Урок русского языка по теме: Как отличить простое предложение от сложного.

РУССКИЙ ЯЗЫК
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Урок 18.
Тема: Как отличить простое предложение от сложного.
– Развитие умений различать простые и сложные предложения в письменном тексте, правильно пунктуационно оформлять предложения, составлять их схемы.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)



·. Актуализация знаний.

1 2 3 1
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
Словарная работа.
1. – Выпишите из пословиц словарные слова:
Хорошее дело два века живёт.
Большому кораблю – большое плавание.
Велик океан, но и капля для него прибыль.
Капитан всегда вперёд смотрит.
– Какая тема объединяет эти слова? Продолжите этот ряд 2–3 словами с непроверяемой буквой гласного в корне. (Матрос, песок, дельфин.)

2. Введение словарного слова тревога.
– Как вы объясните значение слова тревога?
– Подберите однокоренные слова так, чтобы они были разными частями речи.
Тревога, тревожный, потревожить, тревожно.
– Составьте простое предложение с любым из однокоренных слов.
Запишите его.

Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


II. Формулирование проблемы.

1 3 3
Работа в учебнике.
– Что объединяет все эти схемы? (Схемы представлены на слайде/доске.)
1) [ – = ]! 2) [ = – ]. 3) [ = – , – ]. 4) [ – = , ]?
(Это схемы простых предложений.)
– Какие слова называются антонимами?
– Представьте, что у простых предложений тоже есть предложения-антонимы. Как они называются? (Сложные.) Составьте схему такого предложения.
– Предположите, какие будут ключевые слова урока. (Простое, сложное предложение.) Запишите их. Сформулируйте тему и цель урока.
– Давайте составим план урока.
Дети вместе с учителем составляют план.
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)

Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


III. Актуализация изученного. Развитие умений.
1 3 5 6 1 3
Работа в учебнике.
1. Упр. 49 – развивается умение отличать простые и сложные предложения, определять признаки простых предложений.
Выполняется по «шагам» в задании.

В тексте пять простых предложений, так как в каждом из них по одной грамматической основе. Ученики записывают предложения, составляют схемы.
В 3-м и 4-м предложениях есть однородные второстепенные члены.
Синтаксический разбор последнего предложения.

2. Рассказ цепочкой о простом предложении.
Ученики открывают образец разбора на с. 161 (ч. 1). Один ученик рассказывает, какие бывают предложения по цели высказывания, другой – по интонации и т.д.
3. Упр. 50 – развивается умение анализировать и сравнивать структуру простых предложений.
Сделайте вывод: в чём сходство и отличие между предложениями?
(Все предложения простые. Отличие: первое – нераспространённое, два других – распространённые, в 3-м предложении есть однородные члены.)
4. Упр. 51 – развивается умение определять выразительные возможности простых предложений.
Этапы работы:
1) Чтение отрывка про себя и вслух.
2) Словесное рисование.
– Такую ли вы картину представили, какую изобразил художник?
3) Беседа о языке стихотворения.
Слова тиха, дремота, чуть трепещут создают ощущение абсолютного покоя природы.
4) Самостоятельное списывание и обозначение орфограмм.
5. Упр. 52 – развивается умение отличать простые предложения от сложных, расставлять знаки препинания в сложном предложении.
Выполняется самостоятельно по «шагам» в задании.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.


IV. Итог урока.

4 4
– Чем отличается простое предложение от сложного?
– Как нужно действовать, чтобы отличить простое и сложное предложение друг от друга? Для чего нужно уметь это делать?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?





V. Домашнее задание.
1. Упр. 54 (устно).
2. «Дидактический материал», упр. 29.
















Рисунок 1 Заголовок 315