Практическое занятие для педагогов на тему «Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей»


Практическое занятие для педагогов на тему «Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей»
Цель: познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт-терапии.
Задачи:
1. Научить педагогов способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;
2. Научить развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки поведения, мыслительную и речевую активность, мелкую моторику;
3. Способствовать проявлению детского творчества с нетрадиционным материалом;
4. Формировать адекватную самооценку.
Ход занятия
1. Упражнение «Визитка»
Участники группы на первую букву своего большого имени пишут слово-определение, которое отражает их характер, темперамент и стиль жизни. Визитки прикрепляют на грудь для выполнения следующего упражнения.
2. Беседа
Сегодня мы посвятим нашу встречу такому направлению работы, как Арт-терапия. В буквальном переводе это понятие означает терапия искусством.
Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает выход внутренней некомфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания. Как говорила Эдит Крамер (психолог) - это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием своего внутреннего мира.
- А теперь давайте поговорим о видах арт-терапии:
Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в психотерапевтических целях. Цель изотерапии - повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребёнка.
Сказкотерапия - психологическое консультирование с использованием сказок, метод практической психологии. Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: народные, авторские, а также специально-разработанные, коррекционные и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и пассивным. При активной музыкотерапии ребёнок получает возможность поиграть на музыкальных инструментах. При пассивной – при помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.
Игротерапия — вид психотерапии, в которой используется терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.
Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. В рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях для формирования гармоничного состояния индивида в ходе занятий цветотерапи
Задача арт-терапии в том, чтобы улучшить эмоциональное состояние детей и сохранить их психологическое здоровье на оптимальном уровне.
Все направления арт-терапии, а также упражнения, которые вы можете использовать с детьми находятся в брошюре «Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей», которые лежат перед вами, и сейчас мы испробуем на себе некоторые из них.
- Начнем мы с музыкотерапии. Для этого, я предлагаю вам расслабиться, закрыть глаза, послушать приятную музыку и попробовать представить то, что я вам сейчас буду говорить.
3. Минутка тишины
Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним. Прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас ( В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать её, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете к нему вернуться в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг ещё раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!
4. Музыка сопровождала нас на протяжении всего упражнения и придавала ему особое значение. . Как утверждают ученые, прослушивание или исполнение музыки помогает создавать связи между левым и правым полушариями головного мозга. При этом, музыка воспринимается двумя полушариями одновременно: правое ощущает тембр и мелодию, а левое – ритм. Музыка в работе с детьми может использоваться в разных вариациях – это может быть пение песен, фоновое сопровождение занятий, минутки тишины, игра на музыкальных инструментах, а также связь с танцевальной терапией.
По мнению ученых, музыка способна проникать в глубинные слои личности. Разные музыкальные произведения могут действовать на организм человека по-разному. Они могут успокаивать и возбуждать, расслаблять и побуждать к действиям. О том, как музыка может помочь вам и вашим детям, подробнее вы сможете узнать в брошюре (раздаю брошюры).
5. Следующим направлением арт-терапии является изотерапия. Проще говоря, рисование. Изотерапия помогает детям поднять настроение, выразить свои эмоции, мысли и недовольства на бумаге с помощью красок, карандашей и фломастеров, подбирая любимые цвета, смешивая краски и любуясь своим результатом. И сейчас я предлагаю вам познакомиться с некоторыми упражнениями, которые потом вы сможете использовать в работе с детьми.
Отпечатки
Предложите использовать любые предметы и поверхности для изготовления рисунка из их отпечатков. Предметы могут быть найденными на природе, принесёнными с участка, из дома, отпечатки частей тела и элементов одежды, аксессуаров и пр.
Упражнения такого рода развивают у детей творческое мышление, воображение и повышают настроение.
Познакомиться с разнообразием упражнений изотерапии вы сможете в брошюре.
6. Следующим направлением арт-терапии является сказкотерапия. Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. С лечебными сказками вы сможете ознакомиться в брошюре, а помимо сказок существуют еще и упражнения – игры, связанные со сказками, которые помогут вам развить у детей воображение, а также умение красиво и грамотно выражать свои мысли и работать в команде. Для этого я попрошу вас разделиться на 2 группы.
«Серый волк и золотая рыбка»
Для данной игры необходимо три человека, которые для начала должны будут назвать по одному сказочному персонажу. Эти названия нужно будет записать на доске и утвердить. Затем каждый участник придумывает короткую презентацию выбранного персонажа (пускай расскажет, из какой он сказки и т.п.).
Далее ведущий просит придумать сказку, в которой одновременно могли бы участвовать все персонажи. Для этого выбирается один рассказчик, остальные дети должны помогать ему своими вопросами и просьбами уточнить. Если вам бы хотелось, чтобы все участники сочинили по сказке, то тогда необходимы тетрадки, в которые сказки будут ими записываться. В комнате должна быть в это время тишина. После дети по очереди читают вслух свои произведения.
Это упражнение подойдет для развивающих занятий с детьми в возрасте от 10 до 11 лет. В кругу семьи для такой игры ограничений в возрасте нет.
6. Наше занятие подходит к концу и я хотела бы, чтобы вы сейчас подарили друг другу хорошее настроение. Для этого напишите своему соседу справа комплименты на каждую букву его имени и подарите. Хорошего вам настроения и удачи во всех начинаниях!