Календарно-тематический план по биологии 7 класс ФГОС по учебнику Сонина


Календарно-тематическое планирование
№ урока Тема урока Основные виды учебной деятельности учащихся Дата проведения Примечание
По плану По факту Тема 1 Многообразие организмов (1ч)
1(1)
Введение. Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы Сравнивает представителей царств живой природы
Приводит примеры основных представителей царств живой природы
Выявляет отличительные признаки представителей царств живой природы
Определяет предмет изучения систематики
Классифицирует организмы по правилам очередности таксонов систематики
Понимает принцип современной классификации живых организмов Тема 2. Царство Бактерии (1ч)
2(1) Бактерии,их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера Узнает о бактериях, представителях отдельного царства живой природы.
Характеризует главное отличие клетки бактерии от клеток других царств
Выделяет существенные особенности строения и функционирования бактериальных клеток.
Знает правила, позволяющие избежать заражения болезнетворными бактериями.
Имеет представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека Тема 3. Царство Грибы (2ч)
3(1) Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Называть способы питания многоклеточных грибовСравнивать грибы с растениями и животными Иметь представления о многообразии грибов: Уметь работать с муляжами и рисунками, составлять Распознавать и описывать внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки Оказание первой помощи при отравлении грибами 4(2) Лишайники, их роль в природе и жизни человека Изучение строения плесневых грибов; Иметь представление об отделе лишайники Распознавать и описывать внешнее строение лишайников как симбионтов Уметь работать с рисунками и текстом учебника, сделать вывод почему Лишайники выделяют в отдельную группу живых организмов
Практич раб
Тема 4. Многообразие растений (6ч)
5(1) Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей
Изучение строения водорослей;
Объясняет принципиальное отличие растений от других живых существ (фотосинтез).Приводит примеры систематических групп растений Узнает особенности строения и распространения водорослей Сравнивает строение одноклеточных и многоклеточных водорослей, их размножение Описывает значение водорослей в природе и для человека Практич раб
6(2) Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие
Изучение внешнего строения мхов (на местных видах);
Изучение внешнего строения папоротника (хвоща);
Изучить анализировать,выясняя признаки сходства и отличия в строении уметь вступать в диалог учавствовать в коллективном обсуждении Знакомится с мхами (появление органов и спор) ,с папоротниками (особенностями строения и размножения)
Сравнивает строение водоросли и мха
Понимает причину их отличия (растения суши)
Описывает строение и особенности произрастания кукушкиного льна и сфагнума Распознает листья со спорами папоротника в гербарии представителей папоротников, хвощей и плаунов
Объясняет, почему сейчас на планете не осталось гигантских папоротниковых лесов
Рассматривает отпечатки древних папоротников на каменном угле
Понимает происхождение каменного угля и нефти
Объясняет, почему невозможно найти цветущий папоротник Практич работа
7(3) Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие.
Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений;
Знакомится с многообразием голосеменных. Приводит доказательства наличия прогрессивных особенностей строения, жизнедеятельности голосеменных по сравнению со споровыми.Выясняет отличие споры от семени Объясняет преимущества семенного размножения перед размножением с помощью спор.Изучает расположение семян на шишках, хвоинки –видоизмененные листья Сравнивает ель и сосну (теневыносливое и светолюбивое растения). Приводит примеры использования голосеменных растений человеком Пракич раб
8(4)
Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности.
Изучение внешнего строения покрытосеменных растений;
Называет и сравнивает представителей разных классов покрытосеменных растений. Выявляет черты более высокой организации у покрытосеменных чем у голосеменных (цветок, плод)
Применяет знания о движущих силах эволюции, сравнивая внешнее строение от водорослей до цветковых
Различает органы цветковых (вегетативные и генеративные).
Практич раб
9(5) Классы Однодольные и Двудольные.
Изучение строения семян однодольных и двудольных растений;
Изучить анализировать,выясняя признаки сходства и отличия в строении уметь вступать в диалог учавствовать в коллективном обсуждении Выделяет и сравнивает особенности разных классов Покрытосеменных на примере изучения строения семян. Находят отличия сходства делают выводы Практич раб
10(6) Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями
Определение признаков класса в строении растений;
Определение до рода или вида нескольких травянистых растений одного-двух семейств;
Изучить анализировать,выясняя признаки сходства и отличия в строении уметь вступать в диалог учавствовать в коллективном обсуждении Выстраивает эволюционное направление развития растений Приводит примеры роли растений в природе и хозяйственной деятельности человека
Классифицирет растения на дикорастущие и культурные (пищевые, технические, декоративные, кормовые, лекарственные, ядовитые)Доказывает, что в природе не существует абсолютно вредных растений Выполняют тест. Определяют особенности строения и функционирования бактерий , грибов..растений )
Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат. Практич раб

Тема 5 Царство животные
Тема 5.1 Одноклеточные животные, или простейшие (1ч)
11(1) Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.
Знакомится с одноклеточными животными – Простейшими. Описывает некоторых представителей Называть процессы жизнедеятельности и их значение;
Определять принадлежность простейших к типам;
выделять особенности одноклеточных животных;
распознавать и описывать строение простейших Простейших (амебу, инфузорию, малярийного плазмодия). Понимает опасность заражения человека малярийным плазмодием и пути его заражения Тема 5.2 Тип Кишечнополостные.(1ч)
12(1) Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека Изучить анализировать,выясняя признаки сходства и отличия в строении уметь вступать в диалог учавствовать в коллективном обсуждении Распознавать и описывать строение кишечнополостных;
Описывать процессы жизнедеятельности;
Выделять особенности кишечнополостных; Описывает некоторых представителе Тема 5.3 Типы червей (4ч013(1) Тип Плоские черви, общая характеристика. Изучить анализировать,выясняя признаки сходства и отличия в строении уметь вступать в диалог учавствовать в коллективном обсуждении Изучить анализировать,выясняя признаки сходства и отличия в строении уметь вступать в диалог учавствовать в коллективном обсуждении Распознавать животных типа Плоские черви Изучить
Сравнить с Кишечнополостными найти отличия
14(2) Тип Круглые черви, общая характеристика Изучить анализировать,выясняя признаки сходства и отличия в строении уметь вступать в диалог учавствовать в коллективном обсуждении Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви Сравнить с Плоскими червями найти отличия 15(3) Тип Кольчатые черви, общая характеристика.
Изучить анализировать,выясняя признаки сходства и отличия в строении уметь вступать в диалог учавствовать в коллективном обсуждении Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Кольчатые черви Сравнить с Круглыми червями найти отличия 16(4) Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей. Распознавать последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика; объяснять меры профилактики заражения Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.
Умения работать с текстом учебника Тема 5.4 Тип Моллюски (1ч)
17(1) Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков.
Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.
Изучение строения раковин моллюсков Распознавать и описывать животных типа моллюсков;Называть системы органов, органы и их функции; Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека. Практические навыки: Изучение строения раковин моллюсков Практич работа
Тема 5.5 Тип Членистоногие (4ч)
18(1) Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих.
Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека. Распознавать типа Членистоногие; Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих нходить общие черты и отличия с кольчатыми червями Объяснять происхождение членистоногих животных Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека. 19(2) Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.
животных. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.
животных. 20(3) Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты.
Изучение внешнего строения насекомого;
Изучение типов развития насекомых Изучить особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты.
Изучение внешнего строения насекомого;
Изучение типов развития насекомых на примере коллекций насекомых Практич. раб
21(4) Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд формирование умения работать с различными источниками биологической инфор-
мации: текстом учебника, научно-популярной литературой, биологическими слова-
рями справочниками, анализировать и оценивать информацию; Подготовка дополнительной информации Тема 5.6 Тип Хордовые (14ч)
22 (1) Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Изучить анализировать,выясняя признаки сходства и отличия в строении уметь вступать в диалог учавствовать в коллективном обсуждении Называть подтипы типа хордовых и приводить примеры представителей;Распознавать животных типа Хордовые; выделять признаки типа Хордовые 23(2) Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе.
Изучение внешнего строения и передвижения рыб Изучить анализировать,выясняя признаки сходства и отличия в строении уметь вступать в диалог учавствовать в коллективном обсуждении Распознавать и описывать представителей рыб Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе.практичесиее навыки
Изучение внешнего строения и передвижения рыб на примере аквариумных рыб Практич раб
24(3) Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов. Распознавать и описывать представителей хрящевых костных рыб;Объяснять происхождение рыб;Выявлять приспособленность хрящевых рыб к местам обитания 25(4) Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни Распознавать и описывать строение земноводных на примере лягушки; Выявлять особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни Уметь давать общую характеристику класса Земноводные Находить прзнаки приспособления к наземной жизни. 26(5) Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека. выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных при-
знаков живых организмов; ИзучитьВнутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.Сравнить с класса Рыб. Найти черты сходства и отличия 27(6) Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения поня-
тиям, Изучить Выявлять приспособления пресмыкающихся к среде обитания, образу жизни;Доказывать, что пресмыкающиеся имеют более сложное строение;Сравнивать пресмыкающихся и земноводных 28(7) Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц.
Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц; формирование умения работать с различными источниками биологической инфор-
мации: текстом учебника, научно-популярной литературой, биологическими слова-
рями справочниками, анализировать и оценивать информацию; Распознавать и описывать органы и системы органов птиц;Выделять особенности строения птиц к полету;Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями
Практические навыки изучения внешнего строения и перьевого покрова птиц; Практич. раб
29(8) Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами. Объяснять происхождение птиц;Распознавать по рисункам птиц различных групп Распознавать домашних птиц; Приводить примеры домашних и промысловых птиц Распознавать по рисункам птиц различных экологических групп 30(9) Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
Называть системы органов, органы и их функции;Распознавать представителей класса Млекопитающие; Распознавать и описывать органы и системы органов млекопитающих;Выделять особенности строения млекопитающих Называть и описывать органы размножения;Описывать развитие детеныша млекопитающих;Объяснять особенности развития формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументиро-
вать и отстаивать свою точку зрения. Практич раб
31(10) Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных Определять принадлежность млекопитающих к отрядам; Выявлять приспособления млекопитающих к среде обитания, образу жизни Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных дополнительная литература- выступления учащихся 32(11) Экологические группы млекопитающих Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания Многообразие птиц и млекопитающих родного края. Творческий отчет по Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания Экскрсия33(12) Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими Демонстрируют знания о существовании различных пород животных
Осваивают навыки содержания домашних животных уметь вступать в диалог учавствовать в коллективном обсуждении. 34(13) Промежуточная контрольная работа за год Обобщить и систематизировать знания по теме.
«Живой организме» 35(14) Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края;
Творческий отчет по разнообразию членистонгих родного края Экскурсия
.