Конспект урока по русскому языку на тему Что известно о неопределенной форме глагола. (4 класс)


Тема: Что известно о неопределенной форме глагола.
Цель урока: повторить правило о написании суффиксов в глаголах прошедшего времени, развивать умения определять части слова у глаголов.
Задачи урока:
1. Закрепить полученные знания о глаголе неопределённой формы; учиться находить глаголы неопределённой формы в тексте
2. Развивать умения разбирать глаголы неопределённой формы по составу.
3. Развивать речь, внимание, память, орфографическую зоркость, любовь к родному языку.
Дата проведения: 22.01.2015
Место проведения: МОУ СОШ № 15
Оборудования: Учебник, тетрадь на печатной основе, доска, компьютер.
Ход урока
Этапы: Время Действия учителя (студента): Действия учеников:
I.Орг. момент 1 мин Здравствуйте дети, меня зовут Вероника Владимировна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.
Давайте проверим готовность к уроку. На вашис толах лежать учебники, тетради, раб тетради, ручки, дневник?
Запишите число, «классная работа» в тетради. Здороваются
Проверяют
Записывают ( комментированное или нет)
II.Актуализация знаний 10 мин Дети, давайте вспомним, что вы знаете о глаголе.
(если не ответят, добавить Род глагола, как и у имён существительных, может быть мужским, женским или средним).
Какие орфограммы встречаются в неопределенной форме глагола ?Мы проведем небольшую словарную работу, я буду диктовать слова, вы будите их записывать. Если затрудняетесь в написании , оставьте окошко. (одного реб к доске).
Бросить, сеять, чистить, лаять, видеть, обидеть, слушать, ехать, готовить, таять, сыпать, мерить, веять, исправить.В каких словах вы затруднялись писать суффикс? А почему вы в них затруднялись?
Проверьте свою работу по рабочей тетради на с. 80
Ребята, а что общего во всех глаголах, которые мы записали?
Самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Суффикс тьОдин ребенок выходит к доске, закрывается и пишет.
Потому что в неопределенной форме глагола,суф. Перед –ть не под ударением
Все они стоят в неопределенной форме.
III.Формирование умений 10 мин Откройте учебник на с.18, упр 365
Прочите текст.
Мы глазам своим не поверили, когда на одном из строений увидели вывеску: «Фабрика имени папы Карло». Оттуда слышался шум да перестук.
-Выпишите в столбик все глаголы, находящиеся в тексте. (у доски 1 уч)
Разберите эти слова по составу.
В каком времени эти глаголы?
А какую примету пр вр вы видите?
А «шум» и «перестук» являются глаголами? Докажите .Ребята, теперь напротив этих глаголов запишите гл в неопределенной форме. В каких словах можно допустить ошибку? Почему? Читает один из учеников.
3 ученика по очереди выходят к доске.
В пр. вр.
Суффикс –лНет, это сущОтвечают на вопрос «что?»
Слышаться, увидеть.
Потому что суф перед -ть не под ударением.
IV.Физминутка 3 мин V.Закрепление знаний. 15 мин А давайте вспомним правило, изученное в 3ем классе. Как пишется суффикс в неопр форме и в пр вр?
Давайте прочтем правило в учебнике.
На с.80 раб. тетр даны пустые столбики, запишите туда глаголы из прочитанного текста.

Дети, давайте все таки разгадаем, что это за фабрика папы Карло.
Прочтите упр. 368 раб.тетр. и догадайтесь, какое слово нужно вставить.
Вставте пропущенные буквы, объясняя их, по цепочке.
Это фабрика кукольн театра.
Мы вошли. Мастер вытачивал на станке шар.к . Потом он осторожн. выр.зал в шар.к. отверстие для глаз и рта. Затем прикле.л см.шной длин.ый нос. Другой мастер ловк. придел.л г.л.вку к туловищу куклы, выточил и постав.л на место руки и ноги . Теперь надо встав.ть веселые глаза – бусинки и одеть проказника. готов.
Спишите все глаголы в столбик, рядом запишите их в нач форме, выделяя суф перед – ть.
Ребята, как вы считаете, гл текста потом могут встретиться вам в письменной речи? Выберите 2 – 3 гл и выпишите его в ваш словарь.
У вас в тексте подчеркнуто слово, какое это слово? Что интересного происходит при изменении подчеркнутого слова?
Отвечают
В неопределённой форме перед -ть и в формах прошедшего времени перед -л всегда пишется одна и та же буква гласного: суф. -а, -е,-и , -я . По суффиксу в одной форме можно узнать суффикс в другой.
Комментируют
Сущ «рта»
Рта –рот (выпадает гласная) (беглая гласная).
VI.Итог 5 мин Итак, какую учебную задачу мы решали на уроке?
Д.з.- С/р упр.18
Ребята, все сегодня молодцы, мне очень понравилось работать в вашем классе. Спасибо.
Мы повторяли понятие глагол, и о неопр форме глагола.