Конспект урока по русскому языку. 5класс.Правописание приставок ПРЕ -, ПРИ -.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Александровская средняя общеобразовательная школа
Островского района Костромской области

Конспект урока по русскому языку. 5класс.
Тема урока: Правописание приставок ПРЕ -, ПРИ -.
( 3 урок в системе уроков по данной теме)
Тип урока: Закрепление и систематизация знаний.
Технология урока: Развивающие и исследовательские методы.
Цель урока: Обобщить знания учащихся о правописании приставок пре -, при-.
Образовательные задачи: показать учащимся важность изучения данной темы в разделе «Морфемика»; показать важную роль различных значений приставок пре-, при-.
Развивающие задачи: продолжить развивать орфографическую зоркость учащихся; развивать кругозор и любознательность, творческие способности; учить излагать свои мысли
связно и последовательно.
Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к русскому языку; обогащать словарный и лексический запас школьника; развивать чувство прекрасного в детях; уважительно относиться к мнениям одноклассников.
Оборудование:
Репродукция картины Левитана.
Школьный толковый словарь под редакцией М.С.Лапатухина.
Эпиграф.
Ход урока.
I. Организационный момент урока.
- Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты,
Нас две ниточки связали
Теплоты и доброты.
II. Чтение эпиграфа к уроку. Формулировка темы и цели урока.


Оформление записей в рабочих тетрадях.
Приставки придают русской речи столько
богатейших оттенков! Чудесная выразительность
речи в значительной мере зависит от них.
В разнообразии приставок таится разнообразие смысла.
К.Чуковский.

III. Проверка домашней работы:
- Первая и вторая группы выполняли упражнение № 658.
(Составить словосочетания с глаголами, имеющими приставку ПРЕ-, ПРИ-; определить падеж существительных, выполнить орфографический разбор слов преклоняться).
Превзойти все рекорды;
превысить норму выработки;
преклоняться перед мужеством;
преуменьшить свою вину;
преуспевать в учёбе.

- Третья группа работала над сочинением – миниатюрой на тему «Весна», учащиеся использовали в работе слова на изученную орфограмму.


IV. - Монологический ответ учащегося о правописании приставок.
- Какие значения имеют приставки ПРЕ – и ПРИ - ?
Пре -
При -

1.Близкое значение к слову очень.
1.Приближение, присоединение, прибавление.

2.Близкое значение к приставке пере-
2.Расположение вблизи чего - то


3.Неполнота действий


V. Грамматическая задача.
Задание: Самостоятельная индивидуальная работа (один ученик
выполняет у доски).

- Вставить пропущенные буквы, указать значение приставки.
Пр. летели птицы.
Пр. бавился день.
Пр. били скворечник.
почки (приоткрылись).
- С каким значением приставки пре- и при- нет здесь примера?

VI. Работа со словами, имеющими приставки неясного значения.
Работа с толковым словарем.
Прибывать – приезжать Пребывать – находиться
Придать вкус, цвет Предать- предательство, измена
Призреть- приютить Презирать- не уважать
Приступить – начать Преступить закон
Притворить- не совсем закрыть Претворить- осуществить
Пренебрегать – относиться без должного внимания.
- Составить словосочетания, связав их с темой о природе: 1,2 группы - с первым столбиком, 3 группа – со вторым столбиком.




VII. Работа со словами: приключение, природа, привилегия, приоритет.
Устно составить предложение со словами.



VIII. Выборочно – распределительный диктант.
Задание: выписать в 2 столбика слова с пре- и при-. Указать значение приставок.
Пришла весна. Пригревает апрельское солнышко, тает последний снег в лесу.
Апрель – месяц прилета птиц. Если прислушаться к звукам, то услышишь превосходное пение пернатых друзей. Уже оттаял муравейник, и на вершину приподнялись муравьи. Они преодолевают трудности.

Пришла (прибл.)
Превосходное (очень)

Пригревает (неп. дейст.)
Преодолевают (пере-)

Прилет ( прибл.)


Прислушаться (неп. дейст.)


Приподнялись (неп. дейст.)



IX. Творческая работа.

Пр.красный принц пр.далекой и пр.миленькой страны нечаянно пр.обрел злого - пр.злого врага.
Принц очень любил весеннюю пр.роду, но пр.дпочитал путешествовать по пр.лестным окрестностям своего замка.
Только изредка он пр.глашал на свои прогулки пр.мьера.Это было его единственной пр.хотью.

X. Домашнее задание: 1, 2 группы выполнить упражнение № 663, выписать предложения со словами, имеющими приставки пре- и при- ; 3 группа- из худ. текстов выписать 5 предложений со словами на данную орфограмму.

XI. Итог урока. Оценки.








Творческая работа.

Пр.красный принц пр.далекой и пр.миленькой страны нечаянно пр.обрел злого - пр.злого врага.
Принц очень любил весеннюю пр.роду, но пр.дпочитал путешествовать по пр.лестным окрестностям своего замка.
Только изредка он пр.глашал на свои прогулки пр.мьера.Это было его единственной пр.хотью.



Творческая работа.

Пр.красный принц пр.далекой и пр.миленькой страны нечаянно пр.обрел злого - пр.злого врага.
Принц очень любил весеннюю пр.роду, но пр.дпочитал путешествовать по пр.лестным окрестностям своего замка.
Только изредка он пр.глашал на свои прогулки пр.мьера.Это было его единственной пр.хотью.


Творческая работа.

Пр.красный принц пр.далекой и пр.миленькой страны нечаянно пр.обрел злого - пр.злого врага.
Принц очень любил весеннюю пр.роду, но пр.дпочитал путешествовать по пр.лестным окрестностям своего замка.
Только изредка он пр.глашал на свои прогулки пр.мьера.Это было его единственной пр.хотью.


Творческая работа.

Пр.красный принц пр.далекой и пр.миленькой страны нечаянно пр.обрел злого - пр.злого врага.
Принц очень любил весеннюю пр.роду, но пр.дпочитал путешествовать по пр.лестным окрестностям своего замка.
Только изредка он пр.глашал на свои прогулки пр.мьера.Это было его единственной пр.хотью.


15