Конспект урока по литературному чтению «Крошечка – Хаврошечка»


УМК: «Перспективная начальная школа», автор учебника: Н.А. Чуракова.
Класс: 4.
Тема: Русская народная сказка «Крошечка – Хаврошечка».
Цель: обобщить знания о литературном жанре сказка, познакомить с русской народнойсказкой «Крошечка – Хаврошечка».
Задачи:
1)обучающая: научить и побудить детей перечитывать текст для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента, с целью определить главную мысль, нравственный смысл сказки;2)развивающая: развивать читательскую самостоятельность, читательские умения при работе с текстом, развивать и совершенствовать устную речь учащихся, мыслительную деятельность, развивать творческие способности, обогащать словарный запас;
3)воспитывающая: прививать интерес к чтению, трудолюбие, доброту.

ЭТАПЫ УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
1.Орг. момент - Здравствуйте, ребята! Садитесь. 2.Речевая разминка, дыхательная гимнастика. -Ребята, представьте, что вы пришли в цветочный магазин и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2-3 раза).
- А теперь представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот. Сначала едем с первого на девятый, а потом вниз.
-А сейчас повторяйте за мной: ра-ра-ра – начинается игра, ры-ры-ры – у мальчика шары, ро-ро-ро – у нас новое ведро.
3.Первичный синтез
а)подготовительная работа - Ребята, послушайте небольшое стихотворение и скажите, с произведением какого жанра мы сегодня будем работать. (слайд)
Добрую сказку
Помню я с детства.
Хочу, чтобы сказку
Послушали Вы,
Чтобы подкралась
К самому сердцу
И заронила зерно доброты.
Овсей Дриз
- Так с произведением какого жанра мы сегодня будем работать? (слайд)
-Правильно. А что такое сказка?
- Сказки бывают разные.
– Есть сказки, которые сочиняют писатели. Как называются такие сказки?(слайд)
– А есть сказки, которые сочинил народ. И они называются ...(слайд)
-А на какие виды делятся все сказки - и народные и литературные (авторские)?
-Молодцы! (слайд)
- Какие сказки о животных вы знаете?
- Какие сказки относятся к бытовым?
-А что значит волшебные сказки?
- Сейчас я проверю, сможете ли вы определить вид сказки.
-Летела стрела и попала в болото.
А в этом болоте поймал ее кто-то.
- Появилась девочка, чуть больше ноготка.
И жила та девочка в чашечке цветка.
- Козлятушки, детушки,
Отопритеся, отомкнитеся.
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
-Молодцы, ребята! Сегодня мы познакомимся с вами с интересной сказкой, название которой вы узнаете, ответив на вопросы.
- Назовите героя сказки, который нашел денежки, пошел на базар и купил самовар.
- Имя курочки, которая снесла золотое яичко.
- Как звали братика Аленушки, которого собрали с собой гуси- лебеди.
-Девочка отправилась к бабушке, которая жила в другой дерене. Только идёт она лесом и встречает волка . О ком говорится?
- Стоит в поле. Он не низок, не высок.
- Эта героиня была на балу и потеряла хрустальную туфельку.
- А дорога - далека, а корзина - нелегка. Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.
- Кто это говорит?
- Красна девица грустна, ей не нравится весна, ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка.
- Кто от бабушки ушел, кто от дедушки ушел?
- В какой сказке понадобилась сила мышки?
- Посмотрите на слово, которое написано внизу. Это неполное название сказки. Чтобы узнать его составьте слово из выделенных букв.
-Что получится?
-Правильно Крошечка-Хаврошечка это русская народная сказка, а какая именно: волшебная, бытовая или о животных, мы выясним позже.
-Прежде чем мы начнем читать сказку, уточним значение некоторых сложных слов.
(работа со словами - слайд). -Со сказкой.
-Повествовательное произведение о вымышленных лицах или событиях, с участием волшебных, фантастических лиц.
-Литературные (авторские).
-Народными.
-Волшебные, бытовые, сказки о животных.
-Бытовые сказки - сказки про быт, про простую жизнь. Героями являются простые люди.
- В этих сказках происходят чудеса, волшебства. В сказке есть что-то чудесное, фантастическое.
- Царевна – лягушка. Народная сказка, волшебная.
- Х.К. Андерсен. Дюймовочка. Авторская сказка.
- Волк и семеро козлят. Народная сказка.
-Муха.
-Ряба.
-Иванушка.
-Красная Шапочка.
-Медведь.
-Снегурочка.
-Колобок.
-Репка.
-Крошечка-Хаврошечка.
1часть
б)первичное восприятие текста
в)проверка первичного воспр.
4) анализ
а)фактическое
б)идейное
в)собственное отношение -Как вы думаете, кто это Крошечка-Хаврошечка?
-Сейчас я прочитаю вам первую часть сказки, а вы внимательно слушайте и скажите, кого автор так назвал.
-Кто это Крошечка-Хаврошечка?
-Каких еще героев вы услышали?
-Какие сказки вам напоминает данное произведение?
- Ребята, а теперь читаем эту часть вместе, по цепочке.
- Как жилось Хаврошечке в чужой семье?
Докажите, опираясь на текст.
- Чем занимались дочери хозяйки?
- Кому рассказывает девочка, как ей тяжело жить? Найдите в сказке отрывок и прочитайте.
-В этой сказке корова разговаривает с девочкой.
Как такой прием называется?
-Ребята, какая это сказка - волшебная, бытовая или о животных?
-Как бы вы озаглавили эту часть?(записать на доске)
-Как вы думаете, какая главная мысль в этой части?
- Как вы думаете, почему девочку звали Крошечкой - Хаврошечкой?
- Выберите, как в сказке Хаврошечка называет свою корову?
Коровушка. Коровушка любимая. Коровушка - матушка. Коровка моя. (слайд)
-Почему она ее так называет?
- Как относилась корова к Хаврошечке?
-Прочитайте разговор коровы и Хаврошечки выражая чувства, о которых вы говорили. -Девочка-сирота.
-Коровушка-матушка, хозяйка и ее дочери: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка.
-Морозко, Золушка.
- Волшебная.
-Тайна Хаврошечки.
-Нужно помогать тем, кто в этом нуждается; добро всегда поощряется.
2 часть
б)первичное восприятие текста
в)проверка первичного воспр.
4) анализ
а)фактическое
б)идейное
в)собственное отношение
- Ребята, а теперь мы перейдем к следующей части. Сейчас я прочитаю ее, а вы, послушав, должны мне сказать, какая из сестер узнала тайну Хаврошечки.
- Какая же из сестер разгадала тайну Хаврошечки?
-Что помешало другим дочерям хозяйки узнать тайну Хаврошечки?
-А теперь читаем вместе.
-Что делала Хаврошечка чтобы дочери хозяйки не узнали правду? Прочитайте.
-Почему Триглазка, в отличие от своих сестер, смогла выполнить задание матери?
-Как бы вы озаглавили данную часть?
-Почему именно так? (записать на доске)
- Как относится хозяйка к Хаврошечке и как к своим дочерям? Докажите, опираясь на текст.
-Посмотрите на слайд. Какие черты характера соответствуют Хаврошечке, а какие каждой из сестер?
-Посмотрите внимательно на эти слова и скажите, какие они?
- Как называются слова противоположные по смыслу? -Триглазка.
Выборочное чтение.
-Противоположные по смыслу.
- Слова противоположные по смыслу называются антонимы.
3 часть
б)первичное восприятие текста
в)проверка первичного воспр.
4) анализ
а)фактическое
б)идейное
в)собственное отношение
-Как вы думаете, что сделала мачеха, узнав тайну Хаврошечки?
-А теперь послушайте следующую часть и ответьте на этот вопрос.
-Что же задумала злая мачеха?
- Какой признак волшебной сказки проявляется?
Чтение детьми.
- Кому мачеха приказала резать корову?
-Что сделала Хаврошечка, когда узнала об этом?
- Какая была последняя просьба коровушки? Прочитайте разговор Хаврошечки и коровушки.
- Что стало с косточками, которые Хаврошечка зарыла и поливала каждый день?
-А как бы вы озаглавили эту часть? Почему?
(записать на доске)
-Что вы можете сказать о муже хозяйки?
-Как вы охарактеризуете в этой части коровушку?
-Как вы думаете, что чувствовала Хаврошечка, узнав о приказе злой мачехи?
-Как автор описывает яблоньку? Найдите эпитеты.
-Прочитайте то место, где описывается какая яблонька выросла из косточек коровы.
4 часть
б)первичное восприятие текста
в)проверка первичного воспр.
4) анализ
а)фактическое
б)идейное
в)собственное отношение
-Послушайте последнюю часть сказки и скажите, как Коровушка отблагодарила Хаврошечку за ее доброту?
- Как же отблагодарила Коровушка Хаврошечку за ее доброту?
- А кого она наказала? Как?
Чтение детьми.
-Кто попросил яблочек у дочерей?
-Как он попросил об этом? Прочитайте.
-Почему сестрам не удалось сорвать ни одного яблочка?
-Как можно назвать последнюю часть?
-Так какая же главная мысль этой сказки?
-Чему учит данная сказка?
(записать на доске)
-Кто из героев больше всего понравился в этой сказке? Почему?
- Читая эту сказку, за кого вы переживали и почему?
-Кого бы вы заменили в этой сказке на положительных героев? -В сказке всегда добро побеждает зло.
-Нужно жить в мире и согласии. Совершать только добрые поступки.
5)Вторичный синтез -А сейчас проверим, насколько вы были внимательными. Поиграем в игру «Чьи это слова?»
- Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - все будет сработано.
- Что ты, старуха, в уме ли? Корова молодая, хорошая!
- Коровушка - матушка! Меня бьют - журят. Хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.
- Девицы - красавицы, которая из вас мне яблочки поднесет, та за меня замуж пойдет.
- Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?
-Молодцы!
-А теперь выберите пословицу, которая выражает основную мысль сказки и докажите. (слайд)
При солнышке тепло, при матери добро.
Сделав худо, не жди добра.
В одно ухо слушает, а в другое выпускает.
За добро добром и платят.
-Посмотрите на иллюстрации и скажите, какие герои на них изображены. (слайд)
-А теперь представим, что мы актеры. Разделимся на 4 группы. Вы должны рассказать сказку по частям группами, показав при этом сценку. 6. Итог урока -С каким литературным жанром мы сегодня работали?
- С какой сказкой познакомились?
- Что интересного узнали на уроке? - Русская народная сказка.
-«Крошечка-Хаврошечка».