Урок по литературному чтению на тему: Русская народная сказка «Хаврошечка» (3 класс)


Литературное чтение, 3 класс.
Тема: Русская народная сказка «Хаврошечка».
Цель: обобщить знания детей по теме ,,Волшебная сказка’’.
Задачи:
1)продолжить знакомство с историческими корнями волшебной сказки и учить находить в сказке следы обрядов;
2)учить применять знания о сказках при знакомстве с новым сюжетом;
3) вызвать интерес к изучению сказок;
4) развивать фантазию, воображение;
5) формировать систему читательских умений.
Форма занятия: урок-инсценировка.
Методы обучения: исследовательский, игровой, объяснительно – иллюстративный метод эвристической беседы.
Здоровьесберегающие компоненты урока:
-смена видов деятельности;
-динамическая пауза;
-игровой компонент;
-рефлексия.
Развивать УУД:
Коммуникативные (умение высказывать своё мнение, работа в паре, в группе, умение обсуждать)
Познавательные (поиск информации, извлечение информации)
Регулятивные (принятие цели, постановка учебных задач, самопроверка и самооценка, выполнение плана, самооценка, удержание цели).
Оборудование:
Презентация Power Point, аудиосказка «Хаврошечка», клубок ниток, «наливные яблоки».
Ход урока.
Этап урока. Содержание учебного материала,
деятельность учителя. Содержание учебного материала, деятельность учащихся.
1.Орг. момент. Настроились, улыбнулись.
О чём-то скрипит половица,И спице опять не спится,Присев на кровати подушкиУже навострили ушки …И сразу меняются лица,Меняются звуки и краски ...Тихонько скрипит половица.По комнате ходит сказка… 2.Актуализация знаний о сказках. -Посмотрите внимательно видеоклип и назовите сказки, которых встретились в этом клипе.
-На какие 2 группы мы можем разделить все сказки?
Слайд 3.
-Чем они отличаются?
-Какие сказки мы читаем?
-Сказки какого народа?
-Какие виды сказок вы знаете?
Просмотр видеоклипа.
Белоснежка и 7 гномов.
Снежная королева.
Летучий корабль.
По щучьему велению.
Сивка-бурка.
Золушка.
Стойкий оловянный солдатик и т. д.
-Сказки литературные и народные.
-Народные.
-Русского.
-Волшебная, бытовая, о животных.
3.Граница знания и незнания. Проблемная ситуация. Посмотрите внимательно на слайды и скажите, какой сказочный персонаж не встретился вам в видеоклипе? Хаврошечка.
4. Целеполагание, тема урока.
-Ребята,а что вы знаете об этой сказке?
-А что хотели бы узнать?
Итак, тема нашего урока?
Цель которую мы ставим перед собой?
-Волшебная.
-В ней должен быть зачин, должны быть волшебные предметы, троекратные повторы, борьба добра и зла, концовка.
5. Постановка учебной задачи. Назовите дальнейший план действий. Что мы сейчас будем с вами делать? Читать, отвечать на вопросы. Проанализировать сказку и доказать, что она волшебная.
6.Физминутка
7. Открытие новых знаний. Ты катись, катись, клубок,Через поле и лесок,Раскрутись скорее,
Укажи быстрее:
К кому нитка привела?
Сказку слушать нам пора!
Сейчас вы прослушаете первую часть сказки. Будьте внимательны и запоминайте:
-О ком говорится в сказке?
-Кто ее главные герои?
(Обратить внимание на начало сказки- Вот это начало сказки. Как оно называется? (Зачин)
восприятие текста, проверка первичного восприятия текста
-Кто же главные герои сказки?
Еще несколько вопросов возникло у меня. Хаврошечка выполняла обычную домашнюю работу или перед ней ставят трудные задачи?
Обратите внимание, какого цвета корова и как к ней обращается героиня сказки. Это случайные детали?
- Готовы узнать, что было дальше?
Ребята приготовили для вас сюрприз.
Смотрите внимательно.
-Вы должны мне сказать, какая из сестер узнала тайну Хаврошечки.
(Чтение 2 части подготовленными учениками).
-Какая же из сестер разгадала тайну Хаврошечки? (Триглазка)
анализ сказки-Понравилась вам сказка?
1.Как ты понимаешь имя героини?
2. Почему корову называет Хаврошечка «коровой матушкой»?
3. С какими древними представлениями связано то,что необходимо влезть в одно ухо и вылезти из другого?
4.Почему из косточек коровы вырастает дерево?
5.Случайно ли яблонька такая необычная?
6. От чего засыпают обе сестры?
(Крошечка-Хаврошечка, Коровушка-матушка, хозяйка и ее дочери: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка).Инсценировка сказки.
Магия волшебного слова.
8.Применение способа действия. В парах поработайте над последними 2-мя вопросами.
Победа добра над злом.
9.Рефлексия
-Как вы думаете, что сегодня на уроке было для вас главным,
интересным?
-Достигли поставленной цели?
-Кому хотели бы сказать спасибо?
У меня на столе лежат наливные яблоки. Если у вас настроение хорошее, прикрепите его на яблоню, если вам что-то не понравилось или вы расстроились пусть это яблоко упадет на землю. 10.Домашнее
задание.
Подготовить вопросы для викторины по волшебным сказкам.
Попробовать придумать свою волшебную сказку.
Со сказками все дружат-И сказки дружат с каждым,Они необходимы,Как солнышка привет,Кто любит слушать сказки,Тому они расскажут,О том, что может было,А, может быть и нет. Методические рекомендации: Урок литературного чтения в 3-м классе по теме: «Русская народная сказка "Хаврошечка"». Предлагаемый урок целесообразно провести на этапе сравнения характеров героев волшебных сказок. На уроке обучающиеся знакомятся с аудиоматериалом и параллельно инсценируют сказку. Итогом урока может стать собственное исследование русской народной сказки, проведенное обучающимися.
Список литературы:
Программа по литературному чтению автора В. Ю. Свиридовой (система Л. В. Занкова). Сборник программ для начальной общеобразовательной школы, Система Л.В.Занкова, Самара:Изд-во «Учебная литература», Издательский дом «Федоров» 2012г.
В.Ю. Свиридова. Литературное чтение в 2-х частях, 3 кл., 2013г. Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров» 2012г.
Хрестоматия по литературному чтению, 3 класс. Автор-составитель В.Ю. Свиридова,Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров» 2013г.
Интернет ресурсы:http://www.uroki.net/, http://www.zavuch.info/