Конспект по русскому языку «Повторение изученного по теме «Наречие»

Повторение и обобщение по теме «Наречие» 
Цели урока:  1) систематизировать и обобщить знания учащихся о наречии;  2) проверить степень овладение умением правильно писать наречия;  3) прививать любовь к русскому языку; способствовать развивать стремление вести здоровый образ жизни.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. 
 - Здравствуйте, ребята. Какое у вас сегодня настроение?
Давайте покатаем на ладони ручку. Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты с помощью пальчиковой гимнастики.
- А какое событие отмечают во всем мире ежегодно 7 апреля, связанное с сохранением здоровья?
- Что вы знаете о Всемирный день здоровья?
1.1.Сообщение ученика о Всемирном дне здоровья.
Всемирный день здоровья отмечается ежегодно 7 апреля в день создания в 1948 году Всемирной организации здравоохранения. За время, прошедшее с того исторического момента, членами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) стали 194 государства мира. Ежегодное проведение Дня здоровья вошло в традицию с 1950 года. Здравоохранительные организации призваны решить вопрос, что им нужно сделать, чтобы здоровье людей во всем мире стало лучше. Каждый год Всемирный день здоровья посвящается глобальным проблемам, стоящим перед здравоохранением планеты и проходит под разными девизами: «В безопасности твоей крови – спасение жизни многих», «Активность – путь к долголетию «Защитим здоровье от изменений климата» и т.д.  Тема 2014 года - «Маленький укус – источник большой опасности». Известно, что переносчиками инфекций являются небольшие организмы, такие как комары, клопы, клещи и пресноводные моллюски, которые могут передавать болезнь от одного человека другому и из одного места в другое. Соответственно, тем самым они создают угрозу для нашего здоровья и дома, и во время путешествий и поездок. Поэтому кампания по случаю Всемирного дня здоровья 2014 года направлена на распространение информации о некоторых основных переносчиках и болезнях, которые они вызывают, и о способах нашей защиты от них
1.2. Словарный диктант
 Сейчас, сегодня, вправо, влево, вперёд, вверху, медленно, справа, слева, вдвоём, вскоре, здесь, издалека, изредка, отовсюду, никогда.
Беседа
 - Какими частями речи являются записанные слова?
 - Как вы это определили?
II. Основная тема.
Открываем рабочие тетради и записываем дату, классная работа и тему урока повторение темы « Наречие ».
Наречие - это самая молодая и непокорная часть речи, и если вы не соблюдаете законов русского языка, то она может обойтись с вами коварно, упрямо, хитро, а для кого - то станет другом, и будет вести себя с ним по - хорошему, по - доброму, по - товарищески. И наша задача сегодня повторить все, что мы знаем о наречии, и найти ему достойное применение в тексте. Во время урока мы должны обобщить свои знания о наречии.
-Какой морфемы нет у наречия? Почему?  -Назовите морфологические признаки наречия?  -Какова синтаксическая роль наречия?  - Какие способы образования наречий вы знаете? (Слайд№1)  -Как отличить наречия в степени сравнения от прилагательных в степени сравнения?  2. Степени сравнения наречий  - Что вы знаете о степенях сравнения наречий? (правило)  Запишите предложение. Слайд№2 Каждому человеку необходимо хорошо знать, как защитить себя от болезней.
Задание  - Найдите в предложении наречие и образуйте степени сравнения.  (знать лучше; знать более хорошо; знать лучше всех)  3. Правописание НЕ с наречиями на -О, -Е  - Когда наречия пишутся с НЕ слитно и раздельно? (правило)  Слайд№3  (Не)ряшливо выполнить, (не)случайно произошло, (не)далеко находится, читал (не)громко, но выразительно, ехали (не)быстро, а медленно, говорил далеко (не)убедительно, сделал совсем (не)плохо.  Задание: раскрыть скобки и объяснить правописание наречий. Комментированное письмо.  - Составьте предложения по вариантам на тему здоровья или нездоровья.
1 вариант со словосочетанием: (не)ряшливо выполнить,
2 вариант со словосочетанием: (не)случайно произошло
3 вариант со словосочетанием: сделал совсем (не)плохо.  4. Правописание отрицательных наречий  - Когда в отрицательных наречиях пишется НЕ и НИ? (правило) Два ученика работают у доски по карточкам:1-й ученик записывает словосочетания с отрицательными наречиями, 2-й ученик – с отрицательными местоимениями. 
Карточка №1 и 2  Некем заменить, никому не отвечать, негде поместить, ни к кому не ходить, неоткуда послать письмо, нисколько не беспокоиться, ничего не утаивать, никогда не плакать.
В это время учащиеся подбирают подходящие по смыслу отрицательные наречия.
Слайд№4  Он (не, ни)куда не пошел. Сестре было (не, ни)когда. Щенка (не, ни) где не было видно. Ему (не, ни)откуда ждать писем.  5. Правописание наречий на -О,-А (правило) 
Буквенный диктант. 1. издавн 4. влев 7. изредк  2. добел 5. дополн 8. дотемн  3. снов 6. накрепк 9. сгоряч 6. О,Е после шипящих на конце наречий.  Мягкий знак после шипящих на конце наречий. (правило) 
. Игра «Третий лишний» Подчеркните лишнее слово.  1. хорош.., свеж.., ещ  2. горяч.., певуч.., ошеломляющ  3. уж.., навзнич.., наотмаш  4. замуж.., сплош.., невтерпеж  7. Правописание наречий. (правило)  Игра «Корректор» Слайд №5  Чуть чуть, не брежно, по гусиному, бок-о-бок, коекак, не от куда, в перед, от части, напере гонки, безумолку, вобмен, точ в точь, слово-в-слово, надвоих, где либо.  Самостоятельная работа с последующей проверкой. Исправить ошибки.  1-й вариант выписывает наречия, которые пишутся через дефис.  2-вариант – наречия, которые пишутся слитно.  3-й вариант – наречия, которые пишутся раздельно.  Проверь себя.  Правильный ответ Слайд№6  1-й вариант: чуть-чуть, по-гусиному, кое-как, точь-в-точь, где-либо  2-й вариант: небрежно, неоткуда, вперед, отчасти, наперегонки  3-й вариант: бок о бок, без умолку, в обмен, слово в слово, на двоих  8. Правописание -Н- и -НН- в наречиях. (правило) 
- Вставить пропущенные буквы -Н- либо -НН-  1) Возбуждёо, 2) испугао, 3) эмоциональо, 4) интересо, 5) обдумао.
9. Физминутка.
Поэт, композитор, исполнитель своих песен Владимир Высоцкий поможет вам выполнить упражнения и еще посоветует, как уберечься от гриппа (звучит фрагмент песни «Утренняя гимнастика»):
(Слайд №7)
Если вы в своей квартире –
Лягте на пол, три – четыре!
Выполняйте правильно движения.
Прочь влияния извне –
Привыкайте к новизне!
Вдох глубокий до изнеможения.
Очень вырос в целом мире
Гриппа вирус – три-четыре! –
Ширится, растет заболевание.
Если хилый – сразу в гроб!
Сохранить здоровье чтоб,
Применяйте, люди, обтирания.
Разговаривать не надо.
Приседайте до упада,
Да не будьте мрачными и хмурыми!
Если вам совсем неймется –
Обтирайтесь, чем придется,
Водными займитесь процедурами!
- Найдите наречия, которые вам помогли выполнить физминутку. (Дана распечатка, учащиеся называют найденные наречия ).
10. Вопросы-головоломки.  1. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни дня?  Какие наречия помогут вам в этом? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)  Запись наречий с комментированием.  2. Какое наречие предлагает кусок ткани на пальто или костюм? (наотрез)  11. Работа с фразеологизмами. - Замените данные фразеологизмы (устойчивые словосочетания) наречиями.
1) Положа руку на сердце (честно)
2) У черта на куличках (далеко)
3) Рукой подать (близко)
4) Как в аптеке (точно)
1) Битый час (долго)
2) Бок о бок (рядом)
3) Душа в душу (дружно)
4) На веки вечные (навсегда)
12. Пословицы с наречием.  Задание: «собрать» « рассыпавшиеся» пословицы и найти в них наречия.
(Двигайся больше, проживёшь дольше. Береги платье снова, здоровье смолоду. Заболеть легко, вылечится – трудно)
13. Закончите предложения:
Всемирный день здоровья – это глобальная кампания, которая направлена на (привлечение внимания каждого жителя нашей планеты к проблемам здоровья и здравоохранения, с целью проведения совместных действий для защиты здоровья и благополучия людей). Мероприятия Дня проводятся для того, чтобы (люди могли понять, как много значит здоровье в их жизни).
14. Развитие речи. Мини-сочинение «День здоровья в нашей школе»
- Составьте сочинение-зарисовку о том, как проходил день здоровья в нашей школе с использованием наречий.
III. Подведение итогов урока. 
Пожелания одноклассникам с использованием наречий  1. ________________ не болеть. (никогда)  2. ________________ выглядеть. (великолепно)  3. ________________улыбаться. (чаще)  5. Живите____________________________________ (счастливо)
Слова для справок: никогда, чаще, счастливо, великолепно.
IV. Домашнее задание. Задание на выбор: в сочинениях использовать наречия.
Мой сценарий Дня здоровья.
«Маленький укус – источник большой опасности».(Как защитить себя от комаров и других переносчиков болезней?)

15