Презентация ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ , КАК СРЕДСТВО, ОБЛЕГЧАЮЩЕЕ АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ


МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЗВЕЗДОЧКА» П.ШКОЛЬНОЕ» Симферопольский район Республика КрымВОСПИТАТЕЛЬ 1-й младшей группы «Лунтик»ГУБАНЬ АННА ЕВГЕНЬЕВНАПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ , КАК СРЕДСТВО, ОБЛЕГЧАЮЩЕЕ АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ- ПУТЬ В СТРАНУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯМожно сказать, что песочная терапия для детей была создана самими детьми. Однако сам метод — песочная терапия — был разработан Карлом Густавом Юнгом, а распространена песочная терапия для детей была создана психологом и педиатром Маргарет Левенфельд. Именно она разрешала деткам игры с песком прямо у себя в кабинете на полу. Правда, чуть позже для удобства пользования ребёнком песочницу подняли на более высокий уровень

Песочная терапия как игровой подход в работе с детьми берет свое начало, как это ни удивительно, в наблюдениях известного писателя-фантаста Герберта Уэллса за своими детьми. В книге "Игры на полу" ("Floor Games", 1911)Уэллс описал, как его маленькие сыновья, играя с миниатюрными фигурками, помогают себе справляться с трудностями, возникающими в общении друг с другом и с остальными членами семьи. Английский психолог Маргарет Ловенфельд, основательница Лондонского Института детской психологии, познакомившись с этой книгой, решила соединить фигурки с песком и водой. Дети, с которыми она работала, быстро освоив новый вид игры, сразу же стали переносить фигурки в песочницу и строить в ней то, что они называли "Мой мир". Таким образом, именно дети дали название новой методике работы "Техника Мира" (World Technique).

Сегодня же песочная терапия - не менее известная психотерапевтическая методика наряду с такими, как сказкотерапия, рисование, работа с пластилином и глиной, музыкотерапия и др.      Однако, по сравнению с иными формами арт-терапии, песочная терапия отличается простотой действий, многократным повторением и созданием сюжетов, возможностью реконструкции песочной композиции.        Именно поэтому в своей работе в детском саду с детьми младшего дошкольного возраста я активно использую песочную терапию для детей как один из методов, помогающих в адаптационный период безболезнено адаптироваться к детскому саду , а так же как метод формирующий всестороннее развитие ребёнка: развитие творческих способностей, развитие мышления, развитие речи и главный фактор психологического здоровья ребёнка.

Почему я выбрала именно песочную терапию?Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. Формирование из песка можно считать началом конструирования.В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.В-пятых, песок, как и вода, является прекрасным психо-профилактическим средством.  Способен «заземлять» отрицательную энергию, стабилизировать эмоциональное состояние,  что особенно актуально в работе с детьми в период адаптации.


ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ. ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МНОЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.1. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями детских игр и детских сказок – на основе этого принципа песочной терапии осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот.2. Осмысление опыта и ситуации – разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Этот принцип песочной терапии позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы.3. Принцип обмена – в играх с песком ребенок и воспитатель легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами. Таким образом песочная терапия позволяет построить партнерские взаимоотношения.4. Принцип оживления абстрактных символов – песочная терапия позволяет сформировать чувство реальности происходящего.5. Но самое главное: песочная терапия — это игры с песком, где «ПРАВИЛ НЕ СУЩЕСТВУЕТ!»



Что нужно для игры в песок?А нужно, в сущности, так мало:Любовь, желанье, доброта,Чтоб вера в детство не пропала.Простейший ящик из столаПокрасим голубою краской,Горсть золотистого пескаТуда вольётся дивной сказкой Игрушек маленький наборВозьмём в игру… Подобно Богу,Мы создадим свой Мир чудес,                               Пройдя Познания дорогу. (Т. Грабенко)


МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИВ песочной терапии для индивидуальных занятий с детьми или с малой группой (3-4 человека) используется водонепроницаемый деревянный ящик размерами 50х70х8см. Дело в том, что такой ящик соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, его целиком можно охватить взглядом. На языке психологов, занимающихся песочной терапией, он называется «поднос». Обязательно внутренняя поверхность такой песочницы, «подноса», должна быть выкрашена в сине-голубой цвет – символ бессознательного, бесконечности, продолжения. На 2/3 объема «поднос» заполняется просеянным и прокаленным песком.      В песочной терапии могут использоваться любые объекты, встречающиеся в окружающем мире, - разнообразные фигурки (максимальная высота — 8 см). Все они составляют своеобразную коллекцию для песочной терапии.      В песочной терапии обычно применяют следующие группы фигурок:Человеческие персонажи;Здания (дома, замки, церкви);Животные;Машины;Растения;Постройки (мосты, ограды, ворота);Природный материал (ракушки, веточки, камни и т.д.);Символические предметы (сундуки с сокровищами, драгоценности);Сказочные герои (добрые и злые);Религиозные предметы и сувениры;Домашняя утварь, гайки, болты;Буквы, цифры, геометрические фигуры, формочки разной величины








Первые дни пребывания ребенка в детском садуНа этапе адаптации я использую ОБУЧАЮЩИЕ игры, направленные на развитие тактильной – кинестетической чувствительность и мелкой моторики рук. Эти несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в ДОУ. «Путешествие в песочную страну»Чтобы попасть в песочную страну мы с вами должны произнести волшебное заклинание:«В ладошки наши посмотри, В них доброту, любовь найди.»



Знакомство с песочной страной и ее обитателями. В этом мне помогает Песочный человечек.На первом этапе ознакомления детей с песочной страной и ее обитателями я знакомлю детей с ритуалом вхождения в песочную сказку и правилами поведения при игре с песком.


Ритуал вхождения в песочную сказкуПовторяйте все за мной!Здесь нельзя кусаться, драться!Можно строить и творить: горы , реки и моря- чтобы жизнь вокруг была! Никого не обижать, ничего не разорять! Это мирная страна.Дети поняли меня?! -да!- Я вас слушал, я вас слышал,Вы такие молодцы!Вы — волшебники-творцы.Я открою вам секреты,Только знать надо при этомПравила моей страны.Очень все они просты!Я сейчас их изложуИ запомнить попрошу!Вы готовы мне внимать?- да!Значит, можно начинать?- да!








Кто же такой Песочный человечек и откуда он к нам пришел?Песочный человек, Сеятель, Песочный человечек (англ. Sandman, нем. Sandmännchen) — фольклорный персонаж, традиционный для современной Западной Европы. Согласно поверьям, сыплет заигравшимся допоздна детям в глаза волшебный песок, заставляя их засыпать. Образ Песочного человека носит положительную окраску — это доброе существо, успокаивающее шалунов и навевающее добрые сны.

Игра «песочные человечки».Предложите малышу игру, как будто вы с ним пришли в гости к песочным человечкам и будете вместе с ними играть. Предложите ребенку нарисовать на песке самих песочных человечков. Для того чтобы нарисовать на песке человечков, сначала разровняйте песок ладонью. Нарисуйте человечка сами, потом возьмите пальчик ребёнка и нарисуйте его пальчиком.После этого предложите малышу нарисовать человечка самостоятельно.Песочный человечек“Его любят потому, что он нравится детям. Это очень редко, когда дети, потом их дети, а потом уже и внуки этих детей продолжают относиться к такому герою с нежностью.Это связано с тем, что Песочный человечек выглядит уютно и внушает им чувство безопасности”, – резюмирует Фолькер Петцольд.

Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком и водой. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка и воды, ребенок освобождается от напряжения. В период адаптации главным является их успокаивающее, умиротворяющее и расслабляющее действие.
Развивающие игры с песком В зависимости от возраста и интересов ребенка на песке можно: делать очень полезный песочный массаж: пересыпать песок, перетирать его между ладошек (такой массаж активизирует нервные окончания, а это стимулирует умственную активность, является профилактикой простудных заболеваний и т.д.); делать отпечатки пальчиками, ладошками, толстыми и тонкими палочками, камешками и т.д.; рисовать что-нибудь или писать буквы, цифры, слова пальчиком или веточкой; создавать узоры или выкладывать контуры предметов из ракушек, камешков, веточек, каштанов, желудей, орехов и т.д.; проводить пальчиком по ровной, волнистой и зигзагообразной дорожкам, сделанным на песке мамой. Постараться не сбиться с дороги (это помогает в развитии мелкой моторики и в подготовке руки к письму); проводить пальчиком по дорожкам, сделанным в форме букв или цифр, проговаривая названия, или сделать их выпуклыми (развитие моторики, изучение букв и цифр - мышечная память у детей очень сильная); находить спрятанные в песке камешки, игрушки. Считать, сколько уже найдено, а сколько осталось найти; создавать различные рельефы (холмики, горки, впадины, рвы, ямы, куличики, мосты, здания, замки, домики, норки, лабиринты и т. д.); создавать сказочные или реальные композиции, расставляя на ровной поверхности или в созданных рельефах разные предметы, фигурки людей или животных, небольшие игрушки (например, машинки).




Игра в песочнице «Найди игрушку». Возьмите небольшие пластмассовые игрушки и спрячьте в песок так, чтобы ребёнок их не видел. Мы прячем машинки, рыбок, мелкие пластмассовые мячики, игрушки из киндер –сюрпризов и мн.др.) Предложите ему по очереди найти эти игрушки. малыш попробует на ощупь определить форму той игрушки, которую надо вытащить из песка. Например, предложите ему достать из песка куколку, а потом мишку, лошадку, зайчика. Сначала можно облегчить задачу, попросив ребёнка просто найти все игрушки в песке. Также в процессе игры можно изучать геометрические фигуры, например, найти в песке шарик, кубик, колечко.



Игра в песочные горки. Эта игра развивает у ребенка понимание понятий "высокий" и "низкий", а так же "большой" и "маленький". Сначала насыпьте совочком песок в большое и маленькое ведёрко, а затем высыпьте его так, чтобы получились "высокая гора" и "низкая гора".Можно делать горки разной высоты с помощью формочек и баночек. Затем возьмите "козлика". Это может быть пластмассовая игрушка, камешек или шишка. Скажите малышу, что горы бывают высокие и низкие.Покажите как козлик прыгает с горки на горку, стучат его копытца "тут и там, тут и там". Пусть ребёнок переносит "козлика" с "высокой горки" на "низкую" и наоборот в соответствии с просьбами взрослого.Главное для малыша в этой игре это научиться определять, какие горки высокие, а какие низкие.


Игра с песком, понятия сухой песок и мокрый.Вот песочек посмотри, так и сыпется с руки.А из мокрого песка строим замки. -Красота!


Полезно с песочком не только ручками играть , но и ножками.Следы на песке мы оставим ручками, посмотрите -ка сейчас , что получится у нас?По песочку мы идем оставляя след на нем.

Непосредственная организованная деятельность
Ласковое солнышко, посвети!Рисование цветным песочком с использованием трафарета.
Ласковое солнышко , засияй, лучиками светлыми , засверкай!

Пальчиком умелым нарисуем глазки, улыбнется солнышко в нашей доброй сказке.
Побуждайте малыша чаще играть в "песочные" игры! И не бойтесь за выпачканные штанишки. Главное – огонек искренней радости в глазах вашего малыша!