Конспект урока на тему Обобщение и систематизация знаний по теме Наречие.

Обобщение и систематизация знаний по теме "Наречие". 7-й класс
Тип урока: повторение и систематизация изученного.
Цель урока: Повторение и систематизация знаний по теме «Наречие»
Задачи урока:
1. Образовательные:
обобщение и расширение сведений о наречии как части речи;
повторение орфограмм, связанных с изучением наречия;
усвоение знаний в их системе,
определение роли наречий в художественном тексте.
2. Воспитательные:
воспитание любви к русскому языку;
активизация познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
3. Развивающие:
развитие умения логически излагать свои мысли;
развитие умения аргументировать, доказывать;
работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса,
развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать.
Оборудование урока:
Нетбук, телевизор;
презентация к уроку
Методы контроля на уроке:
Устный и письменный.
Фронтальный, индивидуальный.
Эпиграф к уроку: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые  делают нашу речь точной, образной, выразительной». М.Горький.
Ход урока
1.Организационный момент (приветствие).
2.Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.
Ребята! Мы с вами закончили изучение наречий, много узнали нового. Сегодня на уроке мы отправимся в лингвистическое путешествие по стране «Наречие», в результате которого систематизируем и обобщим знания, повторим правила написания наречий, поговорим о роли наречий в художественном тексте – это задачи нашего урока. Эпиграфом к уроку станут слова М. Горького: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».
Эти слова подтверждает и стихотворение (Беляева Екатерина читает наизусть):
О наречиях.
Наш язык и скромен и богат, В каждом слове скрыт чудесный клад. Слово «высоко» произнеси –  И представишь сразу неба синь. Вспомните наречие «светло» – И увидишь: солнышко взошло. Если скажешь ты «темно», Сразу вечер поглядит в окно, Если скажешь «ароматно» ты. Сразу вспомнишь ландыша цветы. Ну, а если скажешь ты «красиво», Пред тобою – сразу вся Россия!
2. Итак, начинаем наше путешествие. Каждому из вас выданы маршрутные листы , на которых намечен путь следования с указанием основных пунктов – станций. Каждый из вас выбирает вид транспорта, время отправления и прибытия определены. После выполнения каждого задания вам необходимо будет поставить себе отметку, критерии самооценки находятся в конце маршрутного листа. Итоговую оценку за урок выставляет учитель.
Мы прибываем на первую станцию «Наречие как часть речи». 
- Кто будет экскурсоводом? Кто расскажет, что называется наречием?
Прослушайте отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» и подчеркните только наречия, которые в нём встретятся, определите и обозначьте к словам каких частей речи они относятся.
(Дети выполняют задание.)
Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас повторился уже немного впереди. Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре. (И.С. Тургенев.)
Вывод: В этом тексте писатель употребил 16 наречий, 15 из них относятся к глаголам и деепричастиям и только одно к прилагательному. И это неслучайно. Писателю важно было передать действия птиц в полёте и с помощью наречий охарактеризовать более точно и выразительно эти действия. Наречия придают речи полноту и ясность.
Фронтальная проверка задания. Проверьте и оцените свою работу.
Вывод: действительно, наречия делают нашу речь точной, образной, выразительной.

3. Впереди вторая станция «Одна и две н в наречиях на -о, -е». 
- Кто будет гидом? (Ученик рассказывает правило) Выполняем следующее задание:
Распределите слова по 2 столбикам – с одной н и с двумя н:
Медленно, интересно, священно, нечаянно, ужасно, торжественно, грустно, рассеянно, взволнованно, внимательно.
- Обозначьте суффиксы, подчеркните орфограмму. Проверка задания.

4. Следующая  третья станция «Не с наречиями на -о, -е».
(Выступление следующего гида ) Графический диктант:
1.Взглянуть (не)доверчиво, а с подозрением; 2.говорить далеко (не) весело; 3.совсем (не) громко; 4.вовсе (не) ласково; 5.произнести (не) громко, а тихо, 6.сделать (не)умело; 7.пришить (не)крепко; 8.выполнить (не)брежно; 9.взлететь (не)высоко; 10.сделать (не)опрятно;
Проверка ( правильные ответы на обратной стороне доски)

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Слитно





+
+
+
+
+

раздельно
+
+
+
+
+






Проверьте и оцените свою работу.

5. Физкультурная минутка.
Раз – подняться, потянуться. Два – нагнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать. Шесть – на место тихо сесть.


6. Прибываем на четвертую станцию «Не – ни в отрицательных наречиях». 
- От чего зависит выбор гласной буквы в наречиях никуда – некуда?
- В каких ещё наречиях выбор гласной зависит от ударения?
(Учащиеся рассказывают правила)
Работа с сигнальными карточками «И – Е»:
Нигде, ниоткуда, нисколько, неоткуда, негде, ничуть, никуда, некуда, никак, незачем.
Выставьте себе оценку.
7. И, наконец, последняя станция «Мягкий знак на конце наречий».
- Кто будет гидом?
(Учащиеся рассказывает правило)
Задание классу: замените словосочетания синонимичными наречиями с шипящей на конце.
Лошади мчались быстро (вскачь).
Распахнуть до конца (настежь).
Уйти в сторону (прочь).
Засеять густо (сплошь).
Ударить размахнувшись (наотмашь).
Нет терпения (невтерпёж).
Упасть вверх лицом (навзничь).
- Сколько слов вы записали без ь?
16. Обобщение и вывод.
Итак, наше путешествие подошло к концу. Давайте подведём итоги.
- Какие правила надо знать, чтобы правильно писать наречия?
- Какую роль играют наречия в нашей речи?
Рефлексия. Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что
Удалось ли достичь поставленной цели?
18. Домашнее задание.
1. Теоретический материал (стр. 119)
2. Составить кроссворд по теме «Наречие»
3. Выполнить упражнение №

15