Конкурсные материалы на конкурс педагогических достижений «Информационные и коммуникационные технологии в обучении биологии»


Муниципальное общеобразовательное учреждение Петропавловская средняя общеобразовательная школа Павинского муниципального района Костромской области

Районный конкурс педагогических достижений работников образования «Призвание педагог-2015»
Номинация «Инновационные методики и технологии в обучении.
«Информационные и коммуникационные технологии в обучении биологии»
Басалаева Светлана Михайловна
Д.Березовка- 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение - стр.2
Обзор литературы-стр.3
Использование инновационных технологий в обучении биологии-стр.4
Виды учебной деятельности с применением ИКТ-стр.6
Заключение - стр.9
Список литературы - стр.10
Приложения-стр.10
ВВЕДЕНИЕ
Образование – это основа формирования любого цивилизованного общества. Содержание образования должно всё время обновляться, следуя в ногу с наукой и практикой, методы и технологии образовательного процесса должны постоянно совершенствоваться, находя поддержку в практической деятельности человека, удовлетворяя потребностям государства и социальному спросу. Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых немалое место занимает необходимость повышения качества и доступности образования. Возникает необходимость увеличения академической мобильности, интеграции в мировое научно-образовательное пространство, усиление связей между разными уровнями образования. То есть необходим качественно новый уровень развития образовательного процесса, который позволил бы реализовать главную цель образования – подготовить человека к жизни в постоянно меняющемся мире и обеспечить его возможности и способности к саморазвитию.
Одним из средств достижения данного результата являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.
Проблемой инновационных технологий занималось и продолжает заниматься большое число талантливых ученых и педагогов: В.И.Андреев, И.П.Подласый, В.В Шапкин, В.Д. Симоненко, В.А Сластёнин и многие другие. Все они внесли неоценимый вклад в развитие инновационных процессов в России. Однако нет предела совершенству, и каждый год появляются новаторы в данном направлении науки, создаются новые и совершенствуются уже созданные педагогические технологии.
Цель данной работы: Изучить особенности использования инновационных технологий при обучении биологии.
Задачи:
1. раскрыть сущность коммуникативных технологий обучения;
2. рассмотреть возможности обучения биологии учащихся с помощью Интернет;
3. определить использование информационных технологий при обучении биологии;
4. выявить роль информационных технологий в обучении биологии.
Актуальность:
 Последнее десятилетие ознаменовалось введением в школьную программу большого количества новых учебных дисциплин.
В связи с ограниченными, накладываемыми психолого-физиологическими возможностями обучаемых, временными рамками обучения, материальной базой школы и ее финансированием, расширение программы обучения происходит за счет уменьшения ресурсов на обучение традиционным дисциплинам.
В результате различного рода нововведений особенно пострадала учебно-методическая база обучения биологии.
Глубокая информатизация соответствующих школьной биологии наук – биологии, экологии, медицины, сельскохозяйственных наук – требует расширения учебно-методической базы обучения биологии за счет включения средств новых инновационных технологий как средств изучения живого в различных его проявлениях.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.
Инновации (англ. Innovation — нововведение) — внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. В принципе, любое социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового, т.е. серийного распространения, можно считать инновациями.
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся и развивающемся обществе, формирование у него способностей к саморазвитию. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму повседневной жизни человека, которая применима во всех сферах его деятельности.
Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность качественно новых дидактических и воспитательных программ, предполагающих решение педагогических проблем. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого «нешаблонного» мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, — основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе [4].
Итак, существует ряд образовательных (педагогических) технологий, применение которых позволяет реализовать все выше перечисленные задачи.
Для начала необходимо чётко обозначить понятие «педагогическая технология». В его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
• Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
• Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
• Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
• Технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
• Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
• Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
• Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ.
В настоящее время обществу необходимы творческие, самосовершенствующиеся, конкурентно способные личности.
Владение информационными и коммуникативными технологиями позволяет человеку уверенно чувствовать себя, дает возможность и создает условия для формирования творческой, самосовершенствующиеся личности. В настоящее время, когда процессы информатизации в обществе постоянно ускоряются, изменяются, современная школа не должна оставаться в стороне. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникационных технологий [2].
В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, направлений.
Таким образом, информационные технологии становятся базой современного образования.
Информационные и коммуникационные технологии, входящие в жизнь каждого человека, способствуют качественному решению задачи подготовки личности, востребованной обществом.
Это возможно только при важном условии: педагог, владеющий ИКТ - компетенциями организует учебную деятельность учащегося и управляет ею. Основная роль педагога для успешного решения образовательных задач, овладения учащимися профессиональными знаниями сводится к созданию необходимых условий для достижения поставленной цели [6].
Компьютер как способ и средство обучения применяется в современной школе многопланово: как обучающее устройство, как тренажер, репетитор, в качестве моделирующего устройства разнообразных ситуаций, как средство аудио и визуальной наглядности, как типография, для создания раздаточного материала.
Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности позволяет решить следующие проблемы: индивидуализация и дифференциация обучения; мотивация обучения; избежание трудностей при работе с печатными пособиями; дефицит времени; активизация самостоятельной работы учащихся.
У всех школьников, участвовавших в проектной деятельности по биологии, значительно возрос интерес, они научились самостоятельно ставить проблему и находить ее решение, показали более высокие результаты в проверочных работах по соответствующим темам школьного курса, чем другие учащиеся [1].
Процесс обучения биологии в современных условиях требует нового типа организации образования, а значит, изучения тех инновационных процессов, которые опираются на гуманизацию, демократизацию, технологизацию и реализацию инновационных стратегий в ситуации компьютерного обучения.
Использование ИКТ на уроках биологии позволяет мне сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным.
Моделирование природных явлений и процессов на компьютере необходимо, прежде всего, для изучения явлений и экспериментов, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, но они могут быть показаны с помощью компьютера.
Компьютерная лекция, разработанная средствами POWER POINT, - это тематическая и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе.
Также при изучении биологии большую помощь оказывает применение электронных и информационных ресурсов с аудиоинформацией записи звуков живой и неживой природы.
На некоторых уроках биологии демонстрирую мультимедиа-учебники - набор интерактивных средств обучения, которые содержат помимо гипертекста, высококачественную графику, слайды, видео-ролики и звуковое содержание.
Такое использование компьютера позволяет прививать учащимся навыки исследовательской деятельности, формировать познавательный интерес, повышать мотивацию, развивать научное мышление.
Содержание учебного материала некоторых тем по биологии предполагает общение учащихся, рассказ, сообщения, беседы, диспуты. Виртуальные лабораторные работы создают условия моделирования, но они не могут заменить реальность настоящих лабораторных и практических работ, когда дети всё выполняют своими руками, всё наблюдают своими глазами. Кроме того, виртуальные лабораторные работы не дают возможность приобретения учащимися практических навыков.
Известно, что современные технологии должны и регламентированы гигиеническими нормами.
Длительное пребывание за компьютером может негативно сказаться на здоровье ученика, возникает утомление, которое приводит к торможению восприятия учебного материала, отвлечению внимания и привыканию. Поэтому важно использовать здоровьесберегающие технологии (физкультминутки, изменение мизансцены урока, негромкую классическую и релаксирующую музыку).
Информационные технологии должны использоваться как элементы на уроке. И далеко не все уроки целесообразно проводить с использованием мультимедийных презентаций.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ .
На этапе объяснения нового материала целесообразно использовать следующие виды учебной деятельности:
Цветные рисунки и фото. Учебники и методические пособия не могут иметь большой иллюстративный материал, т. к. это резко повышает их себестоимость.
Цифровые технологии позволяют при той же стоимости насытить издание большим количеством цветных иллюстраций.
Цветные рисунки и фото позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему большую эмоциональность, приближенность к реальной жизни. Использование компьютера на уроках позволяет при объяснении нового материала использовать большой иллюстративный материал, что способствует лучшему усвоению материала. https://yandex.ru/images/search?source=wiz&img_url=http%3A%2F%2Fwww.252fwww.wallsgeneration.ru%2Fimages%2Foriginal%2Fmikroorganizmy-%5B5000x3172%5D-%5B14920620%5D.jpg&text=%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5%20%20%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8&noreask=1&redircnt=1430158785.1&pos=5&lr=213&rpt=simage&pin=1 Слайд-шоу - сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с дикторским сопровождением.
Использование слайд-шоу при объяснении нового материала дает возможность более наглядно проиллюстрировать новый материал, привлечь внимание учащихся [4].
Особенно полезны слайд-шоу при изучении многообразия живых организмов различных систематических групп, так как позволяют иллюстрировать богатый живой мир.
Видеофрагменты - выполняют функцию, аналогичную использовавшимся учебным кино- и видеофильмам, однако в сочетании с компьютерными технологиями выводят их на качественно новый уровень.
Видеофрагменты с использованием компьютера, позволяют использовать видеоматериал как сверхэффективное средство создания проблемной ситуации на уроке.
http://chemistry-chemists.com/Video.htmlhttp://www.virtulab.net/index.php?id=57&Itemid=108&layout=blog&option=com_content&view=category Анимации - аналоги традиционных фрагментов "мультфильмов", включавшихся в учебные кино- и видеофильмы для иллюстрации механизмов тех или иных биологических процессов, в том числе и микромира. Психологически привлекательны за счет использования современного компьютерного дизайна, внедряемого в сознание школьника телевидением. http://xn----9sbgjmbtlkdb5c9hyam.xn--p1ai/GulshatL/vnutrennee_stroenie_lista-pl.swfhttp://xn----9sbgjmbtlkdb5c9hyam.xn--p1ai/dir/ В подобных анимациях облегчена остановка и переход к нужному фрагменту, за счет синхронизированного звукового сопровождения возможно квалифицированное объяснение процесса с нужными визуальными акцентами.
Интерактивные модели - анимация, ход которой зависит от задаваемых начальных условий. Могут использоваться для имитации биологических процессов. http://oadk.at.ua/load/biologija/interaktivnye_video_laboratornye_biologija/78-2 К этому типу объектов можно отнести интерактивные таблицы, в которых фрагменты могут "оживать" в короткие анимации или укрупняться с появлением новых деталей .
Мультимедийные презентации - создание уроков-презентаций требует умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса учащихся к предмету.
Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в аналогичном порядке.
В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.
Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения.
Использование на уроках мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности [5].
На этапе объяснения нового материала презентация играет роль сопровождения объяснения нового материала.
При составлении презентации я придерживаюсь следующих требований к презентациям:
• слайды не должны быть перегружены текстом, лучше разместить короткие тезисы, даты;
• иллюстрации должны быть реалистичными;
• наиболее важный материал выделяю ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти;
• при длительном объяснении можно для релаксации включить заставку с изображением природы, тихую музыку, видеофрагмент;
• слайды не должны быть перегружены анимацией, так как это отвлекает внимание учащихся.
Использование компьютера на этапе закрепления полученных знаний.
На этом этапе я предлагаю учащимся ряд индивидуальных (групповых) заданий и задач разного типа.
Среди них могут быть тестовые задания; теоретические вопросы, ответы на которые можно проверить при обращении к компьютерным моделям и вопросы, направленные на понимание проиллюстрированного моделями теоретического материала.
Этот этап требует тщательной подготовки дифференцированных заданий и бланков для оформления отчетов о проделанной работе, так как на "бумажную" работу у учащихся может не остаться ни времени, ни желания. Следует также продумать эффективную и прозрачную, понятную для учащихся систему оценивания результатов их работы, и сделать ее известной для учеников до начала выполнения работы.
Компьютерные технологии позволяют анализировать, сохранять и обрабатывать задания, где требуется один или несколько вариантов ответа из предложенных [3].
Такие задания помимо текста могут содержать рисунки, а также фотографии, видео- и анимационные фрагменты.
Работа с тренажерами. Данный вид работы позволяет закрепить знания учащихся и отработать умения определять части и органы живых организмов.
Выполнение виртуальных лабораторных работ позволяют кроме закрепления знаний и отработки умений, значительно сократить время на проведение лабораторной работы и решить проблему недостаточной материальной базы.
Работа с биологическими лабиринтами - позволяют в игровой, привлекательной для учащихся, форме отработать и закрепить знания по предложенной теме.
Учащимся предлагается задание: "Приглашаем Вас в увлекательное путешествие по биологическому лабиринту.
Изучив тему, Вы всегда найдете выход. Прочитав утверждение, выберите "Да", если согласны, или "Нет", если не согласны.
Лабиринт заканчивается, если Вы находите выход или попадаете в тупик. Нажав на кнопку "Карта", Вы всегда сможете посмотреть свои ответы и текущее положение в лабиринте".
В процессе работы с лабиринтами у учащихся развивается алгоритмическое мышление, способность правильно ориентироваться в информации, вырабатывать навыки работы в группах .
Лабиринты вносят в урок игровой момент, что позволяет привлечь внимание учащихся к изучаемому материалу.
Для учителя ИКТ дают:
1.экономию времени на уроке;
2.глубину погружения в материал;
3.повышенную мотивацию обучения;
4.интегративный подход в обучении;
5.возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа-материалов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Владение информационными технологиями – одна из компетенций учителя биологии. Совершенствуются и технические информационные средства.
В своей педагогической работе нужно постоянно использовать информационные средства, для повышения качества обучения, развития познавательного интереса к предмету.
Использование компьютера на уроке биологии развивает у детей учебно-интеллектуальные умения: анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать; учебно-организационные: работать по алгоритму, оценивать результаты своей работы; учебно-информационные: работать с источником информации.
Сейчас имеется большое количество сайтов, посвященных биологии, экологии и методике преподавания.
Таким образом, использование ИКТ в процессе обучения биологии повышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным (повышается интенсификация процесса обучения), способствует развитию у школьников различных обще учебных умений, повышает качество обучения, облегчает работу на уроке.
Использование информационных технологий меняет положение учителя на уроке. Учитель выступает как организатор самостоятельной познавательной деятельности школьников и как консультант.
Все технологии в сфере образования, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, видео, кино) для достижения педагогических целей относятся к информационным образовательным технологиям.
Главное при использовании компьютера на уроке – соблюдение санитарно-гигиенических норм при работе на компьютере, и не увлекаться чрезмерным использованием компьютера на уроке во вред здоровью ребенка. Здоровье сберегающим технологиям отводится важное место в преподавании любого предмета, а тем более, биологии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования // Школьные технологии. – 2001, № 3.
2. Булычева М. Использование информационных коммуникационных технологий на уроках биологии // Биология. – 2008, №16 (авг.).
3. Информационные технологии в начальном образовании. // Школьные технологии. – 2000, № 6.
4. Осин А. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации // ИКТ в образовании. – 2004, №
5. Пидкасистый П.И. Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика. – 2000, № 5.
6. Проблемы компьютеризации обучения предметам естественнонаучного цикла. Научн. - метод. сборник. – СПб.: РГПУ, 1998, – 92 с.16
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение 1. Проектирование урока с применением ИКТ.
Приложение 2.Методы обучения.
Приложение 3. План урока с использованием ИКТ о теме «Бактерии».
Приложение 4.Применение ЭОР на уроках химии и биологии.
Приложение 5.Инструктивная карточка для работающих на ПК.
Приложение 6. Полезные сайты для учителя .

Приложение 1.
Проектирование урока с использованием ИКТ.
Прежде чем начать проектировать урок с использованием информационно – коммуникативных технологий, необходимо знать, что:
Информационные технологии – совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта).
Компьютерные технологии обучения – совокупность средств и методов создания педагогических условий работы на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, которые моделируют часть функций педагога по обработке информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций под единым управлением интерактивного ПО. Под средствами мультимедиа обычно понимают графику, гипертекст, звук, анимацию, видео. Мультимедиа широко используется в рекламном бизнесе, компьютерных играх.
Программное обеспечение – совокупность программ, хранящихся на данном компьютере. Оно делится на системное и прикладное. Прикладное ПО – программы, с помощью которых пользователь непосредственно решает свои информационные задачи. Это текстовые, графические редакторы, табличные процессоры, СУБД, коммуникационные программы. Мультимедийные программы – программы, в которых объединена графическая, звуковая и видеоинформация.
Одним из основополагающих моментов в использовании компьютера и ИК -технологий на уроке является проектирование самого урока.
1 этап проектирования урока.
Прежде чем приступать к разработке какого-либо урока, необходимо ответить на важные вопросы: кому это нужно и зачем?
Необходимо
• определить контингент слушателей: кто они?
• учесть возрастную группу;
• учесть уровень компьютерной грамотности.
2 этап . Постановка целей и задач.
Определив целевую группу учащихся, нужно понять и сформулировать, какие цели и задачи мы ставим перед ними, какие навыки планируем у них сформировать, чему хотим обучить на данном конкретном уроке.
Целью является конечный результат данного урока, к которому вы стремитесь, в то время как задачи обучения — это этапы выполняемых работ, действия, которые вы совершаете для достижения поставленной цели.
Компьютер является лишь средством обучения, которые выполняет на уроке определённые функции.
3 этап. Выбор темы и отбор содержания.
Определив целевую аудиторию и сформулировав цели, необходимо отобрать тематическое содержание урока, которое позволит данной фокусной группе достичь вышеназванных целей.
То есть нужно сформулировать основные критерии отбора темы, которые, по сути, будут являться кратчайшим путем достижения целей.
4 этап. Форма и содержание обучения.
Формы обучения всегда имеют четко очерченное содержание и в то же время они зависят от различных условий, например, количество учащихся в классе влияет на выбор учителем таких форм обучения, как индивидуальные, групповые и фронтальные.
Различают формы обучения:
по месту проведения занятий — школьные, внешкольные, дистанционные;
по времени — классные, внеклассные;
по виду учебной деятельности — урок, лекция, лабораторная работа, консультация, зачет, семинар;
по степени участия преподавателя — самостоятельная, формы взаимообучения, программированное обучение.
Формы организации учебного процесса
Всем известны такие традиционные формы организации обучения, как лекции, семинары, зачеты, конференции, уроки. Однако технологические особенности ИКТ привносят свою специфику в традиционные формы обучения.
Все виды деятельности обучаемых, являющихся пользователями интернета, можно условно разделить на три группы:
1) поиск информации — работа с браузерами, базами данных, справочными системами и т. п.;
2) общение — электронная почта, чаты, списки рассылки, on-line форумы, видеоконференции, ICQ и т. д.;
3) публикация в сети — создание веб-страниц, сайтов.
Методы обучении Сервисы интернета Формат представления информации
Словесные:
Рассказ
Объяснение
беседа
дискуссия
лекция
работа с книгой Электронная почта, форум, веб -сайт
Электронная почта, форум, чат, веб -сайт
Форум, чат, интернет-т елефония (система онлайновой цифровой обработки звука)
Форум, чат,
Интернет -телефония
Электронная почта, форум, веб-сайт видеофрагмент
Электронная почта, форум, веб-сайт Аудиофрагмент, видеофрагмент, текст, гипертекст
Медиа-лекция, видеофрагмент, текст, гипертекст
Живой или записанный звук
Живой или записанный звук
Живой или записанный звук, текст, гипертекст, медиа-лекция,
Текст, гипертекст
Наглядные:
метод иллюстрации
метод демонстрации Веб-сайт
Медиа-лекция, видеофрагмент, текст, гипертекст, интерактивные карты и схемы, виртуальные лаборатории
Медиа-лекция, видеофрагмент, текст, гипертекст, интерактивные карты, диаграммы, схемы, виртуальные лаборатории
Практические: упражнения, лабораторные работы, практические работы Веб-сайт
Интерактивные карты, диаграммы, схемы, виртуальные лаборатории, гипертексты, интерактивные тесты, тренажеры
Приложение 2.Методы обучения.
Приложение 3.План – конспект урока.
Учитель биологии  Басалаева Светлана Михайловна МОУ Петропавловская СОШ Павинского муниципального района Костромской области
Предмет Биология Класс 5 УМК  В.В.Пасечника. ФГОС
Первый  урок в теме «Бактерии»
Тип урока: изучение нового материала                          Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Выделение существенных признаков бактерий, различение на таблицах частей и органоидов бактериальной клетки, выявление приспособлений к среде обитания, овладение методами биологии. Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения. Формирование ответственного отношения обучению, умение самостоятельно приобрести знания, способность к самоконтролю.
Решаемые учебные проблемы Формирование системы знаний и умений о бактериях как живых организмах, населяющих все среды жизни.
Основные понятия, изучаемые на уроке Бактерии, микроорганизмы, бактериология,  паразиты, сапрофиты, симбионты.
Вид используемых на уроке средств ИКТ Компьютер, электронные образовательные ресурсы, презентация к уроку
Методическое назначение средств ИКТ Усиление мотивации, повышение интерактивности обучения. Создание ситуации, дающей возможность ученику пережить  успех с установкой на непрерывное образование в течение жизни.
 
Аппаратное и программное обеспечение Компьютеры с выходом в Интернет.
Образовательные интернет-ресурсы Ресурсы Федерального Центра ЭОР
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов Выдвижение гипотезы, повышение мотивации учащихся к изучению проблемы через демонстрацию живого объекта
Длительность этапа 5 минут
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата Живая учебная ситуация. Выполнение задания: рассматривание корневых систем гороха посевного, фасоли обыкновенной в группах. Построение гипотезы на основе изучения корневой системы.  Наблюдение за демонстрацией учителем слайдов.
Методы обучения Частично-поисковый. Метод вынужденного предположения.
 
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности Демонстрация слайдов
«Семейство Мотыльковые»«Корневая система растений семейства Мотыльковые»Формы организации деятельности учащихся Групповая
Функции/роль учителя на данном этапе Формирует познавательный интерес к изучению бактерий.
Основные виды деятельности учителя Создание проблемной ситуации, демонстрация слайда.
Формирование комплекса заданий на данный урок
ЭТАП 2. Организация и самоорганизация ученика в ходе дальнейшего усвоения материала.
Организация обратной связи
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов Развитие умения работать с различной информацией, отбирать главное для первичного усвоения нового материала.
Длительность этапа 15 минут
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата Самостоятельная работа школьника по отбору и сравнению материала из ЭОР, параграфа учебника-11, выполнение задания 1,2,5,6 в рабочей тетради стр.28-29.
 
 
Методы обучения Ассоциативный метод обучения (на основе свободного отбора материала учеником, который руководствуется своими  ассоциациями).
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности Информационный ЭОР  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e-9777-40f5-9975-8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_01%5D.htmФормы организации деятельности учащихся Индивидуальная.
Функции/роль учителя на данном этапе Роль организатора.
Основные виды деятельности учителя Помогает составить индивидуальный алгоритм работы для учащихся с разным уровнем знаний.
ЭТАП 3. Практикум
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов Сравнение строения растительной и бактериальной клетки. Выявление черт сходства и различия.
Длительность этапа 12 минут
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата Создание моделей бактериальной  и растительной клеток из пластилина. Выполнение задания 3-4 в рабочей тетради стр.28-29. Объяснение наблюдаемых явлений.
 
Методы обучения Частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности Демонстрация слайда
 «Растительная и бактериальная клетка»Формы организации деятельности учащихся Групповая
Функции/роль учителя на данном этапе Роль координатора. Организует физминутку. Слайд №4Основные виды деятельности учителя Отслеживает деятельность учащихся при обратной связи
ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция
Длительность этапа 10 минут
Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов Выполнение тестового задания, комментирование ответов.
Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности Контрольный ЭОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79ea0dfc-0a01-022a-0196-2cfac5b42247/index_listing.html  - тест для самоконтроля:
Методы контроля Самоконтроль.
Способы коррекции Комментирование  ответов одноклассников учащимися, которые работают на продвинутом уровне.
Формы организации деятельности учащихся Индивидуальная, фронтальная
Функции/роль учителя на данном этапе Роль организатора коммуникации.
Основные виды деятельности учителя Корректирует решение заданий.  Обеспечивает диалог с учащимся
ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание  3 минуты
Рефлексия по достигнутым, либо недостигнутым образовательным результатам Высказывание  учащихся  по вопросу: «Будут ли Вами востребованы знания по жизнедеятельности бактерий».
Оцените Ваше самочувствие  на уроке - нарисуйте рожицу на смайлике (улыбающуюся, плачущую, сердитую, грустную) что Вам ближе по настроению. Слайд №5Домашнее задание: п.11, по желанию придумать сказку
« Жили три сестры бактерии»
 
Приложение 4.Использование ЭОР на уроках химии и биологии.
Ключевые слова: электронно-образовательные ресурсы нового
поколения ( ЭОР НП), электронные учебные модули (ЭУМ), технология.
Рациональное использование учебного времени приводит к
необходимости перестройки учебного процесса в случае активного
использования ЭОР НП. Выделяется несколько групп моделей уроков, при
проведении которых деятельность учащихся организуется на основе ЭОР
нового поколения.
В условиях проведения урока в компьютерном классе все учащиеся
имеют возможность работать за компьютером – по одному или парами.
Работа учащихся в классе может быть организована:
-фронтально (знакомство с содержанием ЭОР, наблюдение за
демонстрацией эксперимента);
- индивидуально (выполнение практических и лабораторных работ,
решение задач в индивидуальном темпе и на основе различных
заданий);
-малыми группами (выполнение группового задания на основе ЭОР).
В структуре урока могут быть отражены все его этапы. Кроме этого
целесообразно чередование видов деятельности за компьютером и без него.
Как известно, основными этапами урока являются:
1. Актуализация знаний и умений, которое может быть организована
как с использованием ЭУМ – за компьютером, так и без него. Для
этой цели могут быть использованы задания, включенные в
электронные учебные модули практического типа, а также ключевые
и проблемные вопросы, сформулированные в электронных учебных
модулях информационного типа.
2. Введение новой информации, которое в зависимости от специфики
вводимого содержания также осуществляется с использованием или
без использования ЭУМ.
3. Первичное закрепление, которое целесообразно организовывать в
форме индивидуальной деятельности на основе заданий,
включенных в электронные учебные модули практического типа –
тренажеры, простейшие практические задания.
4. Применение полученных знаний в стандартных или новых
ситуациях также целесообразно организовывать на основе
различных практических электронных учебных модулей, которые
предполагают самостоятельное выполнение учащимися
лабораторных, практических, исследовательских работ.
5.Диагностика процесса усвоения учебного материала, который также
в зависимости от уровня и диагностируемого предмета может быть
организована и за компьютером на основе электронных учебных
модулей контроля, и без него.
Уроки на основе использования ЭОР НП:
1. Урок — введение нового материала с использованием ЭОР НП при
ведущей роли учителя.
2. Урок — введение нового материала с использованием ЭОР НП и
самостоятельной деятельности учащихся .
3. Урок — обучающий семинар с использованием ЭОР НП.
4. Урок — виртуальная лабораторная работа на основе использования ЭОР
НП.
5. Уроки-практикумы с использованием ЭОР НП: репродуктивные и
неиндивидуальные, индивидуализированные, творческие.
6. Урок — решение задач.
7. Урок-дискуссия на основе использования ЭОР НП.
8. Урок — групповая дискуссия.
9. Урок — обсуждение (выдвижение) идей.
10. Урок — проблемный семинар.
Виды используемых ЭУМ:
1.ЭУМ И-типа ( информационные), которые используются при изучении
нового материала.
2.ЭУМ П- типа (практические), которые: содержат задания, предполагающие
осуществление поиска решения ;включают в себя лабораторную или
практическую работу, предполагающую неоднозначность выводов.
3.ЭУМ К-типа (контрольные), которые содержат задания для проверки
знаний обучающихся.
Уроки с использованием ЭОР могут быть организованы на основе
предварительной самостоятельной работы учащихся дома. Результатом этой
работы являются: освоение учащимися содержания рекомендованных
учителем ЭУМ, а также дополнительного материала, либо рекомендованного
учителем, либо найденного самостоятельно.
ЭОР нового поколения позволяют обеспечить развитие творческого
мышления, навыков самообразования и интерактивного взаимодействия, что
может быть реализовано в процессе реализации современных педагогических
технологий.
Приведенные выше примеры лишь иллюстрируют возможности ЭОР
нового поколения в условиях построения инновационного образовательного
процесса. Спектр педагогических технологий, в которые могут быть
включены ЭОР нового поколения , достаточно широк. Среди них можно
назвать: технологии рефлексивного, игрового, проблемного обучения,
группового взаимодействия, кейс–технологию и т.п.
Приложение 5. Инструктивная карточка для работающих за ПК.
Посмотри таблицу со ссылками, выбери сайт, аннотация на который, тебе понравилась больше.
Нажми кнопку CTRL и щелкни ссылку .
На сайте посмотри информацию по теме. Выбери наиболее интересные факты о рыбах.
Открой программу MS Power Point.
Озаглавь материал, заголовок напиши на 1 слайде.
Раздели текст по смыслу, скопируй и вставь на слайды презентации.
Добавь рисунки, картинки.
Сохрани все.
Готовый отчет – презентацию скопируй на диск.
Некоторые правила выполнения презентаций:
• ШРИФТ:
1. Выбирайте наиболее распространённые - Arial или Times New Roman.
2. В заголовке размер шрифта должен быть не меньше, чем 32.
3. В тексте размер шрифта должен быть не меньше, чем 24.
4. Если текста несколько строк, делайте его жирным и применяйте анимацию по строкам.
5. Цвет текста чаще всего темный, цветным выделяйте только самое важное.
• ИЛЛЮСТРАЦИИ:
1. При вставке объекта "тяните" его за активные точки только по диагонали.
2. Рисунок должен гармонично сочетаться с общим оформлением слайда.
3. Если фон рисунка белый, то примените рамку.
• ФОН:
1. Предпочтительнее - более светлый, чем шрифт.
2. Фон скорее всего должен быть менее “агрессивный”, чтобы не замещать собой содержания работы.
3. Фон не должен быть очень ярким и раздражающим, если только этот приём не несёт какой-либо специальной педагогической нагрузки.
• АНИМАЦИЯ:
Объекты не должны появляться, пересекая траекторию друг друга (кроме особых случаев), поэтому есть смысл запускать их с разных сторон, используя кратчайший путь (кроме особых случаев).
Объекты не должны появляться слишком медленно или слишком быстро, поэтому не желательно применять “выползание” и “вспышку”.
Указатели и стрелки должны появляться или растворяться после возникновения объектов, к которым они относятся.
Анимации не должно быть слишком много, поэтому есть смысл мелкие объекты группировать, а крупные одиночные оставлять без анимации.
Несколько общих слов:
• Выдерживайте цветовую гамму и стилистику при создании нескольких слайдов одной работы или темы.
• Спецэффекты нужны для выделения важного или удивительного.

Приложение 6.Полезные сайты для использовании в работе.
Предлагаемая статья облегчит работу учителя биологии, пытающегося разыскать в Интернете полезные материалы. Все упомянутые ниже сайты регулярно мною посещаются, а их существование тем самым проверяется.
По страницам периодической печати
Газеты и журналы, как правило, приводят на своих сайтах только перечень опубликованных статей. Однако некоторые издания выкладывают в сети и полные тексты публикаций вместе с иллюстрациями – если не из последних номеров, то за прошлые месяцы или годы. Они-то и могут представлять интерес для учителя.
«Вокруг света» - www.vokrugsveta.ru.
Журнал «Друг» - www.droug.ru.
Журнал «Гео» - www.geoclub.ru.
Газета «Мое зверье» - www.zooclub.ru/animals/.
Журнал «Знание-сила» - www.znanie-sila.ru.
Газета «Биология» - http://bio.1september.ru/.
Журнал «Наука и жизнь» - http://nauka.relis.ru.
Журнал «Компьютерра» - http://computerra.ru.
Общие сайты по биологии.
«Научная сеть» - www.nature.ru – прекрасный помощник для учителя и учащихся. На этом сайте приводится интереснейшая и достоверная научная информация по разным отраслям науки, в том числе и по основным разделам биологии: аннотация книжных новинок, биографии ученых, курсы лекций, научные статьи, популярные заметки и многое другое.
«Кирилл и Мефодий. Животный мир» - www.zooland.ru – прекрасный сайт, содержащий обилие интереснейших сведений о самых разнообразных животных. Информация изложена кратко, в доступной форме, приведены фотографии. Сайт постоянно обновляется. Материалы этого сайта я использовал для оформления планшетов в кабинете биологии и на уроках зоологии.
Биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова - www.bio.msu.ru.
«Херба» - www.herba.msu.ru – ботанический сервер МГУ им. М.В. Ломоносова; предлагает научную информацию о растениях, рисунки гербарных листов, цветные фотографии, изображения из атласов.
«Редкие и исчезающие животные России» - www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm - на сайте представлена информация о животных Росси, внесенных в Красную книгу, а также их фотографии, рисунки, аудиофайлы – записи голосов, видеосюжеты.
«БиоДан. Новости биологии» - www.biodan.narod.ru – авторский сайт, на котором собрана интересная и полезная для учителя научная информация, но, к сожалению, только по некоторым разделам биологии: ботанике, зоологии, генетике, антропологии. К тому же сайт лишен иллюстративного материала, что, впрочем, не снижает его информационного значения.
«Животные» - www.zoomax.ru
«Зооклуб. Все о животных» - www.zooclub.ru – здесь находится обширная информация о содержании в домашних условиях самых разнообразных животных, рекомендации по уходу за ними и их лечению. Кроме того, на этом сайте помещен материал о различных диких животных.
«Зоолоция» - www.zoospace.narod.ru – предоставляет материал в основном о собаках и кошках: рекомендации по их содержанию и лечению, нормативные документы, информацию о клубах и питомниках, объявления о продаже и выставках.
«Поводок» - www.povodok.ru – один из самых полных сайтов, посвященных домашним животным.
«О непобедимой любви к животным» - www.apus.ru – интересная и разнообразная информация о самых различных животных. Особенности подбора материала и его изложения делают этот сайт хорошим помощником учителю.
«Домашние животные» - www.petslife.narod.ru.
«Лужок» - www.luzhok.ru/ - замечательный сайт, посвященный декоративным растениям. Содержит описание комнатных и садовых растений, рекомендации по разведению и уходу, фотографии и рисунки, информацию о лекарственных растениях и их применении, легенды о растениях. Сайт очень информативен и интересен, красочно оформлен.
«Барракуда. Сайт любителей дайвинга» - www.barracuda.ru – сайт содержит информацию для любителей погружений с аквалангом. Но он будет очень интересен и всем любителям природы – здесь имеется много отличных фотографий морских пейзажей и подводных обитателей, а также их описания.
«Экзотическая зоология» - www.aib.ru/~loki/zoolog/zoo.htm и «Криптозоология» - www.cryptoz.narod.ru. Эти сайты посвящены мифическим и мистическим существам. Говорить о научности размещенных здесь материалов не приходится, но они интересны тем, что помогут лучше разобраться, что же представляют собой существа, в изобилии населяющие мифы разных народов, а в последние годы – и страницы некоторых периодических изданий. Не важно, верите вы в них или нет, но все загадочное, согласитесь, привлекает…
Сайты о конкретных животных
«Все о бобрах» - www.bober.ru – здесь представлена разнообразная информация об этих симпатичных животных.
«Популярная черепахология» - www.turtle.newmail.ru – хороший сайт о черепахах.
«Большие кошки» - www.bigcats.ru.
«Змеи и рептилии» - www.insect.narod.ru/ - здесь можно найти много хороших фотографий, хотя текста немного. Этот же сайт содержит разделы, посвященные другим группам животных.
«Жуки» - www.zin.ru/animalia/coleopreta/rus - изумительный сайт. На его многочисленных страницах дается полная и исчерпывающая информация о жуках. Любой специалист, учитель биологии и просто любитель природы найдет здесь интересный и нужный для себя материал.
«Акулы Интернета» - www.turubar.com/sharks - на мой взгляд, лучший из русскоязычных сайтов, посвященных акулам. Здесь приводятся и подробные описания видов акул, и информация о случаях нападения акул на человека, и сведения о значении акул в природе, об их использовании и необходимости охраны, и обширная библиография, и множество отличных фотографий.
В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по биологии в том числе. Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам.
http://xn----9sbgjmbtlkdb5c9hyam.xn--p1ai/GulshatL/formy_bakterij.swf-анимация заполнить формы бактерий
http://xn----9sbgjmbtlkdb5c9hyam.xn--p1ai/GulshatL/biologicheskie_karty_bakterii.swf-тестовые вопросы с выбором ответа и результатами прохождения
1.К какому царству относятся бактерии ?
2. Что обозначает греческое слово «Бактерион»?
3.Какие бактерии вызывают цветение воды в пруду ?
4.Какие бактерии активно участвуют в круговороте серы ?
5.Назовите заболевание вызванное бактериями?
6.Как переводится словосочетание «патогенные бактерии «?
7.В какой среде обитает больше всего бактерий?
8.Как называются палочковидные бактерии?
9.Для чего бактерии образуют споры?
10.Каким способом размножаются бактерии ?