Урок по литературному чтению на тему «Крошечка Хаврошечка» (3 класс)


Коневская Елена Сергеевна. Учитель начальных классов МОУ «СОШ №82» г. Саратова.
Урок по литературному чтению на тему «Крошечка Хаврошечка» для 3 класса.
Цель: познакомить с русской народной сказкой, развить речь, мышление у обучающихся; умение обобщать, сравнивать; совершенствовать технику чтения, навык пересказа.
Задачи:
Образовательная. (учить правильному, выразительному, осознанному чтению; работать с текстом.)
Развивающая . (развивать воображение, логическое и образное мышление, расширять читательский опыт детей через знакомство с русскими народными сказками .)
Воспитательная. (формировать нравственные понятия о семье, о человеческих отношениях, о сути добра и зла; воспитывать интерес к чтению, любовь к родному языку.)
Оборудование:
Компьютер
Мультимедийная презентация
Раздаточные карточки.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята.
Прозвенел уже звонок
486690151303И мы с радостью начнём урок.
Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас.
На свете очень много сказок. Сказки народные и авторские. Бывают :Бытовые сказки
Волшебные сказки
Сказки о животных
В волшебных сказках есть что-то чудесное, фантастическое. Ребята, а какие волшебные сказки вы читали?(ответы детей)
Добро и зло в волшебной сказке постоянно борются. Что всегда побеждает?(добро побеждает зло) В этом мы должны убедиться на примере ещё одной волшебной сказки «Крошечка Хаврошечка»
Перед прочтением сказки давайте проведём словарную работу. Я поясню значение некоторых, может быть, новых, не знакомых для вас слов:
Пуд - старинная русская мера веса.
Прясть- скручивать (волокна), делать нити
Рябая коровка - пестрая корова с пятнами другого цвета
Журят- упрекают, укоряют
Распеклась на солнышке - пригрелась
Наливное (яблоко)- сочное, созревшее.
Итак, я читаю начало сказки, а вы внимательно слушаете и следите за мной. Затем продолжим читать по очереди.(чтение сказки)
Вопросы после прочтения:
-Почему сказка "Хаврошечка" относится к волшебным сказкам?(в ней происходят чудесные события)
- Назовите главных героев сказки.(Крошечка Хаврошечка, коровушка)
- Почему девочку звали Крошечкой - Хаврошечкой? (Она маленькая, и уже этим отличается от обычных персонажей сказки. В названии «Хаврошечка» чувствуется связь с миром животных-предков.)- Какая она? Выберите правильную характеристику из слов, представленных на экране. ( Ребята выбирают из предложенных слов слова, характеризующие Хаврошечку. Добрая, сирота, хорошая, трудолюбивая, послушная, работящая)Ребята, у каждого из вас, на парте лежит основание лица Хаврошечки, вот такие кружки . Задача каждого: нарисовать Хаврошечку такой, какой представляете её именно вы. Удачи. (творческая работа)
Молодцы. Хорошая работа. Давайте немного отдохнем и проведем физ.минутку.
Продолжаем дальше анализировать сказку:
- Как жилось Хаврошечке у трех дочерей хозяйки? (Плохо)
- Как об этом говорится в сказке? (...меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят.)
- Как относится хозяйка к Хаврошечке и как к своим дочерям? (к Хаврошечке плохо, к своим дочерям хорошо)
- Кому рассказывает девочка, как ей тяжело жить? Найдите в сказке отрывок и прочитайте.(Корове. Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую корову, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать: - Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрему дали пять пудов напрясть, наткать, побелить, в трубы покатать.)- Как узнала хозяйка, что девочке помогает корова?(Ей рассказала Триглазка)
- Догадываешься, почему необходимо было влезть в одно ухо, а вылезть через другое? (корова в древности рассматривалась как воплощение божества плодородия и символизировала изобилие)
- Какая была последняя просьба коровушки? (Не есть её мяса, собрать косточки, в платочек завязать, в саду посадить и никогда не забывать, каждое утро водою поливать.)
- Прочитайте то место, где описывается какая яблонька выросла из косточек коровы? (...и выросла из них яблонька, да какая - боже мой! Яблочки на ней висят наливные, листвицы шумят золотые, веточки гнутся серебряные; кто ни едет мимо - останавливается, кто проходит близко - тот заглядывается.)- Почему Одноглазке, Двуглазке, Триглазке яблоня не дала яблок? (они не любили Хаврошечку и рассказали хозяйке о их секрете)
- Найдите зачин и концовку сказки.
- Кто из героев больше всего понравился в этой сказке? Почему? (ответы детей)
- Читая эту сказку, за кого вы переживали и почему? (ответы детей)
- А теперь попробуйте пересказать сюжет сказки, по такой схеме (на доске схема из картинок)
Давайте подведем итог урока:
– Хорошо или плохо заканчивается сказка?(хорошо)
– Чем понравилась вам сказка? (ответы детей)
– Какова основная мысль сказки? (пословица: жизнь дана на добрые дела)
Сказка ложь,
Да в ней намек.
Добрым молодцам урок.
– Какой вывод для себя вы сделали после нашего урока? (ответы детей)
– Что нового, интересного вы узнали на уроке? (ответы детей)
Урок окончен. До свидания.