Урок Сочинение по личным впечатлениям


Как работать над черновиком изложения и сочинения.
1. Читая черновик про себя, следите, раскрыты ли в нём тема и основная мысль, всё ли изложено последовательно, согласно плану. Во время чтения делайте пометки на полях, затем внесите в черновик необходимые исправления.
2. Прочитайте черновик вслух; прислушайтесь: нет ли в нём речевых ошибок и
недочётов. Устраните их.
3. Проверьте, нет ли орфографических и пунктуационных ошибок, исправьте их.
Как работать над сочинением.
Конкретизируйте тему (если это необходимо) и определите основную мысль сочинения.
Подумайте: кого, в чём и как вы будете убеждать своим сочинением?
Соберите или отберите необходимый материал.
4. Определите, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) будет основным в вашем сочинении.
5. Подумайте об особенностях стиля сочинения.
6. Составьте план.
7. Напишите черновик сочинения, затем после проверки и исправлений перепишите его.
   Вчера наш класс ездил в музей истории. Здание музея большое, старинное и красивое. В вестибюле музея стояла елка, потому что были зимние каникулы, только что наступил Новый год.     По лестнице мы поднялись в зал, рассказывающий о жизни древних людей. По стенам располагались картины, изображающие сцены охоты древнего человека на мамонтов, медведей, буйволов. А на стендах демонстрировались копья, стрелы, орудия труда, которыми пользовались люди в каменном веке. Все это очень интересно, ведь людям пришлось бороться за свое существование, прятаться от холода и хищников в пещерах, учиться пользоваться огнем. Чем дальше мы продвигались по залам, тем развитее становилось человеческое общество. Вот уже и XVI век. В этот период люди знают строение Вселенной и Солнечной системы. Зодчие научились строить каменные строения, на Руси появляются пре красные храмы, расписанные Феофаном Греком и Андреем Рублевым, начинают в монастырях писаться летописи.     Очень много узнаешь новых дат и фактов, а залы все не кончаются, их осталось столько же, сколько прошли. Нет, все сразу понять и запомнить нельзя. Мы еще будем приходить сюда, узнавать все новые и новые факты истории. Это самое начало, мы не прощаемся с тобой, музей истории. Мы говорим: "До свидания, до скорого свидания!"
Урок по развитию речи в 6-м классе: "Сочинение-описание по личным впечатлениям"

Здравствуй, русская молодка,Раскрасавица душа,Белоснежная лебедка,Здравствуй, матушка-зима!П.А.ВяземскийТип урока. Развитие речи.
Цель образовательная.
Учащиеся должны знать основные понятия (тема текста, основная мысль, стиль текста, тип речи.), изобразительные средства языка (метафору, олицетворение, эпитет).Цель развивающая.
Учащиеся должны уметь:
Собирать материал для сочинения на основе личных впечатлений.
Создавать текст определенного стиля и типа (художественное описание) на предложенную тему.
Вдумываться в тему, осмысливать ее и раскрывать.
Правильно выражать свои мысли (т.е. в соответствии с нормами литературного языка и особенностями речевой ситуации и задач высказывания).
Использовать в своей речи образные средства языка.
I. Мотивационно-ориентировочная часть.
Волшебная красота зимы! И нарек русский человек зиму заветным словом – “матушка”. Не весну-красну, не лето ясное, не осень сытную, а именно зиму с ее снегами, холодами и метелями. Потому что, словно родная мать, зима заботливо укрывает теплым пуховым одеялом все, что нуждается в укрытии от лютых морозов.
Сегодня мы будем писать сочинение о зиме. Мы с вами постараемся на уроке научиться передавать красоту окружающего мира, находя слова, достойные того, чтобы выразить его неповторимость. Тема сочинения, над которым вы будете работать, “Здравствуй, матушка-зима!”
Давайте же отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, зоркий глаз художника. Пусть будет вместе с нами яркое, образное слово поэта и писателя.
Заранее подготовленные ученики читают литературный монтаж о зиме.
1. “Шелестит снег, соприкасаясь с ветвями, стволами. .Шорохи в лесу, шорохи. Каждое дерево по-своему встречает снегопад. Запахнувшись плотно, ели протягивают навстречу снежинкам кончики лап. В рассеянности сосны принимают на себя снег, и он скапливается меж дымчатых игл. У берез опущены гибкие, плакучие ветви. Летит снег – белый мимо белых стволов. Не шелохнутся березы. Опустив ветви, подсказывают: сюда… сюда. (По Полуянову И.)
2.Утром кот Принес на лапках Первый снег! Первый снег! Он имеет Вкус и запах, Первый снег! Первый снег! Он кружится,Легкий,Новый,У ребят над головой,Он успелПлаток пуховыйРасстелитьНа мостовой…Я.Аким(Проводится работа по восприятию художественных текстов.)
– Вспомните пословицы, поговорки, загадки о зиме.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.Береги нос в большой мороз.
Загадки:
Кто мост мостит без топора, без ножа, без клиньев, без подклиньев?Бел, да не сахар, нет ног, а идет.На дворе горой, а в избе водой.
II. Операционно-исполнительная часть.
Наблюдения учащихся.
У каждого чувствующего природу человека найдутся слова для того, чтобы прибавить что-то свое к тому, что уже сказано о природе. Должны сказать свое слово и вы.
Учитель. По моей просьбе вы наблюдали за снегом.
– Каков же снег? Всегда ли он одинаков? От чего зависит состояние, вид снега?
Ученики делятся своими впечатлениями, наблюдениями, рассказывают, что они увидели в заснеженном городе, парке, в лесу. (Снег бывает разным. Он может быть рассыпчатым и липким, мягким и колючим. Даже цвет у него может быть разный.)– Вы уже заметили, как нелегко бывает найти нужное слово, чтобы передать собственное впечатление, поделиться своим настроением. Что делает нашу речь выразительной?(Эпитеты, сравнения, олицетворения.)
– Вам было дано задание при наблюдении за снегом “собрать” эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения, то есть те “царственные” слова, о которых мы говорили на предыдущих уроках. Назовите их. (Работа над образными средствами языка.)
– Запишем несколько наиболее удачных примеров на доске и в тетрадях.
– Рассмотрим в этих словах встретившиеся орфограммы.
(мягкий, пушистый снег; горит на солнце; легкий, словно пух; порхают снежинки)
2. Работа с художественным текстом.
Давайте обогатим нашу речь, используя находки мастеров слова.
(На примере художественного текста учащиеся наблюдают за изобразительными средствами языка, учатся видеть происходящее глазами автора.)
Тихо приходит зима. Как в сказке, за одну ночь построит она свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, вымостив лужи, озера и реки. Проснешься однажды утром и вдруг увидишь, что все за окном изменилось. Белеют заснеженные улицы. Водоемы сверкают зеркальным блестящим льдом. Спят глубоким сном растения. Наступило время морозов и метелей, коротких дней и длинных вечеров.
…Земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега… Белы снеги, снегурка, снежень, снеговик… снега во всю Россию.
Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с темными лесными островами… Снег ты наш, снежище… снега во всю Россию.Б. Петров
– Что показалось интересным в этих лирических зарисовках? Каким же видят авторы окружающий мир? Какие изобразительные средства используют для описания зимы?
– Орфографическая минутка.
Выпишите слова, где пропущены буквы. Вставьте их, объясняя графически.
(Форма контроля – взаимопроверка.)
– Объясните знаки препинания.
3. А теперь посмотрим на снег глазами художника.
На первый взгляд скромны зимние краски: белый цвет снега, голубой – неба, черный – деревьев. Трудно заметить разницу начала, середины и конца зимы. Но давайте попробуем внимательно приглядеться.
(Просмотр слайдов “Зимние пейзажи”.)
Задание: обратите внимание на изображение снега и подберите к нему цветовые эпитеты, которые вы можете использовать в своем сочинении.
Учитель вывешивает таблицу с подбором цветовой лексики.
светло- темно- ярко-нежно- молочныйжемчужныйопаловый
небесныйлазурныйбирюзовый
пепельныйсеребристый
зеленыйсиний
фиолетовыйлиловыйсиреневыйрозовыйбагровый белый
 
голубой
 
серый
 
сапфировый  
 
 
 
-оват-
Какие слова непонятны? Посмотрите их значение в толковых словарях (совершенствование навыков работы со словарем).
III. Рефлексивно-оценочная часть.
– Итак, вам предстоит создать художественное описание снега. Но вполне возможно, что вы включите в него и элементы повествования, а также рассуждения (скажем, личностную оценку описываемых картин природы).
– Прочитайте эпиграф к сочинению, написанный на доске.
Кто из вас смог самостоятельно дома подобрать эпиграф? Прочитайте его. Используйте его в своем сочинении. (Ученики повторяют, что такое эпиграф, как он оформляется в сочинении.)
– Чтобы более стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обращаемся к плану.
– Прочитайте “Памятку” для работы над сочинением.
Как работать над сочинением.
Конкретизируйте тему (если это необходимо) и определите основную мысль сочинения.
Подумайте: кого, в чем и как вы будете убеждать своим сочинением?
Соберите или отберите необходимый материал.
Определите, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) будет основным в вашем сочинении.
Подумайте об особенностях стиля сочинения.
Составьте план.
Напишите черновик сочинения, затем после проверки и исправлений перепишите его.
IV. Домашнее задание.
Понаблюдайте за состоянием природы, постарайтесь заметить что-то интересное и описать в лирической миниатюре.
Придумайте название, выражающее главную мысль вашего текста, подберите точные, яркие слова для описания.