Конспект урока по русскому языку на тему Правописание приставок пре и при


Технологическая каРТА занятия № 10
Группа Дата
ОДБ. 01 Русский язык 11 «Г» 14.02.17 г.
Тема занятия Орфографические нормы русского языка. Правописание приставок ПРЕ и ПРИВид занятия Теоретическое
Тип занятия Комбинированное
Цель занятия Образовательная цель: повторить, углубить и систематизировать знания по правилам русского языка: «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-»
Развивающая цель: развивать логическое мышление и языковое чутьё, уметь пользоваться информационными источниками;
Воспитательная цель: уважать мнение отвечающих, выслушивать и соглашаться с замечаниями, если они справедливы; корректно выражать свою точку зрения.
Студент должен знать Студент должен уметь
- орфографические нормы русского языка;
- орфографические правила, регулирующие выбор букв “е” и “и” в приставках пре-, при-. - выявлять условия выбора гласных е – и в приставках пре- и при- ;
- формировать навыки написания приставок пре-/ при-;
- выделять главное, сопоставлять, обобщать.
Формы и методы контроля оценки Оценка выполнения заданий. Самооценка.
Наблюдение за работой студентов.
Межпредметные
связи Литература
Средства
обучения Технические: ПК, мультимедиа проектор, экран
Наглядные: мультимедийная презентация, раздаточный материал.
Основная
литература Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
Применяемые формы и методы обучения Методы:
По способу организации учебно-познавательной деятельности: методы формирования знаний, умений и навыков на практике.
По логике изложения и восприятия учебного материала: дедуктивные
По источнику учебного материала: словесные, наглядные, частично-поисковые.
Формы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Приёмы: орфографический диктант, орфоэпическая минутка, индивидуальная работа по карточкам, творческий диктант, самостоятельная работа.
Применяемые элементы педагогических технологий Информационно- коммуникационная технология
Здоровьесберегающая технология
содержание занятия

этапа Этапы занятия, учебные вопросы,
формы и методы обучения Временная
регламентация
этапа
1
Организационный этап:
Здравствуйте, уважаемые студенты! Я рада вас видеть и мне хочется с вами начать работу. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Кто сегодня отсутствует? 3
- проверка готовности студентов к занятию; - проверка посещаемости; - эмоциональный настрой
Музыка.
Релаксация. Звучит «Лунная соната» Л.В. Бетховена.
Сядьте, пожалуйста, удобнее, руки положите на колени, закройте глаза и мысленно повторяйте за мной:
Я отправляюсь в путешествие по Лингвистике…
Медленно и спокойно погружаюсь в языковой океан… Я радуюсь этому…
В моём сознании оживают лингвистические термины… Память моя крепка…
Лингвистика – от лат. «лингва» - язык, в целом наука о языке.
Грамматика объединяет в себе морфологию и синтаксис…
Орфография, содержащая правила правописания, представляется
мне интересной…
Меня на занятии ждёт успех…
Внимание моё растёт, голова мыслит ясно…
Я хочу много знать, я буду много знать и уметь…
Я готов в путь…
И вот в моей тетради появляется запись «Четырнадцатое февраля, вторник». Оценка вашей работы на уроке – при осуществлении цели и решении задач урока, будет осуществляться посредством выставления поурочного балла.
На слайде: карта оценивания обучающихся на уроке:
Фронтальная работа на уроке.
Индивидуальная работа у доски
Индивидуальная работа.
Самооценивание 2 Проверка домашнего задания по теме: «Совершенствование орфографических умений. Правописание чередующихся гласных в корнях слов» 7
2.1 Фронтальный опрос («Мозговой штурм»):
Приведите пример проверяемой безударной гласной в корне. Отчего зависит её написание?
Приведите пример непроверяемой безударной гласной в корне. Каким правилом вы будете руководствоваться?
Как проверить чередующуюся гласную в корне, которая зависит от гласной за корнем?
Приведите пример чередующейся гласной в корне, которая зависит от суффикса за корнем.
Отчего зависит конечный согласный в таких корнях как: лаг,лож, скак, скоч, раст, рос, ращ. Какие слова исключения вы знаете по данному правилу?
Какие чередующиеся корни зависят от ударения?
В каких корнях чередующаяся гласная зависит от значения слова?
В каком случае в словах с чередующимися гласными будем писать мак, а в каком мок? 2.2 Индивидуальная работа по карточкам:
Вставить пропущенные буквы.
1.Соч..тание2.Распол..житься
3.Заж..гать
4.Пл..вчиха5.Выр..щивать6.К..снуться7.Раст..рать8.Раст.реть9.К..саться 10. Р..сток2.3 Орфографический диктант: Работа у доски, взаимопроверка
Мировоззрение, бракосочетание, презентация, располагаться, одиннадцать, аббревиатура, аккордеон.
Запомнить: интеллигент, невтерпёж. 2.4 Орфоэпическая минутка:
1.Произнесите слова в соответствии с нормами устой литературной речи:
выборы
жалюзи
километр
процент
документ
щавель
каталог
звонит
торты
договор
банты
красивее
новорождённый
ходатайствовать
Запомнить: исчерпать, избалованный. 3 Мотивационный момент: (создание проблемной ситуации)
Проблемная ситуация.
Посмотрите на доску.
Пр..богатый, пр..большой, пр..красный, пр..ломить, пр..ступить, пр..градить, пр..школьный, пр..городный, пр..уральский, пр..шить, пр..ехать, пр..сочинить, пр..открыть, пр..поднять, пр..встать.
- Какие гласные пропущены в данных словах?
-В какой морфеме пропущены буквы?
5
- обоснование необходимости изучения данной темы, сообщение темы
- Попробуйте сформулировать тему занятия.
- Как вы думаете, данная тема нашего занятия пригодиться в вашей будущей профессии? Где именно? - вовлечение студентов в процесс постановки целей и задач занятия
- А смогли бы вы без затруднений определить в этих словах какую гласную нужно поставить в приставке?
Что нужно знать, чтобы правильно писать данные слова?
- Какова цель нашего урока?
- Какие задачи мы должны с вами решить, чтобы достигнуть поставленных целей? 4 Актуализация знаний:
Поэтическая разминка.
Задание. Прочитайте стихотворение.
(Не)пр_выкайте к ч_десам –
Д_витесь им, д_витесь!
(Не)пр _выкайте к н_бесам,
Гл_зами к ним т_нитесь,
Пр_глядывайтесь к обл_кам,
Пр_слушивайтесь к пт_цам,
Пр_кладывайтесь к р_дникам, –
Н_что (не)повторится.
(В.Шефнер)
- В этом стихотворении есть слова по правилу, которое мы с вами изучаем сегодня? Найдите их. 5. Изучение и закрепление нового материала 25
5.1 Работа по раздаточному материалу «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ». Заполнение таблицы. 6 Первичная проверка понимания 6.1 Работа по презентации. Творческая работа.
К данным словам подберите синонимы с приставками пре-, при.
Сплошной, правонарушение, склонность к какой-либо деятельности, убежище, загородить, понравиться, очень хвалить, превзойти.Подберите антонимы с приставками пре- и при-
Удаляться; очень злой; уродливый. 6.2 Работа со словарными словами по изучаемому правилу.
Отметьте и запомните слова, где затруднительно выделить приставку, а также определить ее значение.
Препятствие, препоны, преисподняя, прегрешение, пренебрегать, прекословить, препираться, престол, превратный, пресловутый, прельстить, преклонный, преследовать, преподаватель, преподнести, предел, препроводить, преподобный, камень преткновения, прелюдия, премьера, престиж, президент, претензия, президиум, претендент, прецедент.Прибаутка, привередливый, пригожий, прибор, приличия, пристойно, приказ, приключение, присяга, причина, причуда, притязание, природа, пример, прическа, прискорбно, приволье, прицеп, примета, прилежный, приятный, приватный, приматы, примитив, примадонна, привилегия, приоритет.7 Физминутка 8. Закрепление
Выполнение упражнения № 142 на стр.90 (работа по тексту: выборочное, распределительное списывание, заполнение таблицы) 8.1 Проверка усвоения темы. Обобщение (контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция)
Дифференцированное задание.
Выберите одну карточку для работы.
Сложная карточка
Средняя карточка
Простая карточка 9
Подведение итогов занятия:
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- При каких значениях пишется приставка при-; при каких – пре-? 5
Домашнее задание на выбор (информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению) - упр. 143 стр. 90 по учебнику «Русский язык. 10-11 кл» под ред. Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В.;
- подготовить тест с ответами (10 вопросов) на тему «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ»;
- подготовить сообщение на тему «Морфологические и немофологические способы образования слов».
- написать мини-рассказ (не менее 10 предложений), в котором будут встречаться приставки пре- и при- с разным значением (не меньше 12 раз). - выставление оценок за работу на уроке Рефлексивно-оценочный этап:
Возьмите карту самооценивания и оцените свою работу на занятии.
Эмоциональная рефлексия: притча
Проанализируйте свою работу на уроке, прослушав притчу: «Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» и тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил: «А что ты делал целый день?» и тот ответл: «Я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовлетворением: «А я принимал участие в строительстве храма!» А что же на уроке делали вы?Итого: 45 мин

О.В. Кривенко
Преподаватель (И.О. Фамилия)