Аналитический отчет на аттестацию


Аналитический отчет
учителя начальных классов МБОУ «Точилинская СОШ»
Смоленского района Алтайского края
Мауль Марины Александровны
Вы загляните в детские глаза.
Вам истина откроется простая:
Нельзя учить, души не отдавая,
И в этом смысла жизни красота!
Я, Мауль Марина Александровна, работаю учителем в МБОУ «Точилинская СОШ» с 2012 года. В 2009 году закончила Бийский государственный университет им. В.М.Шукшина. Общий педагогический стаж – 4 года.
За свою педагогическую деятельность награждена почетной грамотой Комитета по образованию и делам молодежи Администрации Смоленского района.Ориентируясь на сегодняшнее, информационное общество школа должна готовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение своей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.  Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться». Особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Изучив особенности организации учебного процесса при работе по УМК «Перспективная начальная школа», пройдя курсы повышения квалификации, разработала рабочие программы и приступила к обучению детей по данному УМК. В 2014-2015 учебном году я работала в третьем классе по ФГОС. 
Целью аналитического отчета является проведение самоанализа и оценки результатов собственной педагогической деятельности.
Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.
Для этого необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия. Поэтому мне, как учителю, необходимо не только доступно всё рассказать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий.
Исходя из этого, организацию  учебной деятельности учащихся я строю на основе системно - деятельностного подхода и делаю опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
ИКТ-технологию;
проблемно-диалогическую технологию;
игровую технологию;
технологию организации проектной деятельности;
здоровье сберегающую технологию.
Отслеживая качество образовательного процесса, необходимо подчеркнуть важность различия качества результата и качества процесса образования. Результатом образования являются изменения в компетентности учащихся, оценка которых входит как составная часть в образовательный процесс. Влиять на качество результата – значит изменять что-либо в самом процессе, приводящем к данному результату.
О том, что мною созданы условия для успешности учащихся, для их развития и самореализации, и о том, что поставленные задачи решены, свидетельствует стабильность высоких учебных достижений учащихся. Ее можно отследить по диаграмме качества знаний.


(диаграмма построена на основе данных «Сетевого города» за 2014-2015 г.)
Для стимулирования деятельности учащихся на уроке использую следующие приёмы:
1. Чёткая, конкретная формулировка цели урока и постановка цели различных этапов урока. Например, при опросе учащихся у доски активизации внимания класса способствует целевая установка. Ребята знают, что надо прокомментировать, оценить ответ, задать вопросы отвечающему.
2. Организация обратной связи на каждом этапе урока.
3. Решение дидактической задачи организационного этапа урока, т.е. настрой учащихся на активную работу.
4. Применение различных форм устной работы.
5. Постановка учебной проблемы.
6. Организация дифференцированного и индивидуального подхода.
7.Создание проблемных ситуаций.
8.Создание ситуации успеха.
Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, отслеживаю, какими способами деятельности овладел ребенок в ходе обучения, каковы психологические особенности этого процесса и степень осмысления учащимися собственной деятельности. Отслеживание вела по трем показателям: наблюдательность, мышление и практические действия.
Введение ФГОС второго поколения предполагает широкое использование информационно – коммуникационных технологий в учебном процессе.
Чтобы соответствовать требованиям квалификации учитель должен владеть современными образовательными технологиями, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. В межаттестационный период я изучила назначение и возможности программ: Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Excel, графический редактор, Produse и т.д. При проведении уроков использую мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. К.Д. Ушинский считал, что именно наглядность служит опорой для развития разума, действия и речи ребёнка, что является результатом качественного обучения. Мультимедийные презентации применяю на различных этапах урока при изучении и закреплении учебного материала, для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса, для устных упражнений, предлагаю учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи.
Урок – презентация обеспечивает получение большего объёма информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду. Это позволяет акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации. Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным.
Современный урок литературного чтения невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Организую сопоставление иллюстраций, работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в виртуальном музее.
На уроках закрепления часто использую цифровые образовательные ресурсы по русскому языку и литературе, электронные тренажеры ( «Техника чтения»), с помощью которых учащиеся могут не только применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат.
Сегодня одним из самых удобных современных способов поиска и передачи информации является интернет. Ресурсы сети Интернет я использую как для поиска дополнительного материала к урокам и презентациям, так и для самообразования и повышения своей квалификации.
Выполняя домашнее задание к урокам, учащиеся используют разнообразный иллюстративно-информационный материал, который самостоятельно находят в Интернете, составляют презентации. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение работать с различными источниками информации.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – является игра. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы. На уроках обучения грамоте использую игры, совершенствующие слуховое восприятие. Для уроков математики - игры на отработку состава числа “Домики”, “Собери елочку” и др.
В своей работе я использую компьютерные развивающие игры для детей разного возраста, которые тренируют память, логику, координацию движений, умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи.
Практически в каждый урок стараюсь ввести игру или игровой момент. Это может быть урок – сказка, урок – соревнование, урок – путешествие и др.
Изучаю и активно внедряю в практику своей работы здоровьесберегающие технологии. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке, разноуровневые домашние задания и т.п. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, провожу на выбор: гимнастику для глаз, физкультразминку, музыкальную паузу или минутный «сон».
Сегодня остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности, и в новых учебниках включена проектная деятельность. Поэтому я начала изучение педагогической технологии – метод проектов.
Мною была организована работа над проектом «Моя семья». Детские презентации были представлены на родительских собраниях. Оказываю помощь на этапах создания работы. Вместе с детьми анализируем полученный результат. Данный анализ и является оценкой достижения. Стимулом для дальнейшей деятельности является выставка работ, защита проектов на родительском собрании, соревнования.
Собственные наблюдения показали, что особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе младшие школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование технологии проектного обучения в начальной школе повышает общее интеллектуальное развитие, также способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Считаю, что образовательный процесс не может ограничиваться только урочной деятельностью. Поэтому большое внимание уделяю организации внеурочной и внеклассной работы.
Наиболее оптимальными формами организации внеклассной работы по предмету в начальной школе являются предметные олимпиады и конкурсы, предметные недели, внеклассные мероприятия по предметам.
Мною разработана программа внеурочной деятельности «Узнаем сами», срок ее реализации 2 года. Программа предназначена для работы с детьми 3-4 классов, обучающихся по УМК «Перспективная начальная школа» и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Клубные занятия проводятся в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.). Клубная проектная деятельность предполагает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников (в рамках программы «Перспективная начальная школа» интерактивные клубы «Ключ и Заря» и «Мы и окружающий мир»), олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д.
Мои воспитанники являются постоянными участниками Всероссийского конкурса по языкознанию «Русский медвежонок», «Британский бульдог» и т.д.. Также активно принимают участие в ежегодной школьной предметной олимпиаде. Участие в олимпиадах дает детям уверенность в своих силах, способствует их социальной адаптации.
Результаты участия школьников в предметных олимпиадах, конкурсах разного уровня:
Наименование мероприятия Уровень Количество участников Результаты
Всероссийский конкурс по языкознанию «Русский медвежонок» российский 12 Сертификаты
«Британский бульдог» российский 5 сертификаты
Конкурс рисунков «Я люблю рисовать» район 2 1-е место
Конкурс проектов «Мой замечательный класс» район 2 3-е место в номинации «Раздаточная продукция», 2-е место в номинации «Мультимедийная презентация»
Фестиваль, посвященный 10-летию поэтического объединения «Родники» район 2 дипломы
Олимпиада по литературе район 2 Важным направлением в работе определяю создание и формирование содружества семьи и школы. Каждодневное сотрудничество с родителями учащихся стараюсь наладить не только в рамках урока, но и во внеурочной деятельности. Встречи на семейных праздниках, в поездках, походах, на родительских собраниях и индивидуальных беседах стараемся организовать совместно с родителями, реализуем задуманное и анализируем результаты вместе.
Создание оптимальных условий для взаимодействия субъектов образовательного процесса, для повышения общественной значимости процесса и результата образования, помогают реализовать цель: воспитание социально-адаптированной личности, способной жить в реальном мире. Думаю, что посещение кружков и секций способствует реализации этой цели. В межаттестационный период являлась руководителем театрального кружка «Арлекино», который посещали 15 учащихся начальной школы и среднего звена. Мои воспитанники являются постоянными участниками общешкольных мероприятий, творческих конкурсах разного уровня(районный конкурс чтецов, районный фестиваль «Родники»).
Участие в конкурсах педагогического мастерства – неотъемлемая часть моей деятельности. Подготовка к конкурсу – это кропотливая работа, требующая переосмысления своей деятельности, тщательного анализа проделанной работы. В 2014 году принимала участие в конкурсе педагогического мастерства среди молодых специалистов Смоленского района «Призвание» (благодарность, 3-е место), участвовала в региональном семинаре на базе Бийского лицея. Принимаю активное участие в работе школьного методического объединения, являюсь заместителем руководителя районного методического объединения молодых специалистов, делюсь с коллегами своим опытом, провожу открытые уроки, мероприятия, участвую в конференциях и семинарах. Имею собственный сайт, где постоянно публикую методические разработки.
Популяризация собственного педагогического опыта:
Тема Уровень
Выступление на ШМО классных руководителей «Системно–деятельностный подход в воспитательной работе с детьми группы риска»,2013г школа
Открытый урок по окружающему миру «Географическая карта», 2014г район
Открытый урок по окружающему миру «Вода - растворитель»,2014г район
Открытый урок по русскому языку «Настоящее время глагола», 2015г район
Неделя русского языка и литературы,2012г, 2013г. (олимпиада, игра «Вопрос на засыпку») школа
Внеклассное мероприятие «Осень золотая», 2014г школа
Внеклассное мероприятие «Рыцарский турнир», 2013 школа
Публикация методических разработок в СМИ ЗАВУЧ.ИНФО ПРОШКОЛУ.РУ
infourok.ru
nsportal.ru
В рамках самообразования мною были пройдены курсы повышения квалификации по следующим темам: БФ АКИПКРО 2014 год, 108 часов, «Система оценки образовательных достижений школьников в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения»; Межрегиональный практический семинар в Бийском лицее (9.12.14г), 9ч.
Анализ педагогической деятельности позволил понять необходимость повышения профессионального мастерства, планирования своей деятельности, овладения новыми активными методами обучения.
Данная работа помогла мне спланировать программу самообразования, позволила мне выявить проблемы, сформулировать задачи, определить пути и средства их решения.
В заключении хотелось бы сказать, что учитель – это человек, готовый и умеющий непрерывно учиться. Только человек, горячо влюбленный в свою профессию и постоянно самосовершенствующийся, может сегодня успешно работать в школе. Поэтому в перспективе я планирую:
- продолжить работу по изучению и использованию образовательных технологий деятельностного типа;
- продолжить работу по теме самообразования;
- активизировать работу по обобщению и распространению педагогического опыта.
Подводя итоги своей педагогической деятельности за период с 2012-2015 год, хотелось бы отметить, что в целом он был содержательно наполнен знаниями о деятельностных технологиях и внедрением новых технологий в образовательный процесс. Была сделана попытка реализовать одно из требований к результатам образования -повышение качества образования.