Конспект урока по русскому языку Правописание приставок пре-при


РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК, ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.
10 класс
Цель: повторить способы словообразования, повторить правописание приставок, познакомить с выразительными средствами словообразования.

Ход урока.
1.Вопрос учителя: «Какие способы словообразования вы знаете?»
Ребятам предлагается таблица-помощник. Прочитать и проанализировать цепочкой, рассуждая по образцу:
Слово ПРИЛЕТЕТЬ образовано от слова ЛЕТЕТЬ с помощью приставки ПРИ. Способ образования ПРИСТАВОЧНЫЙ.
Таблица-помощник.
Основные способы словообразования Примеры
1. Приставочный Прилететь← лететь, пригород←город
2. Суффиксальный Темнота← темный, рыбный← рыба
3. Приставочно-суффиксальный Безработица← работать, заграничный← граница
4. Сложение
1) целых слов
2) основ слов с помощью соединительных гласных О, Е
3) основ и присоединение суффикса Телефон-автомат←телефон, автомат
Хлебозавод←хлеб, завод
Черноморец←Черное, море
5.Слияние (образование слов из словосочетаний и предложений) Малопригодный←мало, пригодный
6. Переход из одной части речи в другую Больной (сущ.)← больной (ребенок)
2. У доски выполнение задания: определить способ образования слов.
Потемнеть(приставочный), автозаводской( суффиксальный), соединять( приставочно-суффиксальный), ледокол(сложение), мороженое( переход), благополучный( сложение), краснеть( суффиксальный), пригорок( приставочно-суффиксальный), нефтедобыча( сложение), гостиная( переход), издавна( приставочно-суффиксальный).
3. Самостоятельно определить способ образования 10 слов. Слова написаны на доске.
Серебряный(суффиксальный), осинник(суффиксальный), пригореть(приставочный), расчерченный(приставочно-суффиксальный), словообразование(слияние), школа-интернат(сложение), военный(переход), сначала(приставочно-суффиксальный).
4. Слово учителя: На предыдущем уроке мы повторяли правописание корней, а так как тема урока у нас «Словообразование», а основными средствами словообразования являются приставки и суффиксы, то более подробно мы повторим их правописание. На доске подсказка:
разбирать
─═
растирать
─═
Также на плакате написаны устойчивые приставки.
А) Упражнение 116(Учебник Валгиной).
Б) Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-тесно связано с пониманием их значения.
На плакате значения приставок ПРЕ- и ПРИ-.
Значение приставки ПРИ-
Присоединение Приближение Близость Неполнота действия
пришить приехать пришкольный присесть
Значение приставки ПРЕ-
Близость к приставке ПЕРЕ- Можно заменить словом ОЧЕНЬ
Преградить-перегородить Премудрая-очень мудрая
-Кроме того указывается на то, что существует много слов, где значение приставки неясно.
В) В 2 столбика нужно распределить слова, где значение приставки ПРЕ- и ПРИ- ясно и неясно. Под диктовку.
Приморский, Прибалтика, преодолеть, беспримерный, преобразовать, примитивный, прибрежный, приключение, преступление, пришить, прекратить, прилететь, престарелый, притворить дверь, претворить в жизнь, придорожный, премьера, привередливый, привычка, пригородный, приземлиться, присутствовать. презирать врага, преемник(президента), радиоприемник, пребывать в городе, прибыть вовремя, приступить к работе.
Слова с неясным значением приставки ПРЕ- и ПРИ- даны на карточках.
Г) Со словами , данными на карточках, составить словосочетания, объясняя их значение: претензия, приоритет, президиум, президент, престижный, премьера, призер, презентовать, примадонна, прелюдия, привилегия.
Д) Упражнение 126 самостоятельно.
5. Осложненное списывание.

Я пр…обрел книжонку сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта-классика. Почему вы говорите так пр…небрежительно возмутился я.
Что вы но ведь она тоненькая да и формат (не)большой ответил с…беседник.
Так я выяснил что мой с… беседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не замечает разницы в их значении.
- Вставить пропущенные буквы
- Записать 2 абзаца виде диалога
- Какая разница в значении слов «книжечка» и «книжонка»?(«книжечка»- уменьшительно-ласкательное, «книжонка»- пренебрежительное)
- Благодаря чему изменилось значение слова? ( благодаря суффиксу субъективной оценки)
- Определите значение приставок и суффиксов в слове СОБЕСЕДНИК( приставка СО-вместе, суффикс НИК- лицо)
- Подобрать примеры с данными суффиксами и приставками
6. Слово учителя.
Богатство словообразовательных суффиксов в русском языке дает возможность расширить пределы поэтического словаря.
Суффиксы субъективной оценки вносят разнообразные оттенки в значение слов, выражают авторскую оценку, идейный смысл произведения. Эти суффиксы выполняют разную роль: выражают расположение к собеседнику, придают ироническую окраску, создают фамильярно-непринужденный фон.
- Знакомство с суффиксами субъективной оценки, которые вносят разнообразные оттенки значений слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения.
а) уменьшительно-ласкательные суффиксы: -ец-(морозец), -ик-(столик), -ишк-(братишка), -к-(ножка), -ушк-(бабушка), -чик-(колокольчик), -еньк-(синенький)
б) увеличительно-неодобрительные суффиксы: -ищ-(домище), -онк-(шапчонка)
в) элемент торжественности вносят приставки: вос- (востребовать, восходить)
7. Прочитать тексты, выписать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Какую функцию выполняет оценочная лексика?
Текст 1.
А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А все оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и мы сидели бы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку- об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких- нибудь пустеньких поужинать собирали. (М. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы») Текст 2
Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке; с красными детски пухлявыми губками и нежными ручками; высматривала, как зверек. (И. Тургенев. «Отцы и дети»)( В первом тексте (8 слов) служат для создания портрета героя. Его речам ласковые слова придают слащавость, ими он старается прикрыть свое лицемерие и ханжество.)( Во втором тексте через слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами автор выражает свою симпатию к героине.)
8. Образовать слова с пренебрежительным значением, используя суффикс –ОНК- от слов лодка, рубаха, одежда, собака, шапка.
9. Домашнее задание: выписать из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» предложения со словами, содержащими уменьшительно-ласкательные суффиксы.