Занятие для детей старшего дошкольного возраста Изготовление оберега — куклы Зерновушка

Занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: « Изготовление оберега – куклы Зерновушка».
Подготовила: воспитатель Мальцан И.В.

Цель: ознакомление и приобщение детей к народной культуре, углубление знаний по изготовлению кукол-оберегов.
Задачи:  
Образовательные: приобщить детей к народной культуре; формировать представление о русской тряпичной кукле, об истории её возникновения.
Развивающие: развивать творческий подход к изготовлению народных кукол (подбор круп и зерна), развивать творческое мышление, память, наблюдательность.
Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к народным традициям, историческому прошлому.

Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций «Как жили люди в старину» (быт, труд, отдых, развлечения);
- Беседы:
«Одежда людей я в старину», 
«Не красна изба углами, красна пирогами»,
«Тряпичные куклы»,
«Хлеб, да каша – еда наша»;
- Разучивание поговорок;
- Рассматривание различных видов круп;
- Дидактические игры:
«Шнурочки»; «Завяжи платок»; «Подскажи словечко».

Материалы и оборудование: 
Куклы: - Зерновушка, - Колокольчик, - соломенная.
Схема алгоритма работы по создания куклы - Зерновушки.
Контейнеры с зерном и крупой: пшеница, ячмень, рис, горох, перловка, гречка, пшено.

На каждого ребенка:
Мешочек-основа (лоскут льняной или плотной х/б ткани зашит с боков заранее) – 18*20 см;
Крупа или зерно (по выбору) - 300гр.;
Стаканчик пластиковый (200мл) для крупы;
Стаканчик пластиковый (200мл) под мешочек;
Нитки красного цвета для крепления поделки;
Юбка - лоскут яркой х/б ткани - 10*22 см;
Фартук - лоскут х/б ткани - 4*8см;
Тесьма, тонкое кружево под косынку – 35 см;
Косынка (треугольный лоскут ткани) – Ѕ 40*40 см.



Ход занятия:
Магнитная доска с иллюстрациями «Как жили люди в старину».
Центральная доска: закреплена схема алгоритма «Зерновушки».
На двух столах стоят контейнеры с крупой.

В: Во время подготовки к занятию обращаю внимание детей на куклу.   Посмотрите, дети, какую куклу я сделала.
Нравится кукла? Это тряпичная кукла Зерновушка.
В: приглашаю детей подойти к столу с куклами и крупами, провожу вступительную беседу:

«История возникновения народной куклы»

В: Такие куклы делали в старину. Тряпичная кукла безлика. Безлика это как
Д: Без лица, у нее нет глаз, носа, рта.
В: Играя в куклы, дети учились разговаривать, шить, понимать, что такое семья: Ребята, семья это кто
Д: мама, папа, сестры, братья, бабушки, дедушки;
В: Крестьянские семьи в ту пору были очень большие, в каждой по 10 детей и больше, поэтому и кукол было много (иногда до 100 штук насчитывалось).
Считалось, чтобы девочка выросла хорошей матерью, она должна была уметь играть в куклы, заботится о них. Ребята, что, значит заботиться?.
Д: Кормить, одевать, играть
В: В каждой семье кукол делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых, так как каждая кукла была сделана в единственном виде и с особой родительской любовью и мудростью. Дети чувствовали это, и относились к ним бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах. Их брали на жатву и на посиделки.

В: Вы хотите сделать такую же куклу как у меня?
Д: выражают желание сделать такую же куклу.
В: Проходите на свои места.
Тряпичные куклы бывают: игровые, обрядовые и обереги.
(Указание на иллюстрации «Как жили люди в старину»)
Игровые куклы для забавы детям, в них проигрывалась вся деревенская жизнь.
Обрядовые куклы делали на праздник Масленица, свадьбы.
Обереги - люди верили, что они оберегают и спасают человека от опасностей

Кукла Зерновушка - оберег. Куклу хранили до следующего сева в красном углу избы рядом с иконами и верили, что следующий год будет сытым и богатым. Называют её по-разному: Крупеничка, Зерновушка, Зернушка, потому, что внутри куклы мешочек с зерном.

Творческая работа.
В: Для работы нам нужен стакан зерна или крупы.
Ребята, берите стаканчики, подходите к контейнерам и набирайте по полному стакану, но знайте, что каждая крупа имеет свое значение.

В то время, когда дети набирают, рассказываю о назначении каждого зерна.
Гречиха – на сытость и богатство;
Рис - самое дорогое зерно, на праздник; Перловка - на сытость;
Пшено - для радости, защита от сглаза
Пшеница – на рост; Ячмень - на силу.
Горох - дружба и мир в семье; Можно и все крупы положить.
Так же на дно куклы иногда кладут монетку.

Проходите на места.
В работе мы будем ориентироваться на схему на доске.

Показ последовательности изготовления куклы - Зерновушки:
Для этого я сшила заготовки – рукава.

Делаем донышко. Одно отверстие завязать нитками.
(Предлагаю детям выполнить эту работу в парах, помочь другу   подержать мешочки).
Мешочек вывернуть, поместить в пустой стаканчик для устойчивости и удобства завязывания.
Мешочек наполнить крупой (не полностью).
Предложить взять ещё зерна, у кого не хватило.
Затянуть мешочек нитками сверху.
Оформить голову, завязав нитку на уровне шеи.
Разложить юбку лицевой стороной ткани вверх, фартук положить посередине юбки; сверху положить мешочек с крупой таким образом, чтобы голова была выше низа юбки; обернуть мешочек концами слева и справа;
Завязать ниткой, отогнуть юбку вниз;
Ленту - кружево повязываем на голову куклы на уровне лба.
Повязать ситцевый платок (в нашем случаи косынка), завязав его сзади, вокруг шеи куклы.

Во время выполнения работы хвалю детей:
- Как ты стараешься сделать узелок.,
- хорошо завернул(а),
- завязала аккуратно и т.д.
Обращаю внимание детей на последовательность работы (придерживаться схемы алгоритма). Оказываю индивидуальную помощь в случае затруднения.

Рефлексия:
- Ребята, у меня теперь есть еще одна кукла.
- А у вас кукла получилась?
- Что больше всего понравилось?
- Чья кукла больше всего понравилась? Почему?
- С кем ты хочешь поиграть?
- Сможешь ли сам сделать куклу? А научить братьев, сестер?

Предлагаю свое настроение отметить смайликами, наклеить на небо:

Желтое – кукла получилась, ты доволен, что сделал сам;
Оранжевое – можешь сделать только с помощью взрослых, надо еще постараться;
Зелёное – ничего не получилось, настроение плохое.





15