Адаптированная общеобразовательная индивидуальная программа обучения на дому (8 класс)
























Адаптированная общеобразовательная индивидуальная программа обучения на дому
для учащейся 8 класса
_____________________________________










Буханова Елена Борисовна,
учитель
I квалификационной категории








Полевской 2014
Пояснительная записка
Общие сведения об обучающейся
Ф.И.О. ребенка: ____________________
Дата рождения: _____________________
Класс: ____
Особенности развития: имеет статус «ребенок-инвалид» до 18 лет, в анамнезе: ППЦНС тяжелой формы, ДЦП, псевдо киста головного мозга , F 72, моторная алалия.
Особенности психических процессов: преобладают процессы возбуждения, низкий самоконтроль, высокая утомляемость, низкая работоспособность, низкая концентрация внимания, хорошо развита зрительная и слуховая память, низкая скорость переключения с одного вида деятельности на другой, воображение практически не развито.
Личностные особенности
Особенности общения. Легко вступает в контакт с окружающими, иногда не соблюдает необходимые нормы общения со взрослыми, на высоком уровне владеет жестовой речью, т.к. речь в силу грубых нарушений ей не доступна. С огромным удовольствием общается с близкими родственниками, сверстниками, особенно с младшими детьми.
Уровень сформированности социально-нравственных качеств личности. Достаточно социализирована, соблюдает правила поведения в общественных местах, четко определяет эмоциональное состояние окружающих, критична к своим поступкам, в состоянии просить прощения, способна на сочувствие взаимопомощь.
Отношение к общетрудовой, учебной деятельности, характер мотивов.
Мотивация к обучению сформирована не равномерно, зависит от личных предпочтений ученицы к отдельным предметам. С интересом и ответственностью выполняет учебные задания по письму, математике, социально-бытовой ориентировке, музыке, ритмике, физкультуре. Нуждается в постоянной эмоциональной стимуляции и пошаговом контроле. Учебная деятельность должна быть четко организована и наполнена игровыми приемами обучения, иначе интерес к обучению теряется.

Планирование педагогических мер
Срок реализации программы один год.
Цель программы: Создание особых педагогических условий для эффективного усвоения ребенком обязательного минимума индивидуальной программы в рамках его психофизических возможностей, формирование необходимых социальных компетенций для успешной интеграции в современное общество.
Задачи обучения в этом учебном году стали:
Укрепление с ученицей эмоционального контакта.
Формирование положительной мотивации к обучению и развитие процессов самоконтроля.
Воспитание культуры поведения и формирование умения соблюдать дистанцию при общении со взрослыми.
Формирование общеучебных и предметных знаний, умений, навыков в соответствии с индивидуальной программой обучения.
Нормативно-правовая база.
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.1012 № 273 ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.», Постановление правительства Свердловской области «Об утверждении Порядка организации общего образования детей,нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов на дому» от 16.10.2013 г. № 1232 ПП, Устав ГКОУ, Положение ГКОУ «Об организации индивидуального обучения на дому учащихся».
Методы и приемы коррекционной работы. Беседа-объяснение, наблюдения, изучение иллюстраций, выполнение упражнений, письменные работы, рассказ, демонстрация, элементы арттерапии, моделирование реальных ситуаций, практические работы.
Содержание и объем знаний по предметам.
Содержание и объем знаний определялись психофизическими особенностями обучающейся, т.к. трудности в усвоении программного материала обусловлены отсутствием у ребенка речи, грубыми нарушениями моторики и эмоционально-волевых процессов.
Содержание индивидуальной программы имеет четкую практическую направленность и тесно связано с реальной жизнью. Так же реализуется принцип коррекционного характера обучения: в ходе уроков развивается мелкая моторика, координация движений, пространственная ориентировка, память, мышление, восприятие.
Развитие речи и коммуникация, окружающий мир, чтение.
Знакомство с предметами и явлениями окружающей действительности, обогащение пассивного словарного запаса, развитие навыков невербальной коммуникации с окружающими, глобальное чтение коротких знакомых по значению слов.
Математика.
Числа и цифры в пределах 20, прямой счет, числовой ряд в пределах 20, формирование навыка счета денег, подсчет стоимости товаров первой необходимости и сдачи, решение примеров на счетном материале и с помощью калькулятора, решение простых задач с помощью учителя.
Графика и письмо.
Развитие графомоторных навыков, формирование навыков чистописания, соблюдение строки при письме, письмо по обводке и образцу, под диктовку (по возможности) изученных букв, слогов, слов и предложений, правила правописания имен собственных, в том числе своего имени, фамилии.
Музыка, ритмика.
Развитие координации движений, воспитание эстетических чувств при прослушивании музыкальных произведений, развитие чувства ритма, выполнение простейших танцевальных движений.
ОБЖ.
Воспитание ответственного отношения к своему здоровью, закрепление правил дорожного движения, правил безопасного поведения на улице и дома, изучение способов оказания первой помощи.


СБО.
Знакомство с организациями службы быта, почтой, магазинами различных видов и типов, совершение покупок товаров первой необходимости, приготовление простых блюд.
МОП.
Знакомство с приемами ухода за жилым помещением, уборке территории, формирование трудовых умений по стирке вещей разными способами, по формированию трудовых умений по влажно-тепловой обработке. В целом, осуществляется подготовка обучающейся к, доступному ей, участию в ведении личного домашнего хозяйства.
Рисование.
Рисование с натуры, на тему, декоративное рисование различных узоров, оформление поздравительных открыток к различным календарным праздникам. Тематика уроков тесно связана с уроками СБО, ОБЖ, окружающий мир, чтение, развитие речи и коммуникация.
Физическая культура.
Основные движения доступные обучающейся в рамках особенностей физического развития.
Учебный инструментарий.
Учебники, карточки с заданиями, графические карты-схемы, предметные картинки, сюжетные картинки, обучающие компьютерные программы по окружающему миру А. Плешакова 1 класс, 2010 год
Обоснования изменения содержания ИП развития.
Согласно рекомендациям ТОПМПК ученице рекомендовано обучение по программе для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Индивидуальная программа составлена на основе программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Новоселовой Н.А., Шлыковой А.А., 2004.
Содержание обучения графике и письму, математике, и трудового обучения по профилю «младший обслуживающий персонал», в силу индивидуальных психофизических особенностей учащейся, соответствует уровню 5 класса указанной выше программы.
Формы аттестации, контроля и учета достижений учащихся.
Письменные контрольные и проверочные работы, оценка выполнения практических работ по уборке и уходу за комнатными растениями и т.д., решение проблемных задач, связанных с реальной жизнью.










Календарно-тематическое планирование
Рисование, 0,5 часа в неделю, 17 часов в год
№ п/п
Дата
Название тем и разделов программы

Кол-во
часов
по разделам
и темам









1 МОДУЛЬ


1

Рисование с натуры. Цветы (астра).
1

2

Рисование несложных натюрмортов, состоящих из овощей (огурцы, помидоры).
1

3

Рисование несложных натюрмортов, состоящих из фруктов (яблоки, груши)
1

4

Рисование на тему «Золотая осень»
1



2 модуль


5

Рисование предметов симметричной формы, с использование средней (осевой) линии (стрекоза)
1

6

Декоративное рисование. Рисование игрушки-матрешки
1

7

Декоративное рисование. Составление узора для вазы из растительных элементов.
1

8

Декоративное рисование открытки к Новому году
1



3 модуль


9

Рисование на тему «Зимний день» с использованием акварельных красок
1

10

Рисование с натуры овощей (картофель)
1

11

Декоративное оформление открыток ко Дню защитника Отечества
1



4 модуль


12

Декоративное рисование открытки для мамы
1

13

Рисование на тему «Весна пришла»
1

14

Декоративное рисование узора из геометрических элементов в полосе с применением осевых линий с использованием гуашевых красок




5 модуль


15

Рисование с натуры цветов (тюльпан)
1

16

Знакомство с народными промыслами, простейшие элементы росписи. Раскрашивание картонной коробки.
1

17

Рисование на тему «Летние забавы детей»

1




Предполагаемые результаты обучения по предмету:
Учащийся должен знать:
Приемы работы гуашевыми и акварельными красками
Основные цвета


Учащийся должен уметь:
Правильно выбирать цветовые решения для рисунка
Соблюдать при закрашивании контур
По возможности самостоятельно рисовать по заданию учителя
По возможности ровно штриховать орнамент с соблюдением контура
Правильно передавать величину, форму предметов




























Календарно-тематическое планирование
Социально-бытовая ориентировка, 1 час в неделю, 34 часа в год

п/п
Дата
Наименование тем и разделов
Кол-во
часов



1 МОДУЛЬ




Личная гигиена
4

1

Уход за органами зрения и слуха.
1

2

Уход за кожей рук, ногтями
1

3

Уход за кожей лица и волосами
1

4

Правила личной гигиены девушки
1



Одежда, обувь
7

5

Виды, назначение одежды и обуви.
1

6

Поддержание одежды в порядке: пришивание пуговиц
1

7

Поддержание одежды в порядке: зашивание распоровшегося шва
1

8

Глажение фартуков, косынок
1



2 МОДУЛЬ


9

Глажение носовых платков, салфеток
1

10

Ручная стирка изделий из хлопчатобумажных тканей с применением мыла
1

11

Ручная стирка изделий из хлопчатобумажных тканей с применением стирального порошка
1



Питание
12

12

Питание. Разнообразие продуктов, режим и рациональное питание.
1

13

Экскурсия в продуктовый магазин. Покупка продуктов для бутербродов.
1

14

Приготовление простейших блюд (бутерброды)
1

15

Приготовление простейших блюд (отваривание овощей)
1

16

Гигиена приготовления пищи
1



3 МОДУЛЬ


17

Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи
1

18

Правила и приемы ухода за посудой и кухонными приборами
1

19

Приготовление каши (рисовой)
1

20

Приготовление омлета
1

21

Приготовление простейших овощных салатов (из картофеля)
1

22

Приготовление простейших овощных салатов (из соленых огурцов и моркови)
1



4 МОДУЛЬ


23

Приготовление компота из яблок
1



Семья
3

24

Адрес, год и день рождения
1

25

Права и обязанности каждого члена семьи
1

26

Семейные праздники
1



Транспорт
3

27

Виды транспорта
1

28

Экскурсия на автовокзал
1



5 МОДУЛЬ
1

29

Вокзалы, их назначение, основные службы (справочная, расписание, билетные кассы)
1



Торговля
5

30

Виды магазинов
1

31

Магазины промышленных товаров и их отделы
1

32

Экскурсия в магазин. Порядок приобретения товаров, оплата.
1

33

Экскурсия в магазин. Приобретение доступного по цене товара.
1

34

Экскурсия в магазин. Проверка чека и сдачи.
1


Предполагаемые результаты обучения по предмету:
Учащийся должен знать:
Основные обобщающие понятия «магазины», «транспорт», «службы быта», «почта», «жилище», «торговля», «питание», «одежда и обувь».
Правила поведения в различных общественных местах
Правила пользования бытовыми приборами
Учащийся должен уметь:

Наладить невербальное взаимодействие с работниками различных организаций
Соблюдать правила культурного поведения
По возможности самостоятельно выполнять заданные поручения в различных организациях
Совершать покупки по заданию учителя
Совершать трудовые операции по уходу за одеждой и обувью
Соблюдать правила личной гигиены
Совершать операции по уходу за своим телом
Приготовить простейшие блюда (с помощью учителя)















Календарно-тематическое планирование
Животные, 0,5 часа в неделю, 17 часов в год

п/п
Дата
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов




1 модуль


1

Мир животных. Каких животных видели летом.
1

2

Разнообразие животного мира (по месту обитания и способам питания)
1



Насекомые
1

3

Насекомые, части тела насекомых, сравнение их по форме, размеру, цвету.
1



Птицы
6

4

Домашние и дикие птицы
1



2 модуль


5

Водоплавающие птицы
1

6

Перелетные птицы
1

7

Зимующие птицы
1

8

Сравнение и классификация насекомых и птиц
1



Обитатели леса
4

9

Обитатели леса: звери
1

10

Обитатели леса: птицы

1

11

Обитатели леса: насекомые

1



4 модуль


12

Экскурсия в парк. Наблюдение за жизнью птиц.
1



Обитатели водоемов
4

13

Обитатели водоемов: рыбы

1

14

Экскурсия в зоомагазин. Наблюдение за жизнью аквариумных рыб и животных.
1



5 модуль


14

Обитатели водоемов: лягушки и жабы
1

15

Экскурсия на городской пруд. Наблюдение за жизнью лягушек


16

Друзья и вредители огородных растений
2

17

Экскурсия в огород. Наблюдение за жизнью насекомых.
1

17

Итоговый урок по оценке знаний
1



Предполагаемые результаты обучения по предмету:
Учащийся должен знать:
Основные обобщающие слова «животные», «птицы», «домашние и дикие животные и птицы», «обитатели леса»
Сезоны
Особенности жизни животных в зависимости от сезона
Детенышей изученных животных

Учащийся должен уметь:
Дифференцировать домашних и диких животных, обитателей леса и водоемов
Классифицировать насекомых и птиц (с помощью учителя)
Осуществлять несложный уход за домашними животными
Наблюдать за жизнью животных, птиц, насекомых в природе

























Календарно-тематическое планирование
Растения, 0,5 часа в неделю, 17 часов в год

п/п
Дата
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов




1 модуль




Цветковые растения
3

1

Цветковые растения: полевые цветы и садовые цветы. Экскурсия в огород.
1

2

Части цветковых растений, их сравнение и дифференциация.
1

3

Уход за садовыми растениями
1

4

Вода в природе. Значение и свойства воды. Осадки.
1



2 модуль




Грибы
2

5

Грибы съедобные и несъедобные. Гигиенические требования к употреблению грибов в пищу.
1

6

Сравнение съедобных и несъедобных грибов по форме, размеру, цвету.
1



Растения огорода
3

7

Растения огорода: овощи (капуста, картофель, морковь и др.). Зеленые культуры (лук, чеснок, укроп и др.).
1

8

Друзья огородных растений (птицы, дождевые червяки, лягушки)
1



3 модуль


9

Враги (гусеницы, личинки насекомых, кроты, мыши)
1



Растения поля
1

10

Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес)
1



Растения луга
1

11

Растения луга: клевер, колокольчик, ромашка, мятлик, тимофеевка
1



4 модуль




Растения водоемов
1

12

Растения водоемов: водоросли, кувшинка, рогоз
1



Растения леса


13

Растения леса: лиственные и хвойные деревья, кустарники, травы, грибы
1

14

Экскурсия в лес. Классификация растений.
1



5 модуль




Растения сада
2

15

Растения сада: плодовые деревья, ягодные кустарники
1

16

Декоративные растения сада (весенние: тюльпаны, нарциссы; летние: розы, гладиолусы, пионы; осенние: астры, хризантемы).
1

17

Практическая работа. Выращивание комнатных растений (фиалка)
1




Предполагаемые результаты обучения по предмету:
Учащийся должен знать:
Основные обобщающие слова: «ягоды», «грибы», «деревья», «кустарники», «фрукты», «овощи», « растения сада», «растения огорода», «растения луга», «растения поля», «комнатные растения»
Сезоны
Особенности жизни растений в зависимости от сезона
Части растений

Учащийся должен уметь:
Дифференцировать и классифицировать фрукты, овощи, деревья, кустарники, травы, цветы, грибы
Осуществлять несложный уход за комнатными растениями
Наблюдать за изменениями в природе


















Календарно-тематическое планирование
Графика и письмо, 1 час в неделю, 34 часа в год

п/п
Дата
Наименование разделов и тем
Кол-во часов




1 триместр




Повторение




Гласные звуки и буквы Аа, Оо, Уу, ы, Ээ
5

1.

Звуки и буквы Аа, Оо, Уу ,ы, Э, э, Ии, Ее, Ёё, Юю, Яя
1

2.

Запись гласных под диктовку
1

3.

Согласные буквы п с к в р н в словах
1

4.

Согласные л ш ч ф х ж буквы з м д т б г
1

5.

Буквы ц щ й ь ъ

1

6.

Списывание рукописного текста (буквы, слова из 2-3 слогов)
1

7.

Контрольная работа по написанию усвоенных букв и слов под диктовку и образцу
1

8.

Работа над ошибками по результатам контрольной работы
1



2 триместр


9.

Слова с буквами ь, ъ
1

10.

Определение звуков и букв ц щ й на слух и на письме
1

11.

Запись слов из одного, двух, трех слогов под диктовку
1



Алфавит


12.

Списывание алфавита с письменного текста.
1

13.

Списывание алфавита с печатного текста.
1



Слог


14.

Определение количества слогов в слове
1

15.

Составление и запись подписей к предметным картинкам
1

16.

Списывание слов из одного, двух, трех слогов
1

17.

Работа с буквами разрезной азбуки
1



Предложение
5

18.

Большая буква в начале предложения
1

19.

Точка в конце предложения
1

20.

Дописывание начатого предложения с помощью рисунка
1

21.

Контрольная работа «Запись коротких предложений по образцу»
1

22.

Работа над ошибками по результатам контрольной работы
1




3 триместр




Слово
Слова, обозначающие предметы
5

23.

Понятие о словах, обозначающих предметы и отвечающих на вопрос «Что это?»
1

24.

Списывание слов, отвечающих на вопрос «Что это?» с предметных карточек
1

25.

Слова, обозначающие живые предметы и отвечающие на вопросы «Кто это? Что это»
1

26.

Проверочная работа «Запись букв, слов под диктовку и коротких предложений по образцу»
1

27.

Работа над ошибками по результатам проверочной работы
1



Большая буква в имени и фамилии людей
2

28.

Большая буква в именах людей. Свое имя.
1



5 модуль


29.

Большая буква в фамилиях людей. Своя фамилия.
1



Большая буква в кличках животных
5

30.

Большая буква в кличках животных
1

31.

Различение понятий: названия и клички животных
1

32.

Контрольная работа за год «Запись слов, коротких предложений под диктовку и образцу»
1

33.

Работа над ошибками по результатам контрольной работы
1

34.

Списывание с рукописного текста слов, коротких предложений
1


Предполагаемые результаты обучения по предмету:
Учащийся должен знать:
Понятия «буква», «алфавит», «слово», «слог», «предложение»

Учащийся должен уметь:
Правильно держать осанку во время письма
Соблюдать строку во время письма
Аккуратно вести записи в тетрадях
По возможности самостоятельно писать списывать с печатного и письменного текста изученные буквы, слоги, слова, предложения
Записывать под диктовку усвоенные буквы и короткие слов
По образцу и по возможности самостоятельно писать свое имя и фамилию



Календарно-тематическое планирование
Математика, 1 час в неделю, 34 часа в год

п/п
Дата
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов




1 триместр




Повторение
13

1.

Нумерация в пределах 10. Части суток. Квадрат.
1

2.

Числовой ряд от 1 до 10 и от 10 до 1. Круг.
1

3.

Последующее и предыдущее число. Треугольник.
1

4.

Решение примеров в пределах 10 на сложение и вычитание с применением калькулятора
1

5.

Сравнение чисел. Знаки >, <
1



2 модуль


6.

Задачи и примеры на вычитание
1

7.

Контрольная работа за триместр «Нумерация и арифметические действия в пределах 10»
1

8.

Работа над ошибками по результатам контрольной работы
1



2 триместр


9.

Размен и замена монет: 1 коп., 5 коп., 10 коп., 1 руб., 2 руб., 5 руб., 10 руб. Сравнение достоинств монет.
1

10.

Задачи и примеры на сложение
1

12.

Задачи и примеры на вычитание
1

13.

Квадрат. Прямоугольник. Построение по опорным точкам с помощью линейки.
1

14.

Сравнение чисел в пределах 10
1

15.

Проверочная работа «Решение задач нахождение суммы и остатка»
1

16.

Работа над ошибками по результатам проверочной работы
1

17.

Второй десяток Числовой ряд от 10 до 15
1

18.

Сравнение чисел в пределах 15
1

19.

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 15 с применением калькулятора
1

20.

Контрольная работа за триместр «Нумерация и арифметические операции в пределах 15»
1

21.

Работа над ошибками по результатам контрольной работы
1



3 триместр


22.

Сложение и вычитание в пределах 15 без перехода через разряд с применением калькулятора
1

23.

Задачи на увеличение числа на несколько единиц
1

24.

Задачи на уменьшение числа на несколько единиц
1

25.

Однозначные и двузначные числа
1

26.

Сравнение однозначных и двузначных чисел
1

27.

Решение задач на сложение и вычитание
1

28.

Числовой ряд от 1 до 15
1

29.

Числовой ряд от 1 до 20
1

30.

Получение 20 коп. 20 руб. из монет различного достоинства
1

31.

Решение примеров в пределах 20 без перехода через разряд
1

32.

Сложение и вычитание с нулем
1

33.

Контрольная работа за триместр «Нумерация и арифметические действия в пределах 20»
1

34.

Работа над ошибками по результатам контрольной работы
1


Предполагаемые результаты обучения по предмету:
Учащийся должен знать:
Прямой счет в пределах 20
называть числа и цифры в пределах 20
Названия основных геометрических фигур

Учащийся должен уметь:
присчитывать и отсчитывать по единице
решать с помощью учителя простейшие задачи
самостоятельно решать примеры с помощью калькулятора
соотносить количество предметов с конкретным числом и цифрой
строить геометрические фигуры по опорным точкам (по возможности самостоятельно)
сравнивать предметные множества и числа


















Календарно-тематический план
Музыкально-ритмические занятия, 0,5 часа в неделю, 17 часов в год
№п/п
Дата
Наименование темы
Кол-во
часов




1 модуль


1


Ритмичная ходьба по кругу под музыкальное сопровождение в торжественно-праздничном темпе
1

2

Ритмичная ходьба по кругу под музыкальное сопровождение в мягко-плавном темпе
1

3

Ритмичная ходьба по кругу под музыкальное сопровождение марша


4

Ритмическая ходьба приставным шагом в правом и левом направлении
1



2 модуль


5

Разучивание сцепки-шутки «Кукла и Катя», Г.Ладонщиков
1

6

Выполнение хлопков в различном ритме
1

7

Круговые движения туловища
1

8

Разучивание сцепки-шутки «Новогодний разговор», В. Хващевский
1



3 модуль


9

Упражнения для рук, хлопки под музыку
1

10

Упражнения на различение элементов народных танцев
1

11

Шаг кадрили. Разучивание.




4 модуль
1

12

Ходьба по комнате «Марш»
1

13

Упражнения с предметами
1

14

Упражнения на выработку осанки
1



5 модуль


15

Хлопки и притопы в несложных ритмических рисунках
1

16

Разучивание сцепки-шутки «Ленивый Трезорка», А. Шибаев
1

17

Игры с пением «Гори, гори ясно», рус. нар. песня, обр. Б.Добровольская
1




Предполагаемые результаты обучения по предмету:
Учащийся должен знать:
и узнавать разные музыкальные темпы


Учащийся должен уметь:
выполнять основные движения под музыку
реагировать на изменение темпа музыки
по возможности самостоятельно выполнять заданные танцевальные движения















Календарно-тематическое планирование
Музыка, 0,5 часа в неделю, 17 часов в год

п/п
Дата
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов




1 модуль




Слушание музыки


1

Легкая и серьезная музыка, их взаимосвязь.
1

2

Особенности творчества композиторов: М.И. Глинки. «Марш Черномора», муз. М.Глинки, из оп. «Руслан и Людмила»
1

3

Особенности творчества композиторов: П.И. Чайковского. «Испанский танец», муз. П.Чайковского, из б. «Лебединое озеро»
1

4

Элементарные сведения о жанрах музыкальных произведений (опера, балет).
1



2 модуль


5

Особенности творчества композиторов: С.С. Прокофьева. «Марш », муз. С.С. Прокофьева, из оп. «Любовь к трем апельсинам»
1

6

Особенности творчества композиторов: М.П. Мусоргского.
1

7

Формирование представлений о составе и звучании симфонического оркестра. «Полет шмеля», муз. Н. Римского-Корсакова, из оп. «Сказка о царе Салтане»
1

8

Формирование представлений о составе и звучании симфонического оркестра. «Вальс», муз. П. Чайковского, из б. «Спящая красавица»
1



3 модуль


9

Закрепление представлений о составе и звучании симфонического оркестра
1

10

Снятие эмоционального напряжения с помощью релаксационного музыкального материала
1

11

Слушание симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьев
1



4 модуль


12

Лучшие образцы легкой музыки в исполнении эстрадных коллективов. «Волшебник-недоучка», муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева
1

13

Лучшие образцы легкой музыки в исполнении эстрадных коллективов. «Арлекино», муз. Э. Димитрова, сл. Б. Баркас
1

14

Подбор образцов легкой музыки по личным музыкальным представлениям в сети интернет
1



5 модуль


15

Знакомство с современными электронными музыкальными инструментами: синтезаторы, гитары, ударные инструменты. «Ты у меня одна», муз., сл., Ю. Визбора
1

16

Знакомство с современными электронными музыкальными инструментами: синтезаторы, гитары, ударные инструменты. «Как здорово», муз., сл., О. Митяева

1

17

Слушание музыки из к/фильма «Служебный роман» «У природы нет плохой погоды»
1



Предполагаемые результаты обучения по предмету:
Учащийся должен знать:
понятия «серьезная», «легкая музыка», «марш»
состав симфонического оркестра

Учащийся должен уметь:

Эмоционально откликаться на звучание музыки разного характера
Определять какие музыкальные инструменты звучат
Слушать музыкальные произведения
Выбирать ритмические движения в соответствии с музыкой






















Календарно-тематическое планирование
Физическая культура, 0,5 часа в неделю, 17 часов в год

п/п
Дата
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов




1 модуль




Дыхательные упражнения
2

1

Дозированное дыхание при ходьбе и беге по подражанию и команде
1

2

Глубокое дыхание при выполнении упражнений (по показу)
1



Основные положения и движения
2

3

Исходные положения: лежа, сидя, стоя. Движение головой, туловищем, конечностями в заданных исходных положениях по инструкции учителя.
1

4

Перешагивание через обруч с последующим пролезанием через него
1



2 модуль




Упражнения на осанку


5

Ходьба с руками за спиной, приподнятой головой. Принятие правильной осанки по инструкции учителя.
1



Ритмические упражнения


6

Изменение характера движений в зависимости от характера музыки (марш – ходьба, полька – прыжки, вальс – плавные упражнения)
1



Прикладные упражнения


7

Приседания на носках с прямой спиной
1

8

Ходьба с правильной осанкой с грузом на голове
1



3 модуль


9

Ходьба и бег
1

10

Ходьба и бег с преодолением простейших препятствий
1

11

Начало ходьбы, бега и остановка по инструкции учителя. Смена направлений в ходьбе, беге по конкретным ориентирам и инструкции учителя. Игра «Мышеловка»
1



4 модуль




Прыжки


12

Прыжки в длину с места с толчком в обозначенном месте
1



Броски, ловля, передача предметов


13

Удары мяча об пол одной, двумя руками с продвижением. Броски мяча на дальность.
1

14

Перебрасывание палки из одной руки в другую. Прокатывание обруча вперед. Игра «Падающая палка»
1



5 модуль




Лазание, подлезание, перелезание


16

Преодоление 3-4 различных препятствий
1



Равновесие


17

Равновесие на одной ноге с помощью учителя
1


Предполагаемые результаты обучения по предмету:
Учащийся должен знать:
Правила поведения во время подвижных игр
О пользе физической культуры

Учащийся должен уметь:
Выполнять самостоятельно и с помощью учителя основные движения предусмотренные программой


































Календарно-тематическое планирование
Чтение, 0,5 часа в неделю, 17 часов в год


п/п
Дата
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов




1 модуль




Школа. Класс.


1

Изучение и запоминание группы слов: учитель, ученица, парта, доска, полка, мел, тряпка.
1



Дом. Двор. Комната.


2

Изучение и запоминание группы слов: крыльцо, калитка, сарай, рама, форточка.
1



Сад. Огород.


3

Изучение и запоминание группы слов: куст, грядка, метла, вилы, грабли, лейка.
1



Игры. Спортинвентарь.


4

Изучение и запоминание группы слов: шар, шайба, клюшка, коньки.
1



2 модуль




Домашние вещи. Мебель.


5

Изучение и запоминание группы слов: сервант, вешалка, люстра, занавеска, скатерть, сумка, чемодан.
1



Посуда. Кухня. Ванная.


6

Изучение и запоминание группы слов: графин, кувшин, корыто, веник.
1



Обувь. Одежда. Белье. Головные уборы.


7

Изучение и запоминание группы слов: ботинки, свитер, чулки, пояс, простыня, наволочка, одеяло, пододеяльник.
1



Продукты питания


8

Изучение и запоминание группы слов: сухари, баранки, пирог, масло.
1



3 модуль




Продукты питания


9

Изучение и запоминание группы слов: сухари, баранки, пирог, масло.
1



Тело человека


10

Изучение и запоминание группы слов: лицо, брови, щека, шея, грудь, плечо.
1



Люди (семья). Профессии. Инструменты.


11

Изучение и запоминание группы слов: дочь, сын, племянник, племянница, тетя, дядя, портной, сапожник, швея, слесарь, плотник.
1



4 модуль




Животные


12

Изучение и запоминание группы слов: лев, тигр, слон, теленок, жеребенок, поросенок, цыпленок, орел, скворец, щука, рак, змея, паук.
1



Город. Транспорт.


13

Изучение и запоминание группы слов: мост, перекресток, вокзал, бульвар, завод, парикмахерская, трамвай, вагон, рельсы, троллейбус
1



Растения (овощи, фрукты)


14

Изучение и запоминание группы слов: пень, сук, дуб, желудь, репа, мак, василек, лимон, вишня, клюква, земляника.
1



5 модуль




Природные явления


15

Изучение и запоминание группы слов: земля, река, берег, камень, луна, молния, туман.
1



Обобщающие слова


16

Изучение и запоминание группы слов: учебные вещи, головные уборы, продукты, природа, инструменты, транспорт.
1

17

Упражнения в узнавании изученных слов
1


Предполагаемые результаты обучения по предмету:
Учащийся должен знать:
Изученные слова и обобщающие понятия

Учащийся должен уметь:
Выполнять действия по словесной инструкции
Понимать и показывать жестами изученные слова
По возможности узнавать целые слова (глобально)
Подбирать предметные и сюжетные картинки для изученных слов











Календарно-тематическое планирование
Основы безопасности жизнедеятельности, 1 час в неделю, 34 часа в год
№ п/п
Дата
Наименование тем и разделов
Кол-во
часов




1 модуль




Природа
4

1

Правила поведения в лесу
1

2

Правила поведения на водоемах
1

3

Домашние животные и дикие животные. Меры безопасности при обращении и уходе за ними.
1

4

Обобщающий урок по теме «Природа»
1



Оказание первой помощи
6

5

Перевязочный материал. Правила пользования им.
1

6

Практическое занятие. Правила и приемы пользования перевязочным материалом.
1

7

Средства бытовой химии. Химические ожоги, отравления
1

8

Правила оказания первой помощи при химических ожогах и отравлениях
1



2 модуль


9

Практическое занятие. Правила оказания первой помощи при химических ожогах и отравлениях.
1

10

Закрепление правил оказания первой помощи. Сюжетно-ролевая игра «Семейный доктор».
1



Город как источник опасности
12

11

Город как источник опасности: транспорт.
1

12

Город как источник опасности: скопление народа.
1

13

Город как источник опасности: наличие опасных промышленных объектов.
1

14

Город как источник опасности: повышенная преступность.
1

15

Экскурсия по городу. Определение возможных источников опасности.
1

16

Обобщающий урок по теме «Город как источник опасности»
1



3 модуль


17

Службы безопасности: полиция.
1

18

Экскурсия в местное отделение полиции.
1

19

Службы безопасности: служба медицинской помощи.
1

20

Сюжетно-ролевая игра «Если кто-то заболел»
1

21

Службы спасения: пожарная охрана.
1

22

Обобщающий урок по теме «Службы безопасности»
1



4 модуль




Правила дорожного движения
6

23

Вида городского транспорта
1

24

Правила поведения в автобусах
1

25

Правила поведения на остановках
1

26

Правила поведения при аварийной ситуации в транспорте
1

27

Экскурсия по городу. Поездка на автобусе.
1

28

Опасные ситуации в метро (турникет, эскалатор, перрон (платформа), вагон).
1



5 модуль
1



Повторение


29

Правила поведения в лесу и водоемах
1

30

Оказание первой помощи
1

31

Источники опасности в городе
1

32

Службы безопасности
1

33

Безопасность в транспорте
1

34

Итоговый урок по контролю знаний (моделирование реальных ситуаций)
1



Предполагаемые результаты обучения по предмету:
Учащийся должен знать:
Понятия «опасность», «безопасное поведение»
Правила дорожного движения
Правила пожарной безопасности
Правила поведения при аварийной ситуации в транспорте
Службы безопасности и соотносить обращение к ним в зависимости от ситуации

Учащийся должен уметь:
Находить решения при моделировании опасных жизненных ситуаций
Обращаться к прохожим за помощью с использованием мимики и жестов
Правильно вести себя при пожаре
Соблюдать правила безопасного поведения дома, на улице, в транспорте













Календарно-тематическое планирование
Развитие речи и коммуникация, 0,5 часа в неделю, 17 часов в год


п/п
Дата
Наименование разделов,
тем программы
Кол-во
часов



I триместр
1 модуль




Окружающий мир
5

1.

До свидания, лето!
Занятия людей летом.
1

2.

Наша школа. Способы сотрудничества и невербального общения с одноклассниками.
1

3.

Семья. Упражнения по практическому использованию жестов в общении и совместном решении бытовых задач.
1



Растения


4.




Деревья: хвойные, лиственные. Развивающая игра «Узнай по листику»
1



2 модуль


5.

Кустарники: смородина, калина. Построение реплик в ходе беседы с учителем по образцу.
1

6.

Овощи. Игра-драматизация «Веселый огород»


7.

Фрукты. Игра-драматизация «Узнай друг, что за фрукт»
5



Сезонная одежда и обувь
3

8.

Одежда. Виды одежды и головных уборов. Игра «Шапка и шубка»
1



3 модуль


9.

Уход за одеждой. Сюжетно-ролевая игра «Мастерская одежды»
1

10.

Сезонная обувь. Уход за обувью.
1

11.

Насекомые. Игра-драматизация с использованием сюжета сказки «Муха-цокотуха»
1



4 модуль


12.

Обитатели леса: звери, насекомые, птицы. Игра-драматизация с использованием сюжета сказки «Лиса и волк»
1

13.

Обитатели водоемов. Игра-драматизация по сюжету сказки «Теремок»
1



Комнатные растения
3

14.

Комнатные растения. Кактус, бегония.
1



5 модуль


15.

Комнатные растения квартиры. Их названия.
1

16.

Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, опрыскивание)
1

17.

Обобщающий урок по контролю знаний за учебный год
1







Предполагаемые результаты обучения по предмету:
Учащийся должен знать:
Основные правила неречевой коммуникации с окружающими в школе, семье, в ходе совместной деятельности
Основные изученные понятия

Учащийся должен уметь:
Наладить невербальный контакт с окружающими
Соблюдать правила культурного общения
Соблюдать дистанцию при общении со взрослыми
Ухаживать за комнатными растениями (по возможности самостоятельно)



























Календарно-тематическое планирование
Младший обслуживающий персонал, 1 час в неделю, 34 часа в год

п/п
Дата
Наименование тем и разделов
Кол-во
часов



1 МОДУЛЬ




Уборка жилого помещения
9

1

Виды жилых помещений: общежитие, квартира, индивидуальный дом
1

2

Ежедневная, периодическая и генеральная уборка
1

3

Мебель обыкновенная, мягкая, полированная. Правила ухода за мебелью.
1

4

Практическое занятие. Чистка мебели.
1

5

Практическое занятие. Подметание пола и удаление пыли со стульев, столов и подоконников
1

6

Пылесос. Правила пользования.
1

7

Практическое занятие. Удаление пыли с помощью пылесоса.
1

8

Практическое занятие. Мытье полов.
1



2 МОДУЛЬ


9

Обобщающий урок по теме «Уборка жилого помещения»
1



Уборка территории
6

10

Значение уборки территории. Правила техники безопасности при работе с уборочным инвентарем.
1

11

Практическое занятие. Уборка территории у дома от мусора и опавших листьев.
1

12

Практическое занятие. Уборке двора зимой.
1

13

Практическое занятие. Уборка территории у дома от снега.
1

14

Практическое занятие. Уборка территории у дома от мусора после зимнего периода.
1

15

Обобщающий урок по теме «Уборка территории»
1



Стирка белья


16

Сроки смены белья. Правила хранения белья до стирки.
7



3 МОДУЛЬ


17

Приемы стирки и сушки мелких вещей: носовой платок, носки
1

18

Моющие средства: мыло, стиральный порошок, мыло. Правила пользования моющими средствами и их хранение.
1

19

Ручная стирка изделий из хлопчатобумажных тканей с применением мыла
1

20

Ручная стирка изделий из хлопчатобумажных тканей с применением стирального порошка
1

21

Практическое занятие. Приемы стирки мелких вещей (майки, трусы)
1

22

Ручная стирка рабочей одежды (фартук, косынка)
1



4 МОДУЛЬ




Влажно-тепловая обработка
6

23

Утюг. Правила пользования утюгом. Техника безопасности при работе с утюгом.
1

24

Глажение небольших вещей из хлопчатобумажной ткани (носовые платки)
1

25

Глажение небольших вещей из хлопчатобумажной ткани (фартук)
1

26

Глажение небольших вещей из трикотажа (майки, трусы)
1

27

Утюжка пастельного белья (наволочки, простыни)
1

28

Утюжка пастельного белья (пододеяльники)
1



5 МОДУЛЬ




Озеленение
6

29

Способы озеленения придомовой территории.
1

30

Практическая работа. Посадка цветочной рассады.
1

31

Практическая работа. Благоустройство клумб в огороде.
1

32

Практическая работа. Высадка цветочной рассады.
1

33

Практическая работа. Уход за клумбами.
1

34

Итоговый урок по оценке знаний и умений за учебный год
1


Предполагаемые результаты обучения по предмету:
Учащийся должен знать:
Правила и приемы ручной стирки небольших вещей
Правила пользования бытовыми приборами
Правила техники безопасности при работе с уборочным инвентарем
Учащийся должен уметь:

Выполнять трудовые операции по уходу за жилым помещением
Соблюдать правила ТБ
Выполнять ручную стирку вещей с применением мыла и порошка
Выполнять трудовые операции по влажно-тепловой обработке
Выполнять трудовые операции по озеленению, по уборке территории










Календарно-тематический план
Кулинария, 1 час в неделю, 34 часа в год
№п/п
Дата
Наименование темы
Кол-во
часов



1 триместр
1 модуль




Введение
1

1


Продукты питания. Их разнообразие.
1



Приготовление блюд из овощей
9

2

Овощи. Употребление в пищу.
1

3

Способы пищевой обработки овощей. ТБ при их чистке и нарезке.
1

4

Приготовление салата из свежей капусты и моркови
1

5

Приготовление салата из моркови с яблоком
1



2 модуль


6

Приготовление салата из квашенной капусты
1

7

Приготовление из редиски со сметаной
1

8

Приготовление фаршированных помидор
1

9

Приготовление оладий из картофеля
1

10

Приготовление салата «Мухоморчики»
1



2 триместр
3 модуль




Приготовление сложных салатов
6

11

Приготовление салата «Праздничный» (с крабовыми палочками или ветчиной)
1

12

Приготовление салата «Любимый»
1

13

Приготовление шариков из яиц
1

14

Приготовление винегрета
1

15


Приготовление салата из квашенной капусты с солеными грибами
1

16

Обобщающий урок по теме «Приготовление сложных салатов»
1



4 модуль




Приготовление блюд к завтраку
6

17

Приготовление яичницы с помидорами и кукурузой
1

18

Приготовление горячих бутербродов «Пикантные»
1

19

Приготовление горячих рыбных бутербродов
1

20

Приготовление яиц в соусе
1

21

Приготовление сырно-рисовых пирожков
1

22

Приготовление каши пшенной с изюмом
1



3 триместр
5 модуль




Приготовление первых блюд
6

23

Суп из пакетика
1

24

Суп «Уха»
1

25

Суп овощной
1

26

Суп «Щи»
1

27

Суп гороховый с колбасой
1

28

Суп куриный с вермишелью
1



6 модуль




Приготовление вторых блюд
6

29

Приготовление жареного картофеля с луком
1

30

Приготовление отварных макарон и отварных сосисок
1

31

Приготовление риса с овощами
1

32

Приготовление котлет из готового мясного фарша
1

33

Приготовление гречневой каши с кусочками куриного филе
1

34

Обобщающий итоговый урок за год
1




Предполагаемые результаты обучения по предмету:
Учащийся должен знать:
Способы обработки овощей и фруктов
Правила ТБ и приемы работы с овощечисткой
Приемы нарезки овощей для различных блюд
Технологию приготовления простейших блюд, предусмотренных программой


Учащийся должен уметь:
С помощью учителя чистить и нарезать овощи и фрукты
С помощью учителя готовить блюда
Подобрать необходимые ингредиенты для уже изученных блюд
Следить за санитарным состоянием рабочего места на кухне
























Список литературы

Для учителя:

Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: [программно-методические материалы] / [Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др.] ; под ред. И.М. Бгажноковой. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 239 с.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта : программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 181с.
Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, I-X классы)/ [Новоселова Н.А., Шлыкова А.А.] – Екатеринбург.: Центр «Учебная книга», 2004. – 136 с.
Социализация детей с выраженной умственной отсталостью/ А.Р. Маллер. – М.: АППКиППРО, 2008. – 204с.

Для учащейся:

Азбука пешехода 1 класс : учеб. пособие / Р.П. Бабина. – 3-е изд.. – М. : Мнемозина, 2007. – 40 с.
Живой мир : учеб. для 1 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Матвеева Н.Б., Скотина М.С., Куртова О.Т. – М. : «Просвещение», 2012. – 89 с.
Русский язык : учеб. для 2 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / В.В. Воронкова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 127 с.
Мир растений/ Рабочая тетрадь для учащихся 7-8 классов специальных (коррекционных) школ. Екатеринбург, 2010. – 64с.
Могилевская С.А. Книга для девочек / Ижевск: 2002. – 440 с.












15