Что известно о неопределенной форме глагола 4 класс


Что известно о неопределенной форме глагола?
Цель: обобщить знания о неопределенной форме глагола, развивать умения правильно определять у глагола неопределенную форму.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала.
1. Словарно-орфографическая работа.
– Слова, с правописанием которых мы познакомились, вы узнаете, разгадав шифр.

– Посмотрите на шифровку слов внимательно.
– Можете ли вы сразу что-то сказать о словах?
– Примените шифр.
– Какие слова у вас получились?
КЛЕИТЬ НАКЛЕИТЬ
– Что в написании этих слов, на ваш взгляд, нужно запомнить?
– Запишите эти слова, чередуя их на строке несколько раз.
– Что об этих словах можете рассказать? (Глаголы в неопределенной форме, родственные.)
– Чем отличаются эти два глагола?
– Дополните схему и расскажите о неопределенной форме глагола.

– Приведите примеры глаголов на все случаи, указанные в схеме.
– Какие орфограммы могут встречаться в неопределенной форме глагола?
2. Упражнение 359.
– Проверьте запись, сделанную Незнайкой.
– Какие ошибки вы исправили в тексте?
– Сколько глаголов в стихотворении?
– А сколько разных глаголов?
– Назовите две формы одного глагола. Чем они различаются?
– Назовите глаголы в неопределенной форме.
– По какой примете вы их узнаете?
– Какие признаки у этих глаголов можете определить (время, число, лицо, род)?
3. Упражнение 360.
– Какого слова не хватает в предложении? (Улитка.)
– Впишите его, решите орфографические задачи.
– Какие правила вы для этого применили?
– Назовите глаголы, встретившиеся в предложении, впишите их в первую колонку таблицы.
– Заполните таблицу.
– Почему важно задавать вопрос и к глаголу, и к его неопределенной форме? (Чтобы не перепутать вид.)
– Как определить вид глагола?
– Проверьте правильность написания неопределенной формы глагола по словарю (с. 115).
– В каком времени в тесте употреблены глаголы?
– Послушайте грамматическую сказку «Как мама Глаголиха учила Глагольчиков».
Жила-была мама Глаголиха со своими детьми – глагольчиками. Очень любили глагольчики гулять с мамой по двору. Во время прогулок она им рассказывала много интересного. Шло время, глагольчики выросли, и мама решила их вывести со двора на первую рабочую прогулку.
– Дети, весь наш род занимается интересной работой. Мы трудимся в предложении. Там подбираем себе существительные или местоимения и вместе служим… А сейчас мы поиграем в любимую игру глаголов. Называется игра «Узнай мое время». Только для определения времени мы не будем смотреть на часы.
У нас есть для этого…
– Как вы думаете, о чем хотела рассказать Глаголиха своим деткам?
(Дети рассказывают о том, как определить время глаголов по вопросам.)

– Если я называю глагол в прошедшем времени, вы делаете наклон назад, в будущем времени – наклон вперед, в настоящем – прыжок вверх.
Писали, читаем, нарисуют, бегал, прыгает, хвалился, посмотрим, уснули, играем, отдыхаем, улыбаться.– Почему вы не выполнили движения, услышав последний глагол?
4. Упражнение 361.
– Прочитайте задание.
– Как вы будете действовать, чтобы найти неопределенную форму глагола?
– Начертите в тетради 4 колонки для работы.
Глагол ? к глаголу ? неопред. ф. Неопред. ф.
. . . . . . . . . . . .
(Работа проводится на доске и в тетрадях, устно дети определяют время данного глагола.)
4. Упражнение 362.
Работа в парах по заданию учебника.
III. Итог урока.
– Почему неопределенная форма глагола так называется?
– Какие орфограммы в ней встречаются?
Домашнее задание: упражнение 364.