Обобщение и систематизация знаний по теме: «Наречие».

Организационная информация

Тема урока

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Наречие».


Предмет
Русский язык.


Класс
7класс.


Автор урока (ФИО, должность)
Чукаева Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы.


Образовательное учреждение
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1

Республика/край, город/поселение
Кировская область, г. Омутнинск

Методическая информация

Тип урока

Урок по обобщению, систематизации знаний и способов деятельности.

Цели урока

Образовательная цель: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.
Развивающая цель: создать условия для развития умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения задавать уточняющие вопросы; работа над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса, умением выделять главное, сравнивать, обобщать.
Воспитательный объект: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Задачи урока

Обеспечение формирования у школьников целостной системы ведущих знаний по теме «Наречие». Формирование культуроведческой компетентности через содержание, методы и организацию учебного занятия.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока
В ходе урока учащиеся закрепят знания по теме «Наречие». Подбор дидактического материала способствует развитию культуроведческой компетентности учащихся, развитию духовно-нравственного мира школьников, формированию языковой личности.

Необходимое оборудование и материалы
Компьютер с видеопроектором.
Словарь наречий, правописание которых запоминается.
Карточки с текстом.
Карточки дифференцированных заданий.
Тест.
Презентация.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся



Ход и содержание урока

I.Организационный этап.
1.Подготовка учащихся к работе на уроке.
2.Взаимное приветствие учителя и учащихся.
3.Опрос отсутствующих.
II.Этап всесторонней проверки знаний.
*Стадия вызова.
1.Тест. (Прилагается.)
(Проверяется на уроке).
2.Групповая работа учащихся. Учащиеся делятся на 4 группы. Раздаются листы, на которых представлен список фразеологизмов и пословиц, содержащих наречия.
Задание. Найдите среди фразеологизмов и пословиц примеры на определённые виды орфограмм. Объясните смысл, написание наречий.

1 группа.
Будь друг, да не вдруг.
Радости забываются, а печали никогда.
Для дорогого гостя и ворота настежь.
Досыта не накорми, а с голоду не умори.
Яблоко от яблони недалеко падает.
2 группа.
Еле-еле душа в теле.
Вот тебе боже, что нам негоже.
Есть ещё порох в пороховницах.
Ум – одежда, которая никогда не износится.
С трудовыми руками нигде не пропадёшь.
3 группа.
Сначала запряги, а потом понукай.
Каша приестся, а хлеб никогда.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Хоть на час, но вскачь.
С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.
4 группа.
Русские медленно запрягают, но потом быстро скачут.
Между воронами и сорока по-вороньи каркает.
Много грому по-пустому.
Неладно скроен, да крепко сшит.
Каждый по-своему с ума сходит.

3.Сообщение темы и целей урока.
Слово учителя с использованием презентации. (Презентация о кулинарных пристрастиях В.Ф.Одоевского и Н.В.Гоголя, позволяющая подготовить учащихся к самостоятельной работе с текстом «Быстро, вкусно и по-домашнему».)
Испокон веков еда была для человека не только источником поддержания жизнедеятельности, но и наделялась символическим смыслом. Приготовление и распределение количества еды, порядок подачи её к столу, разновидности кушаний – всё это определяло статус человека в семье и обществе.
Князь Владимир Фёдорович Одоевский (1804-1896) – писатель, журналист и учёный. Известен не только как автор повестей «Последний квартет Бетховена», «Княжна Мими», «Пёстрые сказки», «Русские ночи», но и как гурман, увлекающийся гастрономией и кулинарией. В 1844 году он начал писать «Записки для хозяев» в приложении к «Литературной газете», основанной А.С.Пушкиным. Написаны они живо, увлекательно, в форме лекций о кухонном искусстве, о национальных традициях питания, о том, чему из еды отдавать предпочтение в разное время года, как вести себя за столом. Некоторые темы лекций актуальны и сейчас: «Влияние кухни на семейное счастье», «Скупость – не бережливость и не скупость», «Взгляд и нечто о кухонной нравственности», «Что такое хороший хозяин», «Жаренье разных мяс с таблицею часов» и др.
Одоевский писал 150 лет тому назад, но советы, которые он даёт, остаются весьма актуальны как для домохозяйки, так и для профессионального повара. Вот предписания для человека, собирающегося похудеть: «Ты любишь хлеб – кушай его, но не белый, а ржаной, ты любишь суп – кушай суп с зеленью, запрещаются лишь картофель, рис, все роды каш и лапшей; кушай все роды мяс: ростбиф, бифштекс, котлеты, все роды птиц со всеми возможными соусами, кроме риса и картофеля.»
Н.В.Гоголь был словесным кулинаром. Накануне нового 1839 года он писал своему другу А.Данилевскому из Рима: «Боже мой, если бы я был богат, я бы желал, чего бы я желал»
Принятие и приготовление пищи было для Гоголя делом очень важным, можно сказать, священным. Он не относился к еде легкомысленно, как к чему-то низкому и недостойному внимания. К поварскому ремеслу он вообще был расположен с юности и, уезжая в Петербург, всерьёз рассматривал это поприще как один из способов заработать на хлеб.
Кулинария занимала важное место не только в жизни Гоголя, но и в его творчестве. Истинный хлебосол, воспитанный щедрой землёй полтавщины, любивший угощать и сдерживаемый только обстоятельствами, в своих книгах писатель даёт волю гастрономической страсти и до отвала кормит читателя описаниями обедов и блюд.
«Я могу умереть с голода, но не выдам безрассудного, необдуманного творения,»- писал Н.В.Гоголь.
*Стадия осмысления.
Самостоятельная работа с текстом.
Задание. Правильно запишите наречия.
Быстро, вкусно и по-домашнему. (Правописание наречий)

Сейчас (за)частую у людей времени (в)обрез, и многое приходиться делать (на)ходу. Как не попасть (в)просак, если (на)кануне (не)вовремя позвонили друзья и нежданно(негаданно) пообещав (в)четвером прийти (в)гости, застали вас (в)расплох: в холодильнике как (на)зло пусто и (не)откуда взять продукты? Как накормить их (в)волю и (до)сыта, но не стоять (до)поздна у плиты и (на)утро не брести на работу (с)просонок?
Вот (в)кратце рецепт пирожного «Картошка», известный мне (с)молоду.
(В)начале работы измельчите в мясорубке (в)перемешку 300 граммов ванильных сухарей и стакан очищенных грецких орехов. Добавьте 150 граммов шоколадного масла, стакан сахарного песку, стакан горячего молока, чтобы размягчилось масло. Всё перемешайте (с)верху (до)низу. (В)начале масса будет (с)легка тёплой и мягкой. Чтобы она (по)быстрее охладилась, поставьте её на час в холодильник (по)ближе к холоду, (на)верх.
(За)тем, когда масса (по)немногу остынет и затвердеет, поделите её (по)ровну на «картофелины». Обваляйте их в какао-порошке, а из остатков орехов сделайте глазки, как у проросшей картошки.
Пирожные можно подавать к столу (с)разу, а можно оставить (на)завтра. Имейте (в)виду, объём массы можно соответственно (в)половину уменьшить или увеличить (в)двое или (в)трое.
(В)придачу к пирожным заварите чай (по)настоящему, (по)московски – не будете же вы угощать друзей (в)сухомятку!
(По)началу, (с)непривычки вы, (по)видимому, потратите на приготовление пирожных часа 2. Но мало(помалу) привыкнете и, даже работая (в)полсилы и (в)одиночку, будете справляться с ними всего(навсего) за полтора часа. (В)общем, решайте, в каком виде использовать рецепт и использовать ли его (во)обще.





Проверка и оценивание ЗУНКов

Взаимоконтроль.

Рефлексия деятельности на уроке

III.Стадия-рефлексия.
Написать акростих, ключевым словом которого является слово КУЛИНАР.

Домашнее задание

Написать эссе о наречии.

Дополнительная необходимая информация


В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)
Журнал «Русский язык в школе и дома», Интернет.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить
В целях экономии времени на уроке оптимально изучать данную тему с использованием мультимедиа. Презентация позволит сконцентрировать внимание школьников на данной информации, поможет сделать слово учителя более увлекательным.
Тест в минимально короткий срок качественно проверит теоретические знания учащихся по теме «Наречие».

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим
Следующий урок – контрольная работа по теме «Наречие».

Другое




Заголовок 315