы в технике «гладь».
Итоговая работа (вышивка крестиком или гладью) (8 часов). Итоговая работа учащихся по схеме в технике «гладь» или «крестик». Выставка работ.
Второй год обучения (34 часа)
Знакомство с историей вышивки в России и других странах (2 часа). Оформлении домашнего интерьера на Украине, в Белоруссии, Китае, Риме и др. странах. Проект «Вышивание моей бабушки»
Выполнение работ в технике «Контурная вышивка» (3 часа).
Выполнение вышивки крестиком по схемам (10 часов). Индивидуальные работы ребят в технике «крестик».
Изготовление салфетки с вышивкой(8 часов). Салфетка на канве и ситце. Виды салфеток. Виды оформления салфеток. Применение салфетки в быту.
Итоговая работа вышивка крестиком или гладью(11 часов).
Методическое обеспечение
1. Методическое обеспечение: 
- Набор нормативно правовых документов. 
- Наличие утвержденной программы. 
- Наглядные пособия, образцы изделий. 
- Технологические схемы, карты. 
- Специальная литература (журналы, книги)  

•К каждому ребенку применяется индивидуальный подход:
-  осознание и признание права личности быть не похожей на других;
-  проявление уважения к личности;
-  оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
-  умение смотреть на проблему глазами ребенка;
-  учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, мотивы, статус в коллективе, активность).
Личностный подход, который требует от педагога создания на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему.
•Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов.
Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы:
•воспитывающего характера труда;
•научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики, установленной размеренности);
•связи теории с практикой (практике отводится 80% учебного времени);
•систематичности и последовательности;
•доступности и посильности;
•сознательности и активности;
•наглядности;
•прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).
Для каждого вида творчества существует своя технология, при этом можно выделить ряд общих существенных положений образовательного процесса:
•обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности;
•получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных практических задач;
•обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и во время межличностного общения;
•обретение трудовых умений и навыков без принуждения;
•занятость каждого ребенка в течение всего занятия.
В процессе изготовления художественных вещей большое внимание обращается на подбор изделий, над которыми работают дети. Народное искусство было всегда преимущественно бытовым. Изучая его приемы, традиции, своеобразную художественную структуру, дети создают нужные для всех изделия, которые сразу найдут себе применение. Такое обучение делает занятия серьезными, практическими необходимыми. Успех детей в изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства рождает в них уверенность  в своих силах, воспитывается готовность к проявлению творчества в любом  виде труда, они преодолевают барьер нерешительности, робости  перед новыми видами работы.
Материально-технического обеспечение:
- Инструменты. 
- Материалы для работы. 
-Компьютер, программное обеспечение, программы по вышивки, диски принтер, сканер
Программа предусматривает постепенно усложнение практических работ, переход от простых заданий к более сложным, что позволяет избежать комплекса неполноценности и стимулирует к дальнейшему росту.
Список литературы:
 
1.Гильман Р. А. Иголка и нитка в умелых руках. М., Ленпромбытиздат.; 2007.
2. Е.Глинская» Азбука вышивания»; Мехмат 2013г.
3.Еременко Н.М. Иголка- волшебница. М.; - Профиздат, 1995. 
4.Журналы: «Чудесное мгновение», «Лена», «Вышитая картинка», «Анна», «Валентина», и так далее.
5.Курс женских рукоделий. М.; Акц. общ. «ТОЛИКА», 2012.
6.Левина М.. 365 веселых уроков труда. –М.: Рольф, 2000.
7.Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги.- Москва: З.А.О. издательство Эксмо,1997. 
8.Рослякова. Энциклопедия домашнего шитья.- Ростов н /Д: Феникс, 2012.
9.Рукоделие в начальных классах: книга для учителя по внеклассной работе/ сост. А.М. Гукасова. М.: Просвещение,2000.
10.Сорокина Л.М. Учись вышивать: Альбом.- К. Рад.шк. 2008
11. Полуянов Ю. А. «Воображение и способности» 
12.Туник Е. Е. «Психодиагностика творческого мышления»
13. Узоры вышивки крестом. /Авт.-сост. ЕЛ. Карпенко. Мн.:! Современный литератор, 2001.
 
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
( первый год обучения)
№ Темы Количество часов Практические часы Теоретические часы Дата по плану Дата по факту
1. Знакомство с историей вышивки крестом. Техника безопасности, ознакомление с материалами(нитки, ткань. схемы, канва) .) История вышивки-традиции и современность 3 2 1 2. Закрепление нити в начале вышивки (два способа) выполнение стежков «крест», закрепление нити к конце работы
3 2 1 3. Выполнение вышивки по схемам
« Анютины глазки», «Кот» 10 9,5 0,5 4. Изготовление закладки 6 5,5 0,5 5. Знакомство с другими видами вышивки (гладь, контурная вышивка и др.) 4 3 1 6. Итоговая работа (вышивка крестиком или гладью) 8 часов 7,5 0,5 Игото: 34 29,5 4,5 «Согласовано»
Руководитель МС МОУ
Козьмодемьяновской СОШ
_________/Бутенко Л.В./
Протокол № ______ от «___» _________ 20 ___ г.
«Утверждено»
Директор МОУ
Козьмодемьяновской СОШ
__________/Данчина Т.В./
Приказ № ______ от«___» _________20 ___г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Козьмодемьяновская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Волшебная ниточка»
Возрастной диапазон 6-10 лет
Срок реализации 2 года
Дудко Татьяна Александровна,
учитель начальных классов
с. Козьмодемьяновка
2015 – 2017г.
Календарно-тематическое планирование по курсу
»Занимательная математика»2 класс
№ Темы Количество часов Дата по плану Дата
по факту
Всего Теория Практика 1. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. 1 0.5 0.5 2. Ломаная линия. Длина ломаной. 1 0.5 0.5 3. Проект «Создание узоров в графическом редакторе» 4 1 3 4. Луч и его обозначение. 1 0.5 0.5 5. Числовой луч. 1 0.5 0.5 6. Метр. Соотношение между единицами длины. 2 1 1 7. Проект «Единицы измерения в Древней Руси» 3 0.5 2.5 8. Многоугольник и его элементы. 1 0.5 0.5 9. Периметр многоугольника. 2 0.5 1.5 10. Окружность и круг. 1 0.5 0.5 11. Окружность, её центр и радиус. Циркуль-помощник. 2 1 1 12. Взаимное расположение фигур на плоскости. 1 0.5 0.5 13. Площадь фигуры. Единицы площади. Палетка. 2 0.5 1.5 14. Угол. Вершина угла, его стороны. 1 0.5 0.5 15. Прямой угол. 1 0.5 0.5 16. Четырехугольник. Прямоугольник. Квадрат. 2 1 1 17. Свойства прямоугольника. 1 0.5 0.5 18. Площадь прямоугольника. 1 0.5 0.5 19. Проект «Коллекция самодельных измерительных приборов» 4 1 3 Итого: 32 12 20 Календарно- тематическое планирование Умницы и умники» 2 класс
№ П/П Тема занятия Кол-во
часов Дата по плану Дата по факту
Введение. Инструктаж по ТБ. 1 Входной тест 1 Выделение признаков. 1 Различие. 1 Сходство. 1 Существенные признаки. 1 Характерные признаки. 1 Упорядочивание признаков. 1 Правила сравнения. 1 Значение сравнения. 1 Тест «Сравнение». 1 Истинные и ложные высказывания. 1 Отрицание высказывания. 1 Понятие о классах. 1 Правила классификации. 1 Вопросы. 1 Алгоритм. 1 Тест «Алгоритм». 1 Речь.Техника и выразительность речи. 1 Закономерность в буквах и словах. 1 Многозначные слова. 1 Омонимы. 1 Омофоны, омоформы. 1 Синонимы. 1 Антонимы. 1 Фразеологизмы. 1 Изобразительные средства языка. Сравнение 1 Упорядочивание по родовидовым отношениям. 1 Олицетворение. 1 Текст. Тема текста. Заглавие. 1 Текст. Опорные слова. 1 Виды планов..1 Итоговый тест. 1 Работа над ошибками. Итоговое занятие. 1