Индивидуальная программа реабилитации детей с ОВЗ








Индивидуальная программа реабилитации



(дата рождения: )
(задержка психического развития)








МБОУ СОШ № 15 г. Мичуринска
На основании заключения ПМПК № .. от .., составлена Индивидуальная реабилитационная программа на , регулирующая образовательный процесс в МБОУ СОШ № 15 г.Мичуринска в направлении максимальной реализации образовательных потребностей (Ф.И.) в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.
По всем образовательным областям предусмотренных программой школы № 15, ребёнок воспитывается и развивается в соответствии с требованиями и содержанием Основной общеобразовательной программы МБОУ СОШ № 15
Данная Программа предполагает комплексный подход в реализации индивидуальной программы на уровне индивидуального сопровождения с учётом показаний к проведению реабилитационных мероприятий по работе с детьми, имеющими задержку психического развития.
Основные трудности, которые испытывает (Ф.И.), связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.
У него имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета). Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания .. приводят к тому, что ему трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания.
Для обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач. Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал.
Учителям необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов; использовать ориентировочную основу действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания).
Для .. важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы он через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверил в свои возможности, испытал чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.
.Мероприятия, направленные на работу с (Ф.И.)
Диагностическая работа
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
Задачи (направления деятельности)
Планируемые результаты
Виды и формы деятельности, мероприятия
Сроки
Ответственные

Медицинская диагностика

Определить состояние физического и психического здоровья детей.
Выявление состояния физического и психического здоровья детей.
Изучение истории развития ребенка, беседа с родителями, наблюдение классного руководителя, анализ работ обучающихся
сентябрь
Классный руководитель Медицинский работник

Психолого-педагогическая диагностика

Углубленная диагностика детей с ЗПР
Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических "портретов" детей
Диагностирование. Заполнение диагностических документов специалистами (Речевой карты, протокола обследования)
сентябрь
Педагог-психолог, логопед

Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении. Выявить резервные возможности
Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося
Разработка коррекционной программы
До 10.10
Педагог-психолог, логопед

Социально – педагогическая диагностика

Определить уровень организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой  и личностной сферы; уровень знаний по предметам 
Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам.  Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.)
Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики.
Сентябрь - октябрь
Классный руководитель Педагог-психолог Социальный педагог Учитель-предметник

Коррекционно-развивающая работа
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи (направления) деятельности
Планируемые результаты.
Виды и формы деятельности, мероприятия.
Сроки
Ответственные

Психолого-педагогическая работа

Обеспечить педагогическое сопровождение детей с ЗПР
Планы, программы
Разработать индивидуальную программу по предмету. Разработать план работы с родителями по формированию толерантных отношений между участниками инклюзивного образовательного процесса. Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника.
сентябрь
Заместитель директора по УВР Учителя-предметники, классный руководитель, социальный педагог

Обеспечить психологическое и логопедическое сопровождение детей с ЗПР
Позитивная динамика развиваемых параметров
1.Формирование групп для коррекционной работы. 2.Составление расписания занятий. 3. Проведение коррекционных занятий.
4. Отслеживание динамики развития ребенка
В течение уч.года
Педагог-психолог логопед

Лечебно – профилактическая работа

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ЗПР 
 
Разработка  рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по работе с детьми с ЗПР. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс Организация  и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование  навыков здорового и безопасного образа жизни. Реализация профилактических образовательных программ
В течение года
Заместитель директора по УВР
Классный руководитель Педагог-психолог логопед  Медицинский работник

Консультативная работа
Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся
Задачи (направления) деятельности
Планируемые результаты.
Виды и формы деятельности, мероприятия.
Сроки
Ответственные

Консультирование педагогических работников по  вопросам инклюзивного образования
1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.  2. Разработка плана консультативной работы с ребенком, родителями, классом, работниками школы
Индивидуальные, групповые, тематические консультации
По отдельному плану-графику
Учитель – логопед Педагог – психолог Социальный педагог Заместитель директора  по УВР

Консультирование обучающихся по выявленных проблемам, оказание превентивной помощи
1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.  2. Разработка плана консультативной работы с ребенком
Индивидуальные, групповые, тематические консультации
По отдельному плану-графику
Учитель – логопед Педагог – психолог Социальный педагог Заместитель директора по УВР

Консультирование родителей по  вопросам инклюзивного образования, выбора стратегии воспитания, психолого-физиологическим особенностям детей
1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.  2. Разработка плана консультативной работы с родителями
Индивидуальные, групповые, тематические консультации
По отдельному плану-графику
Учитель – логопед Педагог – психолог Социальный педагог Заместитель директора по УВР

Информационно – просветительская работа
Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса
Задачи (направления) деятельности
Планируемые результаты.
Виды и формы деятельности, мероприятия.
Сроки
Ответственные

Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам
Организация работы  семинаров, тренингов по вопросам инклюзивного образования
Информационные мероприятия
По отдельному плану-графику
Логопед Педагог – психолог Социальный педагог Заместитель директора по УВР другие организации

Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей
Организация методических мероприятий по вопросам инклюзивного образования
Информационные мероприятия
По отдельному плану-графику
 
 
Логопед Педагог – психолог Социальный педагог Заместитель директора  по УВР  другие организации

Работа с родителями обучающихся
Цель: повышения уровня психологической компетенции в вопросах воспитания и обучения ребенка. 
Дата
Содержание работы с родителями обучающегося

1 четверть
Мониторинг родителей на предмет родительско-детских отношений


Консультация родителей по поводу трудностей в адаптации. Выработка общих путей решения проблемы .


Беседа по проблеме полной зависимости ребенка от мнения родителей.

2 четверть
Консультация родителей об итогах проделанной работы, познакомить с результатами повторного мониторинга.


Беседа с родителями по вопросу коррекции стиля родительско - детских отношений.

3 четверть

Консультация родителей по поводу трудностей ученика в учебе, его психологической неготовности к обучению, поиск путей решения проблемы.


4 четверть

Знакомство родителей с итогами контрольного мониторинга.  Выявление положительной тенденции  в проделанной работе.


Учителям необходимо:
следить за успеваемостью (Ф.И.): после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;
посадить .. на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;
поддерживать, развивать в нем положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делает неправильно;
развивать коммуникативные компетентности
помочь в построении межличностных отношений.
адаптировать ребенка в социуме.

Предполагаемые конечные результаты:

Обеспечение оптимального режима и физического развития ребенка.
Достижения положительных результатов в коррекционной и оздоровительной работе (Ф.И.).
Внедрение комплексного подхода оздоровления школьника.
Развитие коммуникативной компетентности.
Адаптация ребенка в социуме.
Построение межличностных отношений.















15