Урок русского языка в 3 классе Наречие как часть речи

Пояснительная записка

Тема урока: Наречие как часть речи.
Место урока в учебном курсе: 120 урок раздела «Слово».
Форма урока: Урок объяснения нового материала.
Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.
Задачи:
- (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному  мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.
- (направленные на достижение метапредметных  результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.
- (направленные на достижение предметных  результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.
Необходимое оборудование и материалы: Учебник «Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (3 класс), мультимедийный проектор, карточки-развески (развешиваются на стенах класса), карточки для групповой и парной работы.





























Ход урока
Организационный момент:
Учитель: Добрый день уважаемые гости и ребята. Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшний урок проведем с улыбкой. Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку гостям. Я желаю вам успехов на уроке! Ученики:
Итак, русский язык, друзья. Мы хороший дружный класс. На вас надеюсь, как всегда. Все получится у нас! Учитель: Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили то, что уже знаем  и постарались открыть новые тайны русского языка. Давайте определим тему нашего урока. (Работа в группах). Возьмите карточки и выполните задание.
Задание №1: Выявление наречий среди других частей речи
Надпишите части речи над словами.
Найдите слово неизвестной вам части речи.
I группа:
Веселье, весёлый, весело, веселиться
II группа:
Дружба, дружный, дружно, дружить
III группа:
Радость, радостный, радостно, радоваться

Учитель: Поместим на доску слова неизвестной нам части речи, иными словами лишние слова, пусть это сделают представители от групп.
На доске вывешиваются слова: весело, дружно, радостно. Затем учитель расставляет на столах следующие карточки:
1 стол: Имя существительное. 2 стол: Имя прилагательное. 3 стол: Глагол.
Учитель: А теперь каждый из вас возьмёт карточку с любым оставшимся словом, и мы пересядем в соответствии с новым заданием. (Например, учащийся берёт карточку со словом веселье и пересаживается за стол с литером «Имя существительное»)
Учитель: Проверяем. 1 группа: Веселье, дружба, радость. 2 группа: Весёлый, дружный, радостный. 3 группа: Веселиться, дружить, радоваться
Учитель: Молодцы! Вы сегодня очень внимательны. Давайте вспомним, что мы уже знаем про каждую из этих частей речи. (Например, учащиеся под литером - «Имя существительное» рассказывают, что они знают об этой части речи и т.д. Таким образом, повторяется изученный материал.)
Учитель: Да, мы уже знаем, что такое имя прилагательное, существительное, глагол и даже местоимение. Но в русском языке есть и другие части речи. Доказательство этому - слова на доске.
Работа в путевых листах.
Учитель: А теперь возьмите путевые листы, запишите дату сегодняшней встречи. Запишем слова с доски аккуратно в путевых листах в столбик.
Учащиеся хором:
Я тетрадь свою открою и наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою Ручку я вот так держу (показываем). Сяду ровно, не согнусь За работу я возьмусь. (Выполняют задание)
Учитель: Ребята, посмотрите внимательно ещё раз на записанные вами слова. Что вы заметили? Выводы учащихся: имеют одинаковый суффикс.
Учитель: Выясним, на какие же вопросы отвечают слова неизвестной нам части речи. В этом нам поможет глагол жить (слайд №1)
жить как? весело жить как? дружно жить как? радостно
На какой вопрос отвечают данные слова? Выводы учащихся: слова неизвестной части речи отвечают на вопрос как?)
Учитель: Попробуем изменить эти слова по родам. В этом нам помогут существительные и вопрос как? (слайд №2)
девочка поёт как? весело мальчик поёт как? весело
Что заметили? Изменяются ли данные слова по родам? Выводы учащихся: данные слова не изменяются по родам
Учитель: Узнаем, изменяются ли эти слова по числам. (слайд №3)
Ветер шумит как? весело Ветра шумят как? весело
Изменяются ли эти слова по числам? Выводы учащихся: данные слова не изменяются по числам.
Общий вывод: (слайд №4) Слова неизвестной части речи имеют одинаковый суффикс, отвечают на вопрос как? и не изменяются по родам и числам.
Учитель: Что же это за слова? (слайд №5) Наречия.
Наш язык и скромен, и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси – и представишь сразу неба синь.
Ты скажи: «Кругом белым-бело!» - и увидишь зимнее село.
С белых крыш свисает белый снег, не видать под белым снегом рек.
Если скажешь слово ты «темно» - сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты – сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну а если скажешь ты «красиво»- пред тобою сразу вся Россия! (слайды №6-10)
Слово «наречие» - очень старое, оно встречалось еще в древнерусском языке. Оно означало «язык, слово, глагол». Древние римляне, которые впервые открыли эту часть речи, называли наречие «приглаголием». Главное в наречии то, что оно должно быть при глаголе. Наречия появились позже других частей речи. Все слова к тому времени уже были либо существительными, либо прилагательными, либо место-имениями, либо глаголами.
Учитель: Выполним следующее задание в путевых листах.
Задание №2 Выявление связи наречия с глаголом
Сравните предложения по смыслу

Ласточки летают.
Воробьи чирикают.
Ветер стих.
Ласточки летают низко.
Воробьи чирикают задорно.
Ветер стих внезапно.



Учитель: Прочитайте предложения в первом столбике. Ясно ли из предложений первого столбика как летают ласточки? как чирикают воробьи? как стих ветер? Выводы учащихся: нет. Теперь прочитайте предложения второго столбика. Ясно ли из предложений второго столбика как летают ласточки и т.д. Выводы учащихся: ясно, наречия делают речь более точной.
Выполнение следующего задания:
Учитель: Определим, с какой частью речи связано наречие. Поставьте вопрос к наречию. От слова какой части речи вы задавали вопрос. Выводы учащихся: от глагола.
Учитель: С какой частью речи связаны наречия? (с глаголами)
III. Работа по учебнику.
Учитель: Прочитаем правило в учебнике. Откройте стр. 135. Работа по вопросам:
1)На какие вопросы отвечают наречия? (где? когда? куда? откуда? почему? зачем?) 2) К какой части речи относятся наречия? (относятся к глаголам ) 3) Изменяются ли наречия?
(Наречия не изменяются)
IY. Применяем новые знания.
Учитель: Поработаем в путевых листах.
Задание №3 Выявление наречий среди других частей речи

Выпишите из ряда слов только наречия. Быстро, светло, весло, гладко, кресло, смело, ловко, ведро, сладко, славно, медленно, мелко, бревно, заметно, ребро, редко, снова.

Проверка.
Учитель: Наречия отвечают не только на вопрос как? Они отвечают на вопросы где? когда? куда? откуда и другие. Давайте выполним задание. Каждая группа получает карточку.
Глагол-помощник увидел, вопрос где?
Глагол-помощник встретил, вопрос когда?
Глагол-помощник сделал, вопрос зачем? с какой целью?
Учитель: Посмотрите на наречия, размещённые в классе. (На стенах, шторах находятся слова: вверху, внизу, справа, сегодня, завтра, вчера, назло, нарочно, нечаянно и т.д.) Каждая группа отыскивает наречия, соответствующие своему вопросу.
Проверка. I группа: вверху, внизу, справа Учитель: Наречия, отвечающие на вопрос где? – это наречия места. II группа: сегодня, завтра, вчера. Учитель: Наречия, отвечающие на вопрос когда? – это наречия времени. III группа. Наречия, отвечающие на вопрос зачем? – это наречия цели. Бывают ещё наречия причины, образа действия и другие.
Y. Физминутка
YI. Устная работа. (слайд №12-17)
Учитель: Поработаем устно. Заменим фразеологические обороты наречиями.
Идти черепашьим шагом – медленно
Кот наплакал – мало
Встать чуть свет – рано
Рукой подать - близко
Яблоку негде упасть – тесно
Жить душа в душу - дружно
Вывод: Наречия делают нашу речь более точной, выразительной. YI. Итог урока. Учитель: Сегодня мы в течение всего урока исследовали наречие, старались понять его особенности. Как же мы теперь охарактеризуем эту часть речи?
Закрепление материала (слайд №18). Рефлексия. (слайд №19).
Литература