6 класс, уроки №1-2 Тема «Введение. Древнейшие народы на территории России»


6 класс, уроки №1-2 Тема «Введение. Древнейшие народы на территории России»
Педагогические цели:
способствовать ознакомлению с тем, что изучает история Отечества; история России – часть всемирной истории; история региона – часть истории России;
содействовать формированию представлений о древнейших народах на территории России, о жизни, расселении, хозяйстве восточных славян
Знать: целостное представление об историческом пути Руси, соседних народов и государств;
Уметь: применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;
- изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
- применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России;
Тип и вид урока: комбинированный
Основное содержание темы. Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники. Древние люди на территории нашей страны Древние жители нашей Родины. Первобытная эпоха. Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточно - славянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Основные понятия: Присваивающее и производящее хозяйство, государство, загонная охота. Славяне. Подсечно-огневая система земледелия, перелог, двухполье, трёхполье. Натуральное хозяйство и рынок. Город. VI-IX вв. — расселение славян по территории Восточной Европы.
Основные даты: VI—VII вв. — существование Тюркского каганата, VI—VIII вв. — существование Аварского каганата, VII в. — возникновение Хазарского каганата, VIII в. — принятие иудаизма хазарской знатью, IX в. — образование Волжской Булгарии, 922 г. — принятие Волжской Булгарией ислама в качестве государственной религии.
Межпредметные и внутрикурсовые связи: история Древнего мира — древнейшие люди, родовые общины охотников и собирателей, зарождение древних религий, возникновение земледелия и скотоводства, появление неравенства и знати, греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей, греки и скифы.
Образовательные ресурсы: учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. 6кл. М., Просвещение, 2014г.
2) Данилов А.А. История России. С древнейших времен до конца XVI века. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.- М.: Просвещение, 2012.
Наглядность, ТСО: настенные карты, учебные фильмы, компьютер, медиа проектор
План
Орг. момент.
Актуализация знаний обучающихся.
Изучение нового материала
1) Введение.
2) Древнейшие народы на территории России.
А) Появление людей на территории современной России. Зарождение родового строя.
Б) Появление земледелия, скотоводства ремесла.
В) Начало распада первобытного общества.
Г) Греческие города-государства Северного Причерноморья.
Д) Тюркские народы и их государства на территории нашей страны.
Е) Жители лесной полосы Восточной Европы.
3) Восточные славяне.
А) Происхождение и расселение восточных славян.
Б) Занятия славян.
В) Быт и нравы.
Г) Верования.
Д) Управление
В) Быт и нравы.
Г) Верования.
Д) Управление.
Е) Взаимоотношения с соседними народами и государствами.
IV.Рефлексия
V. Д/з §1-2, выучить термины, отвечать на вопросы, выполнить задания по контурной карте
Ход урока
I.Орг. момент.
II.Актуализация знаний обучающихся.
1) Введение.
2) Древнейшие народы на территории России.
А) Появление людей на территории современной России. Зарождение родового строя.
Вопросы и задания. Вспомните из истории Древнего мира, что такое присваивающий тип хозяйства. Какие занятия древних людей относятся к присваивающему типу хозяйства? Какие орудия труда использовали люди в этот период? Что такое человеческое стадо? Каковы его характерные (основные) черты?
Проблемное задание: в ходе рассказа учителя определить, какие изменения происходили в жизни людей в результате изменений климатических условий. Ответ можно оформить в виде таблицы «Влияние климатических условий на жизнь древних людей».
Влияние климатических условий на жизнь древних людей
Временной Климатические Главные Орудия Общественная
отрезок условия занятия труда организация
Б) Появление земледелия, скотоводства ремесла.
Объяснение нового материала проводится в форме эвристической беседы.
Вопросы.
Что такое производящее хозяйство?
Какие занятия древних людей относятся к производящему типу хозяйства?
Какие орудия труда использовали люди в этот период?
Какие изменения в жизни древних людей произошли с началом обработки металла?
Каковы были причины появления скотоводства и земледелия?
Почему на одних территориях появились племена скотоводов, а на других — земледельцев?
Кто такие ремесленники?
Каковы причины отделения ремесла от сельского хозяйства?
Каковы характерные черты первобытно-общинного строя?
В) Начало распада первобытного общества.
Обучающиеся изучают самостоятельно текст учебника. Перед чтением учебника учитель записывает на доске проблемный вопрос: какие изменения в жизни людей свидетельствовали о распаде первобытно-общинного строя?
Г) Греческие города-государства Северного Причерноморья.
Рассказ учителя с элементами эвристической беседы.
Вопросы.
Каковы были причины греческой колонизации?
Какие слои населения принимали активное участие в колонизации?
Чем Северное Причерноморье было привлекательно для греков?
Какой порядок управления существовал в греческих городах Северного Причерноморья?
Каковы были взаимоотношения греческого и местного населения в Северном Причерноморье в VI—V вв. до н. э.?
Назовите греческие города-колонии на территории Крыма и покажите на карте.
Сюжет об образовании Скифского царства учитель раскрывает сам. В ходе рассказа можно использовать отрывок из записок Геродота о скифах: «Обряды жертвоприношений всем богам и на всех празднествах у них одинаковы и совершаются вот так: жертвенное животное ставят со связанными передними ногами. Приносящий жертву, стоя сзади, тянет за конец верёвки и затем повергает жертву на землю. Во время падения животного жрец взывает к богу, которому приносит жертву. Затем он набрасывает петлю на шею животного и поворотом палки, всунутой в петлю, душит его. При этом огня не возжигают и не начинают посвящения или возлияния. После того как жертва задушена, обдирают шкуру и приступают к варке мяса... У скифов есть много предсказателей. Гадают они с помощью множества ивовых прутьев следующим образом. Приносят огромные связки прутьев и кладут на землю. Затем развязывают пучки и каждый прут один за другим раскладывают в ряд и затем изрекают предсказания. При этом гадатели вновь собирают прутья по одному и опять складывают... Все договоры о дружбе, освящённые клятвой, у скифов совершаются так. В большую глиняную чашу наливают вино, смешанное с кровью участников договора (для этого делают укол шилом на коже или маленький надрез ножом). Затем в чашу погружают меч, стрелы, секиру и копьё. После этого обряда произносят длинные заклинания, а затем как сами участники договора, так и наиболее уважаемые из присутствующих пьют из чаши». Какие можно сделать выводы о верованиях скифов?
Д) Тюркские народы и их государства на территории нашей страны.
изучают самостоятельно, читая текст учебника и заполняя таблицу «Тюркские народы и их государства на территории нашей страны». Тюркские народы и их государства на территории нашей страны
Название Занимаемая Занятия Религия
государства территория населения В заключение можно обсудить проблему: «Как вы думаете, какие факторы могли повлиять на выбор тем или иным народом определённой государственной религии? »
Е) Жители лесной полосы Восточной Европы.
Вопрос о жителях лесной полосы Восточной Европы учащиеся изучают самостоятельно, читая соответствующий текст учебника и составляя развёрнутый план ответа.
3) Восточные славяне.
А) Происхождение и расселение восточных славян.
Опираясь на таблицу «Классификация языков», учитель в пределах текста учебника рассказывает о происхождении восточных славян.
Переходя к проблеме расселения восточных славян, необходимо напомнить, что мы уже познакомились с историческими источниками. «Что такое исторический источник? Представьте себя на месте историка, изучающего письменные свидетельства по истории наших да-лёких предков — восточных славян. Какой письменный источник будет у нас основным?»
Затем учитель предлагает прочитать отрывок из «Повести временных лет», в котором рассказывается о расселении славян, и выполнить следующие задания: 1. Проследите на карте «Русь в IX—X вв.» расселение восточнославянских племенных союзов в соответствии с текстом «Повести временных лет». 2. Заполните в тетрадях по истории таблицу «Расселение восточнославянских племён». 3. Проследите на карте важнейший торговый путь «из варяг в греки» и запишите в тетрадях его основные ориентиры (в соответствии с текстом «Повести временных лет»).
...Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — словянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне и по Сейму и назвались северянами. И так разошёлся славянский народ.
Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое, из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. А Днепр впадает устьем в Понтийское море, это море слывёт Русским.
Поляне же жили в те времена отдельно и построили городок Киев. А у древлян было своё княжение, а у дреговичей своё, а у славян в Новгороде своё, а другое на реке Полота, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги и в верховьях Двины, их же город Смоленск. От них же происходят и северяне. Были два брата. Радим, а другой — Вятко, и пришли и сели: Радим на Соже, от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили своё название вятичи. Дулебы же жили на Бугу, где ныне волыняне, а уличи и теверцы сидели на Днестру и соседили с Дунаем.
Б-Е) Занятия славян. Быт и нравы. Верования. Управление. Быт и нравы. Верования. Управление
Учитель отмечает, что важнейшими источниками по древнейшей истории восточных славян являются сочинения римских, византийских, арабских и иных авторов, живших в 1-м тысячелетии нашей эры. Наблюдая жизнь восточнославянских племён ещё в догосударственную эпоху, они зафиксировали основные черты общественного строя древних славян, рассказали об их верованиях, быте, занятиях. Славяне были хорошо известны в Византийской империи. О них писали такие авторы, как Прокопий Кесарийский, живший в VI в., византийский император Константин VII Багрянородный (913— 959). Византийский трактат «Стратегикон» был написан на рубеже VI—VII вв. и посвящён военному искусству и военным обычаям различных стран и народов.
Групповые задания учащимся: прочитайте письменные источники (один из них помещён на с. 15 учебника, другие раздаются обучающимся в виде карточек) и расскажите:
группа 1 — о внешнем облике славян и их нравах,
группа 2 — о жилище славян (при выполнении этого задания необходимо использовать иллюстрацию на с. 10 учебника),
группа 3 — о занятиях славян,
группа 4 — о верованиях славян,
группа 5 — о воинском искусстве славян,
группа 6 — об управлении.
IV.Рефлексия.
Работа с листами самооценки, подведение итогов.