Статья Комплексная работа с текстом на уроках русского языка


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №29 с углубленным изучением истории и обществознания» Центрального округа
Комплексная работа с текстом на уроках русского языка
Буряченко Елена Юрьевна, учитель
русского языка и литературы СОШ № 29, учитель ВКК
По мнению известного лингвиста и психолога А. А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии — одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.
Комплексный анализ текста – это основная форма проведения итоговой аттестации по русскому языку на этапе получения основного общего образования. Ряд составных заданий ЕГЭ для учащихся 11 класса тоже связан с анализом текста: на основе него задания строятся с кратким ответом и с развернутым ответом–сочинением.
Анализ текста помогает не только выявить степень овладения грамматическими и правописными умениями и навыками, способность обобщать и систематизировать материал, но и проверить уровень сформированности речевых умений и навыков. Кроме того, форма комплексного анализа текста дает возможность учащимся передавать в выразительном чтении понимание читаемого текста, умение строить собственное устное монологическое и диалогическое высказывание. Комплексный анализ текста позволяет изучать язык не как свод правил, а как орудие мышления, мощное средство эстетического, духовного развития учащихся, помогает осмыслить то, как живут изучаемые языковые явления в речи, в тексте, как богат и разнообразен наш язык. 
Работа по формированию культуроведческой компетенции через систему текстов, которые показывают тесную связь языка с духовной культурой, менталитетом русского народа, содержат сведения об истории русского языка и его месте среди других языков мира. С этой же целью привлекаем тексты литературных произведений.
Но не каждое произведение имеет ярко выраженный культурологический потенциал. Поэтому предлагаемый подход к обучению литературного произведения не может претендовать на всеобщность.
Для уроков я отбираю тексты по следующим критериям: текст должен быть насыщен культурологическими сведениями, эстетичен в плане содержания, структуры, лексики.
Разнообразные формы существования культурологической информации в структуре литературно-художественного произведения определяют и разнообразие приемов работы с ней. Это такие приемы, как культурологический комментарий (например, комментарий к устаревшим словам, которые встречаются в произведении), культурологическая справка (если требуется развернутое объяснение чего-либо), культурологическая характеристика литературного образа, постановка проблемных вопросов, посредством которых культурологический материал связывается с анализом произведения, культурологический анализ, построенный на сопоставлении художественного текста с первоисточником.
Включаются задания, которые отсутствуют в методических рекомендациях к УМК:
По заголовку домыслить содержание текста, тип, стиль.
Прочитать несколько заголовков текстов, отметить, в каком заголовке названа тема – в каком – тезис.
Составить план текста, содержание которого прогнозируется заголовком, например, «Родина», «Справедливость», «Честность», «Дружба».
Система работы по повышению уровня языковой и речевой компетентности учащихся ориентирована на двустороннюю природу текста – как продукта и процесса речетворчества. С одной стороны, это ориентация на знания учащихся о категориальных признаках, видах, единицах текста, способах его членения и развертывания тематических предложений. С другой, она ориентирована на знания о способах деятельности, формирующих умения прогнозировать, отбирать средства, адекватные содержанию, оценивать коммуникативные качества текста, совершенствовать написанное.
В предыдущих классах (5 – 9 классы) большое внимание мной уделялось обучению создания творческих работ (сочинений, посвященных целостному анализу произведений, создание собственных произведений по жизненным впечатлениям). В 9 классе учащиеся анализировали языковые средства с точки зрения их функционирования в речи, учились сознательно отбирать их и оценивать не изолированно, а в контексте создаваемого высказывания.
Использование в 10-11 классах комплексного анализа текста открывает следующие возможности:
учащиеся овладевают новой областью языкознания – лингвистикой текста, структурой его компонентов;
создается единство развития речи, ее культуры;
подготовка учащихся на более высоком уровне к созданию собственных творческих работ.
Методика, ориентированная на работу с текстом, интегративна в том смысле, что в ней взаимодействуют грамматика, стилистика, культура и психология (воздействие) речи, риторика. Уроки строятся мною так, чтобы ученик многократно применял усвоенные знания в практической деятельности, использовал их самостоятельно. В системе изучаю современные педагогические технологии, элементы которых применяю на уроках русского языка. Это такие технологии, как технология КАТ, технологии проблемного, дифференцированного обучения, технологии проектной деятельности и обучения в группах.
Задания предлагаю разной степени сложности, что позволяет эффективно работать с разным контингентом учащихся.
Комплексный анализ текста совместно с коммуникативной технологией   опирается на взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности:
аудирование;
говорение;
чтение;
письмо.
    Данный вид деятельности позволяет осознать и использовать на практике механизмы функционирования языка:
инструментальная функция - использование языка с целью получить что-либо;
регулятивная функция - использование языка для контроля над поведением окружающих;
интерактивная функция - использование языка для взаимодействия с другими людьми;
личностная функция - использование языка для выражения собственных чувств и мыслей;
эвристическая функция - использование языка для изучения и познания мира;
образная функция - использование языка для создания мира фантазий;
репрезентативная функция - использование языка для передачи информации.
    Одним из основных аспектов такого обучения является содержание речевого поведения, которое состоит из осознания речевой ситуации и речевых поступков.
    Каждый учитель должен сам ответить на вопрос: «Опыт какого слушания, чтения, говорения и т.п. получает каждый конкретный ученик на моих уроках?»
Одной из приоритетных задач для меня как педагога, использующего компетентностный подход в преподавании языка, является создание открытого языкового пространства, условий, приближенных к естественному общению, переход в преподавании с предметного уровня на обучение языку как средству общения. А.В. Хуторской считает, что «… в основе уроков русского языка в старшей школе лежит практико-ориентированный подход, …предполагающий создание образовательной ситуации», основными составляющими которой являются: образовательная напряженность, уточнение образовательного объекта, конкретизация задания, решение ситуации, демонстрация образовательной продукции, систематизация полученной продукции, работа с культурно-историческими аналогами, рефлексия.
Использование системы упражнений и заданий в рамках КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА позволяет не только расширить, но и углубить знания обучающихся о тексте как продукте речевой деятельности, особенностях стилистического употребления основных категорий в речи, предоставляет возможность обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры.