Индивидуальная образовательная траектория школьника — текст выступления к презентации

МКОУ «Киреевская гимназия»


ЗАСЕДАНИЕ РАЙОННОГО шмо
классных руководителей
ПО ТЕМЕ:
«ВЫСТРАИВАНИЕ индивидуальной
образовательной траектории
учащихся школы
ПРИ КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ»


МАТЕРИАЛЫ К ВЫСТУПЛЕНИЮ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК






Теоретический блок по теме
1 слайд Выстраивание образовательной траектории ученика при компетентностном подходе: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК
2 слайд Добиться персонификации в образовании можно путем выстраивания индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории
3 слайд Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцируемая образовательная программа, обеспечивающая учащимся позицию субъекта выбора разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогом поддержки его самоопределения и самореализации
4 слайд Анализ психолого-педагогической литературы позволяет развести понятия “индивидуальная образовательная траектория” и понятия “индивидуальный образовательный маршрут”. Маршрут предполагает несколько направлений реализации:
Содержательный( вариативные учебные планы и программы)
Деятельный(технологии)
Процессуальный (организационный момент).
5 слайд В отношении понятия «индивидуальной образовательной траектории» существуют разные точки зрения и подходы.
С одной стороны, индивидуальная образовательная траектория трактуется как определенная последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующую их способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемую при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями.
С другой стороны, существует позиция рассматривать данное понятие как проявление стиля учебной деятельности каждого учащегося, зависящего от его мотивации, обучаемости и осуществляемое в сотрудничестве с педагогом.
6 слайд Сущность первого подхода в том, что ученые рассматривают индивидуальную образовательную траекторию как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его оргдеятельностных, познавательных, творческих и иных способностей.Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе их образовательного движения по индивидуальным траекториям.
7 слайд С другой стороны, образовательная программа определяется ими как индивидуальная траектория обучающегося, созданная с учетом его индивидуальных особенностей.
8 слайд Ученые - педагоги Петербургской школы рассматривают образовательную программу с одной стороны как организационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися с разными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования.
9 слайд Индивидуальная образовательная траектория представляет собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.
10 слайд Определение образовательной программы как индивидуальной траектории является ее ведущей характеристикой и позволяет представить образовательную программу своеобразной моделью путей достижения образовательного стандарта – результата и эффекта, когда выбор пути реализации стандарта зависит от индивидуальных особенностей конкретного обучающего.
11 слайд Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата (например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности).
12 слайд Значит, образовательная программа своеобразная модель путей достижения образовательного стандарта, когда выбор пути реализации стандарта зависит от индивидуальных особенностей обучающего. . Построение программы - это создание условий для самовыражения личности при обязательном достижении поставленных целей обучения.

13 слайд Выступая, как индивидуальная траектория ученика, образовательная программа сложно структурирована. В ее структуру включены следующие компоненты: 1.Целевой (предполагает постановку целей и ведущих направлений в области получения образования, которые формулируются на основе государственного образовательного стандарта, основных мотивах и потребностях ученика.)
2.Содержательный (отражает реализуемое в рамках конкретной образовательной программы содержание образование); Под содержанием образования, согласно точке зрения И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина [2. С.101] следует понимать:
Cистему знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся диалектико-материалистической картины мира, вооружает методологическим подходом к познавательной и практической деятельности.
Cистему общественных, интеллектуальных и практических навыков и умений, которые являются основой конкретных деятельностей и обеспечивают способность молодого поколения к сохранению социальной культуры.
Опыт творческой деятельности, накопленный человеком.
Опыт эмоционально – волевого отношения к миру, обществу.


14 слайд
3.Технологический (включает используемые технологии, методы, методики, системы обучения и воспитания).
4.Диагностический (раскрывает систему диагностического сопровождения). 5.Организационно-педагогический (определяет режимные условия реализации, характеристику ученика (возраст, уровень готовности к усвоению, образовательные потребности), которому адресована образовательная программа; формы аттестации достижений и т.д.); 6.Результативный (описание ожидаемых результатов реализации).
15 слайд Основная функция такого содержания образования – обеспечивать и отражать становление системы личностных образовательных смыслов ученика. Личностный смысл – индивидуализированное осознаваемое отражение действительного отношения личности к объектам его деятельности (А.Н.Леонтьев). В результате взаимодействия с образовательной средой ученик приобретает опыт, который трансформируется им в знания. Основными отличиями “ знаниевого” продукта ученика являются усвоенные им способы деятельности, понимание смысла изучаемой среды, самоопределение относительно нее и личное информационное и “ знаниевое” приращение ученика.

16 слайд Общее знание ученика включает в себя, таким образом, совокупность следующих компонентов:
“знаю что” (информация о содержании своего знания и незнания);
“знаю как” (информация об усвоенных действиях, относящихся к способам рождения, развития и преобразования знания);
“знаю зачем” (понимание смысла информации и деятельности по ее получению);
“знаю я” (самоопределение себя относительно данного знания и соответствующей информации).
Создаваемое учеником содержание образования входит в состав общего содержания образования наряду с внешне заданным. Внешнее содержание не опережает, а следует за внутренне конструируемым учеником содержанием образования.
17 слайд Творческая самореализация ученика как сверхзадача образования раскрывается в трех взаимосвязанных целях: создание учеником образовательной продукции в изучаемых образовательных областях; освоение им базового содержания этих областей через сопоставление с собственными результатами; выстраивание индивидуальной образовательной траектории в каждой из образовательных областей с опорой на свои личностные качества.
18 слайд Перед учителем встает вопрос: как организовать образование учеников по их собственным, но разным траекториям?
Организация обучения по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии. Решать эту задачу в современной дидактике предлагается обычно двумя противоположными способами, каждый из которых именуют индивидуальным подходом.Первый способ-дифференциация обучения, согласно которой к каждому ученику предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности, направленности или другим параметрам. Для этого учеников обычно делят на группы по типу способные, средние, отстающие. Второй способ предполагает, что собственный путь образования выстраивается для каждого ученика применительно к каждой изучаемой им образовательной области. Первый подход наиболее распространен в наших школах. Второй достаточно редок, поскольку требует не просто индивидуального движения ученика на фоне общих, заданных извне целей, а одновременной разработки и реализации разных моделей обучения учеников, каждая из которых по-своему уникальна и отнесена к личностному потенциалу любого отдельно взятого ученика.