Конспект урока по русской грамоте 1 класс. Тема: ь знак на конце слова


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ
ТЕМА: Мягкий знак на конце слова.
Цель: Развитие умения производить звукобуквенный анализ слова, обозначать на письме мягкость согласного звука мягким знаком.
I. Каллиграфическая минутка.
На доске запись: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- Отгадайте, какие буквы я хотела написать?
Запись букв и соединений с показом на доске:
а я и е ё ю ая яи её ею
- Что общего? (буквы гласные)
- Какая буква "лишняя"? (буква -а-, она показывает твёрдость предыдущего согласного, остальные показывают мягкость)
II. Словарная работа.
1. На доске на карточках даны слова:
Пенал, ребята, работа, ученик.
Что общего? (словарные слова)
На какие две группы можно разделить эти слова? (слова, отвечающие на вопрос -кто?- - и слова, отвечающие на вопрос -что?-)
Какое слово "липшее"? (пенал - два слога, а в остальных словах - по три слога; работа - все согласные буквы обозначают твёрдые согласные звуки) Самостоятельная работа:
Выписать только те слова, в которых есть буквы, обозначающие мягкие согласные звуки, подчеркнуть эти буквы.
Дополнительное задание: найти в "словарике" в конце учебника ещё одно слово, в котором есть согласные буквы, обозначающие мягкий звук, запишите это слово.
III. На доске: картинки с изображением стола, окна, гуся.
Назовите слова, обозначающие данные предметы.
Составьте слово из последних звуков данных слов, ([л][о][с?])
Есть ли мягкий согласный в этом слове?
Произнесите его. Где он стоит в слове? (в конце)
Как на письме показать, что согласный звук на конце мягкий?
Что можете сказать о букве -ь-?
Какая же тема нашего урока?
IV. Работа над новой темой.
1. Запись слова –лось-
Сколько букв? Звуков? Почему букв больше, чем звуков?
Переставьте буквы в этом слове так, чтобы получилось новое слово. Запись слова: соль.
Произнесите последний звук.
Как показана мягкость согласного на письме?
2. Отгадайте загадку:
Кто приходит, кто уходит,
Все её за ручку водят, (дверь)
Произнесите последний звук в слове.
Как показать на письме мягкость согласного в конце слова? Запись в тетрадях: дверь.
Сколько букв? Звуков?
Что общего в записанных словах? (состоят из одного слога)
Что же показывает мягкий знак на конце слова?
Высказывания детей.
3. Чтение правила в учебнике.
4. Учитель называет слова.
Произнесите последний звук, измените слово так, чтобы последний так, чтобы последний звук стал мягким. Сравнить слова по значению.
Запись слов:
Мел - мель, ел - ель, брат - брать, шест - шесть, угол - уголь.
Сколько букв? Звуков? Как показана разница на письме?
Составьте предложения с одной из пар слов.
Запись с комментированием.
У доски лежит мел. Корабль сел на мель.
О чём говорится в каждом предложении?
5. -А теперь узнаем вместе- Это очень интересно! Девять братьев сговорились, С мягким знаком подружились. А три брата в году С мягким знаком не в ладу.
О каких братьях идёт речь?
Перечислите двенадцать месяцев года по порядку.
Какие же месяцы года не дружат с мягким знаком? (март, май, август)
6. На доске запись:
. . . год кончает, зиму начинает.
. . . году начало, зиме - середина.
На доске на карточках: слова-помощники.
Декабрь, февраль, январь.
Самостоятельная работа: выбрать подходящие слова и написать предложения (по вариантам: 1 вариант - первое предложение, 2 вариант - второе предложение)
Какое слово не понадобилось?
Что общего заметили? (зимние месяцы)
Какие стихи знаете о зимних месяцах?
- А вот какую пословицу народ сложил о феврале:
На доске запись открывает учитель:
Февраль - месяц лютый, спрашивает, как обуты.
Почему так сказано о феврале?
Каким словом, близким по значению, можно заменить слово -лютый-? (злой, сердитый)
Запись слова -февраль- детьми в тетрадях. Самостоятельная работа. Задание: определить и написать, сколько в слове слогов, букв, звуков. Дополнительное задание на карточках, проверка выполнения задания по обратной стороне карточки. Составить из букв слова и записать их:
к н о у ь (окунь)
о т ь п а л (пальто)
Разделить слова на слоги. Какое слово нельзя перенести? Почему?
7. Выполнение упражнения по учебнику. Выборочное списывание.
V. Подведение итогов урока.
Что узнали? Что запомнилось?
Какая работа на уроке показалась самой интересной?