«Основные методы обучения в подготовительном классе фортепиано»

Туарминская Елена Анатольевна, преподаватель по классу фортепиано МБУ ДО Детской школы искусств № 8 г. Ульяновска
Методическая разработка
«Основные методы обучения в подготовительном классе фортепиано»

План:
1.Вступление.
2.Игровая форма как ведущая деятельность на уроке.
3.Сотрудничество с родителями.
4.Основные методы обучения.
5.Литература.
Вступление
Обучение игре на фортепиано – очень длинный по времени процесс. Сейчас мы обучаем игре на фортепиано всех желающих, а раньше не фортепианное отделение был конкурс, и детей принимали по наличию творческих способностей. Соответственно сегодня мы имеем дело с детьми, у которых разные музыкальные способности, а у некоторых они весьма средние или практически отсутствуют.
Дети, особенно маленькие, приходят на первый урок в ожидании чуда и бывают очень разочарованы, когда все происходит скучно и неинтересно.
Детским преподавателем может стать не каждый. Для этого мало быть прекрасным пианистом, педагогический талант не всегда сопутствует таланту исполнительскому. Ошибки преподавателя могут нанести на раннем этапе обучения на фортепиано вред ученику.
Трудно перечислить все качества преподавателя, но главным, несомненно, является доброта, уважительное отношение к ребенку. Жесткий педагог может убить любовь к музыке и занятиям на инструменте.
Успешной работа педагога будет тогда, когда она опирается на глубокое знание детской психологии. Урок можно начинать только в атмосфере душевного комфорта, это важно и для преподавателя и для ученика. Желательно уловить душевное состояние ребенка, разговаривать тихо и ласково с одними, использовать эмоционально окрашенную речь с другими. То есть надо найти нужную тональность урока.
Игровая форма как ведущая деятельность на уроке
У детей 5-6 лет ведущая деятельность – игровая. Дети дошкольного возраста лучше всего воспринимают информацию в игровой форме. Игры позволяют в легкой форме подогревать интерес детей к музыке, а также обучить их основным понятиям музыкальной грамоты. Диалог с ребенком должен быть на протяжении всего урока. Интересность занятия должна сопровождаться похвалой, поощрением. Ребенок должен чувствовать свой успех, пусть небольшой, но на каждом уроке. Желательно, чтобы педагог свои эмоции называл словами: «Я рада, или я огорчена». Важно, чтобы педагог понравился ребенку с первого урока. Ничему нельзя научиться у человека, который не нравится. Педагогика – это постоянный поиск и творчество.
Да, работа с детьми в какой-то степени импровизация, но это не отменяет тщательное продумывание каждого урока. Но если ребенок в силу каких-либо причин пришел в плохом настроении или не подготовился к уроку по уважительной причине, то лучше изменить запланированный урок. Можно просто поиграть ребенку те произведения, поговорить с ним о характере пьесы. А в форме игрового диалога можно повторить пройденный материал. Важно, чтобы с урока ребенок уходил в хорошем настроении.
Сотрудничество с родителями
Важное условие успешной работы с 5-летними детьми – постоянное сотрудничество с родителями. Родителей нужно постоянно информировать, держать в курсе процесса обучения, рассказывать о недостатках и достигнутых успехах, но позитивной информации должно быть больше. Не надо бояться привлекать родителей к оказанию посильной помощи, но делать это нужно в качестве вежливой просьбы. На первый урок лучше пригласить папу. Когда ребенок первый раз усаживается за инструмент, очень важно чтобы стул и ноги располагались удобно. Для этого нужны будут подставки, которые для домашних занятий может сделать папа.
На процесс обучения влияют многие факторы: тяжелый характер ребенка, избалованность, плохое воспитание. Имеет место чрезмерная загруженность нынешних дошкольников. Но правильный подход к каждому ребенку и тесный контакт с родителями помогают справиться даже с самыми большими трудностями. Любая методика является результатом длительной работы каждого педагога. Многое в педагогических приемах почти непередаваемо, многое держится на интуиции. Но каждый педагог может на основании собственного выбора сочетать те или иные методы в самых различных комбинациях. Увлеченность своей профессией, желание приобщить детей к миру музыки подскажут ему собственный путь.
Основные методы обучения
Специалисты утверждают, что недополученные в детстве музыкальные эмоции невозможно восполнить в старшем возрасте.  Именно поэтому музыкальное воспитание необходимо начинать в дошкольном возрасте.
Большинство преподавателей выделяют следующие основные методы обучения:
Наглядный метод представляет собой комплекс занятий, на котором преподаватель подает основные знания путем личного примера. Для детских школ искусств этот метод характеризуется исполнением мелодий для детей с целью повышения музыкального восприятия, чувства ритма и эмоционального ощущения.
Теоретические (или словесные) занятия проводятся с целью предоставления ученикам информации об истории музыки, разнообразии музыкальных направлений, известных исполнителях. Такие уроки повышают уровень культуры детей и их музыкальный кругозор.
Практические методы обучения основаны на непосредственном участии детей в процессе занятия. Это подразумевает совместное исполнение песен, участие в театрализованных постановках, танцы и игры и, конечно, практическая игра на фортепиано. Такой метод обучения способствует повышению коммуникабельности дошкольников, а также дает возможность оттачивать чувство ритма и вокальные навыки.

Литература

1.  Арисменди А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание. - М.,1989.
2.  Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. М., 1967.
3.  Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.
4.  Гусева Е.П.. Левочкина И.А.. Печенков В.В.. Тихомирова И.В. Эмоциональные аспекты музыкальности. Художественный тип человека (комплексные исследования). М.,1994,

15