«Использование технологии педагогических мастерских на уроках физики ».


"Педагогические мастерские" - технология на уроках физики

Учитель на современном уроке должен выступать как организатор деятельности учащихся. Поэтому на первый план выходит задача - научить учащихся учиться, т.е. реализовать мысль К.Д. Ушинского: «Наставник должен только помогать воспитаннику с трудностями постижения того или иного материала: не учить, а только помогать учиться».
Организовать учебный процесс таким образом, чтобы, используя различные источники, ученики, могли бы сами добывать знания, поможет нетрадиционная форма преподавания «Педагогические мастерские». Эта методика хорошо изложена Н.В. Шкляевой в газете «Физика» № 21/2004 г.
Педагогические мастерские – необычайная система обучения и нестандартная форма учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности учителя и ученика, дарит радость творчества. Это здоровьесберегающая технология. Выразить сущность этой методики не просто, ее надо видеть и пережить.
Принцип мастерской: «Все равны в способности стать выше того уровня человечности и образованности, на котором находится каждый». «Каждый способен к творчеству» - Л.С. Выгодский.
У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. А мастерская – это метод, который позволяет и детям, и взрослым воспринимать новое без нажима со стороны учителя. В мастерской работают все, хотя на тебя, на твою манеру поведения никто не обращает внимания. Традиционная методика преподавания не раскрывает до конца творческий потенциал человека, закрепляет его зависимость от решений, принимаемых другими, она предлагает истину: «Делай как я». Закон же мастерской: «Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, и корректируй себя сам». В работе мастерской имеет значение не только результат творческого поиска, не менее важен, а иногда и больше, сам процесс. Каждый должен попробовать изобрести свой «велосипед», свое «колесо». Здесь ученик может использовать всю информацию, полученную из самых разных источников.
Мастерская является технологией проблемно-поискового обучения. Часто на уроке по традиционной методике учитель навязывает проблему ученикам. Он приходит в класс и объявляет: «Тема нашего урока.. Сегодня на уроке нам предстоит решить проблему Цель нашего урока..». Или учитель предлагает учащимся решить проблемную задачу, для решения которой у учеников недостаточно знаний. Важное отличие новой технологии: Мастер не ставит сам проблему. Его труднейшая задача подобрать на начальном этапе урока такое задание, который «наведет» в умах учеников мотивационный вопрос. Этот проблемный вопрос должен быть связан с потребностями и интересами школьника. Важно, чтобы встреча с проблемой происходила в ходе какой-то деятельности, уже осуществляемой учеником, и опиралась на имеющийся у учащихся жизненный опыт.
Мастерская является средством для реализации образовательной и воспитательной функции обучения. Ученики на этом уроке испытывают эмоциональный подъем в творческих ситуациях, чувство новизны и необычного, раскованность мыслей. У них развиваются такие важные качества: когнитивные: умение видеть, любознательность, умение задавать вопросы; оргдеятельные: получать и осознавать свои результаты, сравнивать их с аналогичными результатами одноклассников, коммуникативность.
При всем разнообразии мастерских есть некий общий алгоритм процесса.
«Индуктор» - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, начало мотивирующее творческую деятельность каждого.
Работа с материалом – текстом, красками, звуками, с природным материалом, с моделями и схемами. Это «деконструкция» - превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий, тот первоначальный «хаос», из которого когда-то родились свет и тьма А затем последует «реконструкция» - создание своего мира: текста, рисунка, закона. Изобретение велосипеда.
«Социализация» - пронизывает всю работу. Это соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Это работа в малой группе, в диалоге, просто представление всем промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Ставится задача не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.
«Разрыв» - кульминация всего творческого процесса. Разрыв – как озарение, как новое видение предмета, как переход к новому осознанию предмета. И проявляется информационный запрос. У каждого – свой запрос.
Последний, обязательный этап: рефлексия. То, чему нам просто необходимо научиться. Самоанализ. Не оценочные осуждения: «Это хорошо, это дурно», - а анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.
А результат? Видимо, он зависит то типа мастерской. Создавая мастерскую, учитель предварительно работает с большим объемом информации, чтобы в мастерской остаться в тени. Мастерами не рождаются, ими становятся.
Я рада сотрудничать со своими коллегами, и предлагаю урок, который я провожу.

Мастерская «Плавает или тонет?», 1 ч. 7-й класс.
Цель мастерской:
Образовательная: изучение условия плавания тел и возможности использовать его в повседневной жизни.
Развивающая: развивать умения видеть в явлениях окружающего мира действие законов физики; развивать способности анализировать, делать выводы, логическое мышление и экспериментальные навыки.
Воспитывающая: убеждение в существовании закономерностей в природных явлениях; в познаваемости окружающего мира; создание позитивного отношения учащихся к изучаемому материалу.
Оборудование:
1). На столе учителя - аквариум с водой, лист жести, жестяная коробочка, шарик, наполненный гелием и пустой шарик, большая льдина, дробина, две чашечки. Плакат «Условие плавания тел».
2). Для работы учеников по группам: 1) медный цилиндр, стаканы с водой, груз, динамометр, три груза на ниточке (одно тонет, одно плавает, одна всплывает, таблица плотности вещества, комплекты тел одинакового объема.
Ход урока
Опрос:
Сформулируйте закон Архимеда.
Как рассчитать силу Архимеда?
От каких величин зависит выталкивающая сила?
Какие тела действуют на тело, погруженное в жидкость?
Как называют силы, действующие со стороны этих тел?
Против какой силы действует сила Архимеда?
Изучение нового материала.
Индуктор Учитель: Давайте поиграем в угадайку «плавает или тонет?».
- Большая льдина и малая дробина?
- Лист жести и коробочка, выполненная из такого же листа?
- Чашечка?
(После ответов учеников, указанные тела, опускаются в аквариум и демонстрируют, что одно тело тонет, другое плавает)
- Надуйте шарик. Сравните с шариком, наполненным гелием?
Социализация. Разрыв. Учитель: - Что надо сделать, чтобы ответить на вопрос –при каком условии тело будет плавать, а когда утонет. Какие гипотезы вы можете выдвинуть?
Ученики: 1) сравнить силы; 2) сравнить плотности.
Учитель: предлагаю практическую работу по группам.
Класс делится на 5-ть групп.
1-я группа – измерить объем тела с помощью измерительного цилиндра и вычислить силу Архимеда, результаты записать на доске. Оборудование: 3-и тела на нити одинакового объема, измерительный цилиндр.
2–я группа – с помощью динамометра измерить силу тяжести 3-х тел одинакового объема, и записать результаты на доске.
3-я группа – сравнить плотности 3-х тел с плотностью воды, пользуясь таблицей плотности тел. И результаты записать на доске.
4-я группа – используя весы и разновески, определить силу тяжести тел и результаты записать на доске.
5-я группа – используя 3-и тела, сливной стакан, весы и разновески, определить силу тяжести вытесненной воды.
Социализация. Самокоррекция. Учитель: посмотрите на результаты опытов и выведите условия плавания тел. Обсудите свои мысли в группах. Представьте, что вы группы ученых, издайте закон плавания тел и подпишитесь своими именами.
Ученики: обсуждают результаты и вывешивают на доске.
Учитель: вывешивает плакат «Условие плавания тел». Сравните свои результаты с плакатом и запишите в тетрадь.
Разрыв. Учитель: приготовить сообщение - плавание судов и подводных лодок, рыб и объясните результаты опытов, поставленных вначале урока.
Рефлексия. Учитель: на листочках с изображением кораблей напишите и сдайте мне – «Что вы чувствовали, где было трудно, где было легко, какое чувство у вас после урока»
Учитель: Ну а теперь выясним, кто из вас достоин звания лучшего знатока закона Архимеда.
Отец и маленький сынишка ныряют в воду. Кого вода выталкивает и почему?
Где легче удерживать кирпич в бензине или в керосине?
Можно ли потушить водой горящий керосин?
В сосуде плавает деревянный брусок с крючком. Определите выталкивающую силу, располагая только динамометром. Как это сделать?
Деревянный брусок плавает вначале в керосине, а затем его переложили в воду. Где выталкивающая сила больше?
Будет ли на Луне выталкивающая сила такой же, как на Земле?
Почему воздушные шары поднимаются лишь до некоторой высоты, а дальше не могут?
Домашнее задание.