Презентация по русскому языку на тему Правописание приставок пре- и при- (6 класс)


Гласные в приставках пре- и при-. Презентацию подготовила Макарова. А. А., учитель русского языка МБОУ СШ № 74 г. Ульяновска Повторим пройденное 1) После жаркого лета пришла золотая осень. 2) Погода стояла ненаст-ная. 3)Уже не пригревало тёплое солнышко, не подмигивало всем вокруг. 4)Уже не щебетали весело птицы. 5) Надев разно-цветный наряд, лес не-узнаваемо изменился. А 1. Озаглавьте текст. 1) После жаркого лета пришла золотая осень. 2) Погода стояла ненаст-ная. 3)Уже не пригревало тёплое солнышко, не подмигивало всем вокруг. 4)Уже не щебетали весело птицы. 5) Надев разно-цветный наряд, лес не-узнаваемо изменился. А 2. Какое изобразительно-выразительное средство ис- пользует автор в 1 предложении, рисуя осень («пришла …осень»)? а) олицетворение; б) сравнение;в) эпитет. 1) После жаркого лета пришла золотая осень. 2) Погода стояла ненаст-ная. 3)Уже не пригревало тёплое солнышко, не подмигивало всем вокруг. 4)Уже не щебетали весело птицы. 5) Надев разно-цветный наряд, лес не-узнаваемо изменился. А 3. Найдите в 3 предложении слово, образованное суффиксальным способом. 1) После жаркого лета пришла золотая осень. 2) Погода стояла ненаст-ная. 3)Уже не пригревало тёплое солнышко, не подмигивало всем вокруг. 4)Уже не щебетали весело птицы. 5) Надев разно-цветный наряд, лес не-узнаваемо изменился. А 4. Найдите в 4 предложении слово, соответствующее схеме: корень + суффикс + суффикс + окончание. 1) После жаркого лета пришла золотая осень. 2) Погода стояла ненаст-ная. 3)Уже не пригревало тёплое солнышко, не подмигивало всем вокруг. 4)Уже не щебетали весело птицы. 5) Надев разно-цветный наряд, лес не-узнаваемо изменился. А 5. В каком слове 3 предложения приставка имеет значение «неполнота действия»? Цель урока: 1.Познакомиться с правописанием приставок пре- и при-. 2. Научиться узнавать приставки, определять их правильное написание в зависимости от значения. Объяснение новой темы. 1) Работа с материалами для наблюдения.2) Чтение параграфа учебника. Приставки ПРЕ-1. = пере, через, по-иному(преградить, превращать) 2. = очень, весьма, высшая степень качества(пребольшой, премилый) ПРИ-1. Пространственная близость(прибрежный, приусадебный)2. Приближение(прилететь, приехать)3. Присоединение(прилепить, пришить)4. Неполное действие(прилечь, присесть) Первичное закрепление Вставьте пропущенные буквы, объсняя орфограмму. Пр…красная музыка, слегка пр…храмывал, пр…рвать рассказ, пр…близиться к другу, сидел пр…спокойно, пр…вокзальная площадь, пр…дорожное кафе, неохотно пр…встать, пр…лепить к стене. Физминутка Вторичное закрепление Уровень А. Запишите в 1 столбик слова, в которых пишется приставка пре-, а во 2 – при-. Графически выделите орфограмму. 1.Пр…колоть к доске. 2. Пр…встать с места. 3. Пр…неприятный разговор.4. Пр…кратить ссориться. 5.Пр..ехать к бабушке. 6. Пр..-ступление и наказание. 7. Пр…забавный ребенок. 8. Пр…остановить движение. 9. Пр…морский парк. Вторичное закрепление Уровень Б. Замените обороты словами с приставками пре- и при-, графически выделите орфограмму. Очень неприятный; находящийся возле школы; очень интересный; устный рассказ, история, передающаяся из поколения в поколение; обратить что-либо в нечто другое; лечь ненадолго; нарушить закон; немного открыть; добежать до конечного пункта; находящийся у дороги. Вторичное закрепление Уровень В.Напишите связный текст по картине, используя слова : пр…шла, пр…образила, пр…нарядились, пр…- оделись, пр…красная. Выделите орфограмму графически. . Подведём итоги.1. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «не до конца совершённое действие»:1) преобразить; 2) прибрежный;3) преступник;4) прикрывать. Ответ: 4) прикрывать Подведём итоги.2. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»?1) прислушивался;2) пререкаться;3) присесть; 4) прилетевший. Ответ: 4) прилетевший Подведём итоги.3. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «высшая степень качества, = очень»?1) прилететь;2) притопывая;3) премиленький;4) пререкаться. Ответ: 3) премиленький Подведём итоги.4. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «пере-»?1) прерывать;2) преспокойно;3) преинтересный;4) преобразить. Ответ :1) прерывать Подведём итоги.5. В каком слове правописание приставки определяется её значением –«близость»?1) приглушённо; 2) прибрежный;3) прицепиться;4) прислушаться. Ответ: 2) прибрежный Спасибо за работу!