Обобщение и систематизация знаний по теме Наречие 7 класс

Конспект АМО-урока Анисимова О.В.
Организационная информация

Предмет
Русский язык

Класс, профиль класса/группа, количество человек
7 класс общеобразовательной школы, 20-25 обучающихся

Продолжительность урока (занятия)
45 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия

У наречий званый вечер

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)
Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская

Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями)
Тип: комплексный урок систематизации, повторения и обобщения знаний, умений и навыков по теме «У наречий званый вечер».
Связан с предыдущими уроками как урок повторения и обобщения знаний теории по теме «Наречие», совершенствование навыков определения разряда наречия в тексте, правил правописания, закрепление навыков правильного употребления форм и развития речи при выполнении письменных работ.
Связан с последующими уроками как этап подготовки к контрольной работе по теме «Наречие».

Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы
(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).
Семиклассники (дети 12-13 лет) характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы. Вместе с тем эти интересы еще достаточно неустойчивы, легко меняются. Любознательность в этом возрасте носит еще довольно инфантильный характер.
В познавательной сфере происходят следующие изменения:
Замедляется темп их деятельности, следовательно, на выполнение определенной работы требуется больше времени.
Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают капризны и раздражены, у них часто меняется настроение.
Исходя из этих возрастных особенностей, урок ориентирован на класс, в котором обучаются ребята со средним уровнем способностей и смешанным типом восприятия. Мотивация учения невысокая, недостаточно развиты способности выделять главное, абстрагировать и классифицировать. Поскольку обучающиеся разного уровня самоорганизации, то оптимальный вариант проведения образовательного мероприятия  – групповая форма работы с применением  активных методов обучения, а также наглядности в виде слайд-шоу, направляющей восприятие учебного материала в игровой технологии. Для иллюстрации заданий используется

Цели урока/ занятия

- повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Наречие»;
- формировать умение применять изученное на практике;
- развивать интерес к предмету, память, внимание, сообразительность;
- повысить мотивацию к обучению
- совершенствовать навыки как письменной, так и устной культуры речи.


Задачи урока/ занятия

Обучающие – совершенствование практических умений использовать полученные знания по теме «Наречие» (умение находить в тексте, отличать от других частей речи, различать разряды и уметь их правильно употреблять, решать тестовые задания); обогащение словарного запаса; активизирование самостоятельной деятельности обучающихся; отработка навыка взаимопроверки и взаимоконтроля;
Развивающие – совершенствование навыка работы с различными источниками информации с целью отбора необходимого материала; развитие самостоятельности мышления в условиях фронтальной, индивидуальной и групповой работы.
Воспитательные – воспитание уважительного отношения к мнению других, собранности, чёткости действий в процессе работы.


Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия

Ученики закрепят приобретенные ранее на уроках навыки употребления наречий в устной и письменной речи, навыки отличать их от других частей речи, повторят разряды наречий, признаки как части речи.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Признаки наречия, особенности употребления в речи, актуализация орфограммы-буквы и орфограммы-пробела, закрепление навыков устной и письменной культуры речи.



Фаза урока (занятия)
Этап
Название метода
Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода
- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
- Предварительная подготовка (если требуется)
- Технология проведения
- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)
- Варианты проведения метода
Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

Фаза 1
Инициация
2 мин

«Пожелай удачи!!»

Цели и задачи: разделить на группы; создать благоприятную обстановку; настроить на плодотворную работу.
Материалы: бейджи, бумага, авторучки или фломастеры
На доске – семафор в правом углу,
На 4 столах - Маршрутные листы, задания
Технология проведения:
Перед началом урока дети уже разделены на 4 группы. выбирая для себя якорь определенного цвета. Затем, используя маршрутные листы, дети распределяют роли внутри команды, название и представляют свой результат.

1.Входя в класс, группы, так как они уже поделены, садятся за стол со своей табличкой. На бейдже пишется название группы, когда его уже выберут. Готовят приветствие друг другу.
2.Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята. У нас сегодня второй урок повторения, тему и цели мы определили вчера, сегодня мы только проверяем свои знания.
Желаю нам приятного сотрудничества, хорошего настроения и успехов. А теперь, команды, представьтесь и пожелайте друг другу удачи.
Выполняется АМО «Пожелай удачи!» Каждая команда говорит название, может и девиз – всё соотносится с темой урока, затем в своей группе друг другу желают удачи. Это может быть выражено так:
1)сцепились пальцами рук, построив звезду и сказав хором: «Удачи!» или «Победы!»
2) Стоя, команда берётся за руки и скандирует: «Мы – команда, значит, мы сильны!»
3) По очереди поворачиваются друг к другу и говорят тёплые слова-напутствия, н-р, «Я верю в тебя!», «Ты всё знаешь, я надеюсь на твои знания!» и т.д.
4) Сцепили кулаки, «Команда, вперёд!»
5) положили пальчики на нарисованное солнышко и хором или один говорят (ит):Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает.
Сегодня нам нельзя скучать, нам надо тему повторять!
Все хором: Наречие!
6) Три, два, раз! Мы ребята – высший класс!
Нам не нужен интернет, в голове найдём ответ.
О наречиях всё знаем, мы игру не проиграем!
Названия команд: Весело! Красиво! Смело! Сильно!



Целе
пола
гание

Цели и задачи: создать благоприятную обстановку; настроить на плодотворную работу, определить цели путешествия.
Материалы: ничего
Технология проведения:
Учитель рассказывает методику проведения урока
АМО «Автобусная остановка»
На доске вы видите автомобиль, я приглашаю вас в гости к наречиям. У наречий сегодня званый вечер, они отмечают знаменательное событие – 7-классники теперь знакомы с наречиями. Давайте вспомнить, что мы теперь знаем о наречии ( команды отвечают по очереди, дополняя ответы всего класса. Это:
– что такое наречия, для чего служат, их признаки, как пишутся (слитно, через дефис и раздельно)
Значит, целью нашего урока-путешествия будет задание всё это повторить.
В гости принято приходить вовремя и с подарками. Поэтому выполняйте задание, укладываясь в 5 минут. А подарок вы получите на рынке, где сидит строгое жюри, оно у нас в роли торговцев.
У вас на столах кроме номера стола есть задания. Их четыре. Они все одинаковые. И номер у всех конвертов, соответственно, одинаковый. Вы должны накупить подарков на рынке, где жюри оценит ваши знания и даст вам определённые подарки на выбор. Но у них будет одно свойство: если ваша группа решила задание без ошибок и у члена жюри не будет дополнительных вопросов, вы получите «5», т.е., фрукт красного цвета, если «4» - жёлтого цвета, если «3» - зелёного цвета. Если два – то ничего. Вернётесь с рынка с пустыми руками.
Если вы ответили на 2 и 3, то прорешиваете это же задание ещё раз, жюри только подчеркнут, где у вас ошибка, а затем отправляете своего гонца уже не на рынок, а к эксперту (то есть ко мне, учителю), чтобы я ещё раз проверила товар (ваши знания), НО! Посылаете вы самого слабого ученика группы, он теперь должен защищать вас, так что проговорите ему всё, что он должен знать.
Передвигаясь от стола к столу, меняя его через 5 минут, вы вернётесь на свое первое место. Теперь вы уже с подарками. Жюри выдало вам ва
·ши покупки. Пока оно оценивает вашу общую работу, я (эксперт), тоже подвожу итоги по работе за ваши ошибки. Потом садимся в автомобиль и едем в гости к наречиям.
Перед светофором остановимся и, как всегда, оценим работу на уроке.
Итак, работы много, в путь! 5 минут пошло!


Фаза 2 «Работа над темой»

Проработка темы










На рынок
Цель: настроить учащихся на решение задач урока
Задачи:
1) Проверить и актуализировать знания учеников по теме «Наречие»;
2) выявить пробелы в знаниях, ликвидировать и закрепить умения учащихся через групповую работу;
3) развивать творческо – поисковую деятельность обучающихся.

Материалы: карточки, оформленные в виде почтового письма.
Технология проведения:
На каждом столе лежат 4 конверта, в них абсолютно одинаковые конверты, там напечатан вопрос, на который команда должна ответить, а потом «идти на рынок» за фруктами (за оценкой)
Цель: проверить готовности команд к решению учебных задач

Материалы: маршрутные листы с заданиями; бумага для карточек, фрукты-оценки.
Технология проведения:
учитель предлагает ребятам выполнить ряд заданий на карточках. После этого задания проверяются и оцениваются жюри (работниками рынка): 5 – красный фрукт, 4 – желтый, 3 – зелёный, иди к эксперту.

Учащиеся выполняют по очереди задания (их всего 4), сдавая на проверку жюри. Получив оценку – фрукт – вывешивают её на доску. В итоге стол к празднику должен быть накрыт. По цвету сразу видно, как отвечали команды.
Учитель: Итак, команды дружно поработали, пора и отдохнуть.
Вспомним Новый год, танцуют все!

















Релаксация
3 мин
Делай, как я!
Цель: снять напряжение, разрядить обстановку
Материалы: видеоролик
Технология проведения: учитель включает видеоролик, обучающиеся в это время двигаются в такт знакомой музыке, подпевают.

Все группы танцуют под музыку и выполняют те движения, что указаны на слайде.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»





Рефлексия


















Домашнее задание
Светофор
Цель: выяснить впечатления участников от прошедшего урока; подвести итоги; выявить опасения и ожидания на конец мероприятия.
Задачи:
помочь осознать выводы группового опыта; систематизировать произошедшее на уроке; выяснить отношения участников к прошедшему мероприятию; осознать незавершённость и невысказанность и избавиться от них до окончания работы в группе; проанализировать ожидания и опасения, выявленные в начале урока.
Технология проведения: учитель предлагает вспомнить свои опасения и ожидания, проанализировать, сбылись они или нет, и убрать или дописать их на свою бутылочку.

Учитель: Цель близка, давайте подведем итоги, посмотрим, как мы готовы к званому вечеру у наречий.
Группам выставить оценку на маршрутном листе участникам, обсудив их работу.
2 этап – на шарах, лежащих на общем столе (выбрать нужный 1-2 шара) написать свои пожелания другим группам и своей. Цвет шара пусть соответствует настроению команды. Если шаров 2, то мелом дорисуйте им ниточки, соединив вместе.


Учитель обобщает итоги урока, на слайде дарит всем шары и пожелание (благодарность за урок)


Подведение итогов. Слово учителя: - Наше путешествие успешно завершилось, все - молодцы, показали себя знающими, умелыми, сообразительными, творческими людьми. - Что вам сегодня понравилось, а что нет? - Предлагаю каждому написать одним словом в оценочных лист, как вы оцениваете свою работу сегодня, а также группам оценить вклад каждого в подготовку к уроку и работу на уроке.



ДЗ
Написать мини-сочинение: нужны ли такие формы урока и чем они Вам интересны?

После того, как участники путешествия уходят, капитаны отчитываются за работу команды. Если время позволяет, это делается при всём классе. Дети приучаются оценивать друг друга и видеть свои ошибки.



Аналитическая информация

Обоснование целесообразности использования технологии АМО для:
а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);

b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов)
- т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология

Урок по теме «Наречие как часть речи» Тип урока: комплексный, повторительно-обобщающий, урок подготовки к контрольной работе. Включение АМО в различные этапы урока способствует активизации всех участников образовательного процесса и положительной мотивации в успешной учебной деятельности. Это позволяет эффективно решить все поставленные задачи и достичь целей комплексного урока.

Применение АМО содействует обобщению и систематизации изученного материала, занимательные задания, представленные в форме путешествия, формируют умение применять полученные знания в новой учебной задаче; весь ход урока и АМО направлены на развитие интереса к русскому языку как предмету школьного преподавания, игровая технология и групповая работа содействуют развитию памяти, внимания и сообразительности. Обучающие задачи заключаются в совершенствовании умений применять полученные знания на практике: разряды местоимений, правильное употребление в речи местоимений, правописание местоимений, и предполагают обогащение словарного запаса и самоконтроля учащихся.
Развивающие задачи решаются в специфике технологии АМО, предусматривающей в эмоционально насыщенной атмосфере урока активизировать все виды деятельности обучающихся: индивидуальные, ролевые, групповые.
Воспитательные: командная работа в игровой технологии с применением маршрутных листов учит самостоятельно принимать решения и проходить определённый этап игры, развивает взаимовыручку, а также толерантность.
Работа в группах развивает коммуникативные компетенции учеников, их умение самовыражаться. Разработанные АМО обращены как к образному, так и логическому мышлению учащихся. Они вырабатывают УУД и компетенции в соответствии с требованиями ФГОС.


Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия
Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося

анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся
(на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества
актуализированы/приобретены/закреплены).
Ожидаемые результаты обучения: владение обучающимися знаниями по теме «Наречие как часть речи», умение ставить цели и решать творческие задачи, развивающие филологические способности обучающихся.
Результаты воспитания и социализации: умение работать в группах, самовыражение, самоанализ.
Результаты развития: повышение уровня креативности, эмоциональности, эстетических чувств, чувства солидарности, аналитического и абстрактного мышления.


Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).

В ходе урока с успехом реализовывался компетентностный подход в образовании, направленный на формирование ключевых компетентностей обучающихся: коммуникативной и учебно-познавательной. Использование в уроке слайдов формировало эмоциональность и эстетические чувства учащихся, обращение к пословицам и поговоркам формировало нравственную культуру. Работа над темой в сочетании групповой и индивидуальной работы обеспечивала деятельностный подход в обучении. Смена видов деятельности, игровые ситуации обеспечивали элемент здоровьесберегающих технологий.

Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО

Повышение интереса к работе со словом, формирование культуры речи и творческой активности. За счёт применения АМО повышается уровень дивергентности мышления и эмпатии, а также формированию УУД и компетентностей, что способствовало реализации принципов ФГОС.

Методическая ценность урока/занятия

Практика новой технологии АМО

Дополнительная информация

Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.
Приложения: маршрутные листы, презентация «У наречий званый вечер», видеоролик с физминуткой.


Приложение 1.
Фрукты - оценки


Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).
Т.В. Лазарев. Образовательные технологии новых стандартов. Часть 1. Технология АМО. Петрозаводск. Verso.2012
Копилочка АМО. Мой университет. Образовательный портал.

Примечания автора/ов

Этот АМО-урок может быть взят за основу для проведения уроков систематизации знаний по морфологии при повторении какой-либо изученной части речи на уроках русского языка в 5-7 классе. Авторские АМО соответствуют типу комплексного урока обобщения и повторения изученной темы по морфологии.



______________________________________________
© Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2013
© Образовательный портал «Мой университет, 2013
© И.Л.Арефьева, Т.В.Лазарев, 2013









«Мой университет» - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 315