Доклад «Нетрадиционные методы оздоровления детей дошкольников на принципах здоровьесберегающих технологий »


Доклад
«Нетрадиционные методы оздоровления детей дошкольников на принципах здоровьесберегающих технологий »
I Введение.1.1 Актуальность
II Основная часть.2.1 Теоретический материал по теме «Нетрадиционные методы оздоровления детей дошкольников на принципах здоровьесберегающих технологий»
2.2 Нетрадиционные методы работы
2.3 Работа с родителями
2.4 Приложение
III Заключительная часть.3.1 РекоминдацииIV Список литературы
«Здоровью научить нельзя -
надо воспитывать потребность быть здоровым».
1.ВВЕДЕНИЕ
Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь.
Главная особенность здоровьесберегающего воспитания – это формирование соответствующей мотивационной сферы детей, т.е. поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья. Эта мотивационная направленность в дальнейшем должна стать доминирующей в поведении детей, их стремление вести здоровый образ жизни. Прежде всего, педагогам и родителям необходимо иметь чёткое представление о здоровом образе жизни и научить этому ребёнка.
1.1Актуальность проекта.
В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости детей;
от состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения детьми всеми умениями и навыками, которые им прививаются в детском саду и которые им необходимы для эффективного обучения в дальнейшем. Для этого необходимо формировать у детей разносторонние знания и положительные черты характера, совершенствовать физическое развитие;
педагогам необходимо правильно организовать воспитательно -образовательную работу с детьми дошкольного возраста. Надо учитывать возрастные, психологические особенности детей, создавать благоприятные гигиенические условия, оптимальное сочетание разнообразных видов деятельности. Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве;
необходимо так же вести постоянный поиск новых форм взаимодействия с семьей воспитанников.
Гипотиза проекта: Никому не нужно доказывать, что вопрос здоровья очень актуален и важен. Конечно, нации нужны образованные, воспитанные, культурные люди, но главное, и с этим вряд ли можно спорить, нации нужны люди здоровые.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает ДОУ, которое может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии целенаправленной совместной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Главная особенность здоровьесберегающего воспитания – это формирование соответствующей мотивационной сферы детей, т.е. поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья. Эта мотивационная направленность в дальнейшем должна стать доминирующей в поведении детей, их стремление вести здоровый образ жизни. Прежде всего, педагогам и родителям необходимо иметь чёткое представление о здоровом образе жизни и научить этому ребёнка.
Исходя из этого, можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками, привлечение родителей к работе по формированию культуры здоровья должно способствовать воспитанию у детей ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к здоровью (собственному и окружающих людей).
По результатам анкетирования было обнаружено, что родители и дети не имеют четкого представления о здоровье и способах его сохранения и укрепления.
Чтобы решить эту проблему, Был разработан проект «Нетрадиционные методы оздоровления детей дошкольников на принципах здоровьесберегающих технологий »
Цель проекта: Целью работы является сохранение и укрепление здоровья детей через нетрадиционные формы организации здоровьесберегающих технологий и оптимальная реализация оздоровительного, воспитательного и образовательного направления физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка.
Задачи.
К основным задачам охраны и укрепления здоровья детей относятся:
- укрепление здоровья детей;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
- приобщение детей и родителей традициям большого спорта.
Методы работы, используемые в проекте:
В процессе работы над проектом использовались следующие методы:
метод наблюдения, описательный метод, метод анкетирования, анализа.
План реализации:
Объект проекта: образовательный процесс в дошкольном учреждении
Субъекты проекта: Педагоги, дошкольники, родители
Срок проведения: с 1 сентября 2015 г- 1 сентября 2016 г
Принципы реализации проекта:
- Принцип природосообразности – формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни.
- Принцип личностной ориентации и преемственности – учет разноуровневого развития и состояния здоровья, системно - деятельностный подход.
- Принцип научности – научное подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья.
- Принцип активности и сознательности – непосредственное включение детей в различные виды деятельности, участие педагогов и родителей в поиске эффективных методов по оздоровлению детей.
- Принцип дифференциации - педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности ребенка.
- Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных и профилактических задач в системе воспитательного процесса.
Ожидаемые результаты:
Изменение отношения детей к сохранению своего здоровья. Формирование бережного отношения к своему организму и умения ценить свое здоровье с раннего детства.
Расширение знаний детей о строение тела человека, развитие любознательности, внимания к собственному организму, ощущениям; формирование у детей необходимых умений и навыков по здоровому образу жизни, потребности использовать полученные знания в повседневной жизни.
Создание у детей и родителей мотивации на здоровый образ жизни.
II. Теоретическая (реферативная) часть
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика (можно рассматривать здоровье физическое, психическое, социальное, нравственное, духовное).Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”,  невозможно решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях ДОУ здоровьесберегающих технологий. Сериков В.В, Петров О.В., Сонькин В.Д., Смирнов Н.К. дают свои определения понятию «здоровьесберегающие технологии», которое в целом можно рассматривать так:
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в образовательном учреждении: детей, педагогов и родителей.
Применительно к ребенку  – обеспечение высокого уровня реального здоровья дошкольника и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья педагогов ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
·        медико-профилактические;
·        физкультурно-оздоровительные;
·        технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
·        здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
·        валеологического просвещения родителей;
· здоровьесберегающие образовательные технологии.
Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:
·          Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
·          Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
·          Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья. 
Ведущий принцип таких технологий - учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
2.1 Проектная часть
Работа над проектом проводилась в три этапа.
1этап.
- Разработка перспективного плана коррекционно – оздоровительных мероприятий с детьми в организованной образовательной и свободной деятельности;
-Изготовление нестандартного оборудования и оформление уголка здоровья в группе;
- Изучалась и анализировалась литература по данному вопросу. Подбирался дидактический материал, литература, игры для использования на других занятиях и переменках. Были изучены произведения и статьи педагогов-новаторов и педагогов-классиков.
- Организация сотрудничества со специалистами ДОУ.
2.Этап
- Оценка физического развития и физической подготовленности детей.
- Коррекционно – оздоравливающих занятий с детьми;
- Составление плана бесед с родителями на собраниях для привлечения семьи к работе по формированию культуры здоровья.
3 этап.
- Контрольный – был направлен на определение эффективности применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Завершающая диагностика, анкетирование родителей, обработка полученных данных.
За время работы над проектом весь подобранный материал был систематизирован, и здоровьесберегающие педагогические технологии, применяемые в работе, были разделены на три группы:
1.технологии сохранения и стимулирования здоровья; 
2.технологии обучения ЗОЖ;                                                                    
3. коррекционные технологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой  и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные игры проводятся, в групповой комнате – малой и средней степени подвижности как физкультминутки. Игры подбираются в соответствии с темой занятия.
Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую  упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов),  звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Не менее важным является эмоциональный климат занятия. "Самые здоровые и красивые люди - это те, которых ничего не раздражает", - говорил Г. Лихтенберг.
Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Пальчиковые игры – весёлое, увлекательное и полезное занятие. Известному педагогу В.А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев». Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческих способностей, фантазии. Простые движения помогают убрать напряжения не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того чтобы параллельно развивать и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалочки, песенки.
Гимнастика для глаз проводится  во время занятия в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Физкультурные занятия проводятся педагог ОФП в соответствии с расписанием. Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.
Серия занятий «Азбука здоровья». Как бы много педагоги и родители ни делали для здоровья наших детей, результат будет недостаточен, если к этому процессу не подключить самого ребенка. Он может многое сделать для себя самого, нужно только научить его этому. Для этого у нас проводятся  занятия по Ознакомлению с окружающим миром и  индивидуальная  работа по следующим темам: «Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза – наши помощники», и т.д.
Любое занятие планируется с учетом предупреждения переутомления, оптимального чередования видов деятельности, с использованием здоровьесберегающих технологий. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики.  Самомассаж проводится в игровой форме  в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.
Активный отдых. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движении. Традиционно в ШРР проводятся праздники и развлечения для детей, «Олимпийские игры» совместно с педагогом по ОФП, итоговый праздник «Здравствуй, лето!», посвященный дню защиты детей.
 Коррекционные технологии:
Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогает быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения. С детьми, имеющие дефекты звукопроизношения, занимается логопед.
Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. При использовании музыки помню об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Широко использую музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т.д.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Включаю спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и прошу их закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у них положительные эмоции. Обращаю внимание детей на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть их тела.
Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание.  Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
2.3Работа с родителями.
Семья и ДОУсвязаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и ДОУ, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи,  используем разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы  на  родительских  собраниях; консультации;  Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, анкетирование. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью ШРР,  с возрастными физиологическими особенностями детей, широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями», «Движение - основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Формирование адекватной самооценки» и т.д.). Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в ДОУ. 
 III. Заключение
Педагогический проект «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками в условиях дополнительного образования»реализован полностью. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог « взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни,   но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.
Существует десять золотых правил здоровьесбережения
1. Соблюдайте режим дня!
2. Обращайте больше внимания на питание!
3. Больше двигайтесь!
4. Спите в прохладной комнате!
5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
7. Гоните прочь уныние и хандру!
8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
10. Желайте себе и окружающим только добра!
Будьте здоровы, и помните слова великого Сократа: "Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто!»
IV Литература
1.Карепова Т.Г., Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Издательство «Учитель» 2009год.
2.Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
3.Крылова Н.И., Здоровьесберегающее пространство в ДОУ., Издательство «Учитель» 2008год. 1. Кузнецова М. Современные пути оздоровления дошкольников.// Дошкольное воспитание, №11, 2002.
4.Коняева Л. Будь здоров, малыш.// Дошкольное воспитание, №11, 2004. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2 010.
5.Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ/ -Волгоград: Учитель, 2009.
6.Подольская Е.И., Формы оздоровления детей 4 -7 лет., Издательство «Учитель» 2008год. 1.
7.Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет) [Текст] / Л.И, Пензулаева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.
8.Хайдарова, Е.В. Влияние ДОУ и семьи на формирование здорового образа жизни дошкольника (Текст)/ Е.В. Хайдарова. // Инструктор по физкультуре. – 2009. - №3. С.83-84.
9.Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. М, ТЦ «Сфера», 2005г.
10.Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М., «Айрис дидактика», 2007.
Приложение
- Точечный массаж с дыхательной гимнастикой
- Комплекс дыхательной гимнастики для восстановления носового и
дифференциации ротового и носового дыхания.
- Точечный массаж с дыхательной гимнастикой
- Пальчиковая гимнастика.
- Гимнастика для глаз.
- Комплекс оздоровительных мероприятий после сна.
- Пробуждение.
- Комплекс закаливающих упражнений.
Комплекс дыхательной гимнастики для восстановления носового и
дифференциации ротового и носового дыхания.
Глубокий вдох - выдох через нос с произношением звука: "м-м-м (рот плотно закрыт).
Вдох через нос короткими толчками (рот плотно закрыт).
Выдох поочередно через левую и правую ноздрю (другая плотно прижата пальцем, рот закрыт).
Полный вдох через рот под счет 1:2:3:4. Нос зажать пальцами - задержка дыхания под счет 5:6:7; под счет 8:9:10 - выдох через нос. Полный вдох через рот.
Положить на ладонь легкую бумажку - сдуть ее, делая поочередно выдох левой или правой ноздрей (рот плотно закрыт).
"Ныряльщики: разводим руки в стороны, делаем вдох ртом. Обхватываем себя руками и приседаем (опускаемся под воду). Выдох ртом.
"Кто лучше надует игрушку? - вдох носом (1-4), медленный выдох через рот, в отверстие игрушки (1-8).
Дать понюхать цветок, духи, фрукты. 2 Комплекс дыхательной гимнастики.
"Часики - стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед (вдох) - назад (выдох) произносить: "Тик - так. (10-12 раз).
"Трубач - сидя на стуле, кисти рук сжаты в кулаки и подняты вверх перед ртом. Медленный выдох с громким произношением звука:"Ф-ф-ф. (4-5 раз).
"Лыжник - стоя, ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитируем ходьбу на лыжах. Выдох через нос с произношением звука: "М-м-м. (1-2 мин).
Комплекс дыхательной гимнастики.
"На турнике - стоя, ноги вместе. Гимнастическая палка в обеих руках перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх - вдох, опустить палку на лопатки - длительный выдох с произношением звука: "Ф-ф-ф. (4-5 раз).
"Ежик - сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке: "Ф-ф-ф. Выпрямить ноги - вдох. (4-5 раз).
"Гребля на лодке (сидя, ноги врозь): вдох - живот втянуть (руки вперед), выдох - живот выпятить (руки в стороны). (5-6 раз). Комплекс дыхательной гимнастики.
"Журавли - основная стойка. Медленная ходьба. На вдох руки поднять в стороны, на выдох - опустить руки вниз с длительным произношением звука: "У-у-у. (1-2 мин).
"Пилка дров. Дети становятся друг против друга парами. Берутся за руки и имитируют пилку дров. Руки на себя - вдох, руки от себя - выдох. (5-6 раз).
"Дровосек. Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - выдох с произношением слова: "Ух-х-х. (5-6 раз).
Комплекс дыхательной гимнастики.
"Вырастем большими. И.п.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - медленный выдох с произношением слова: "Ух-х-х. (5-6 раз).
"Гуси гогочут. И.п.: сидя, кисти согнутых рук прижаты к плечам. Быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвести локти назад - длительный выдох с произнесением слова: "Га-а-а. Голову держать прямо. Вернуться в исходное положение - вдох. (5-6 раз).
"Маятник. И.п.: ноги на ширине плеч, палка за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне - выдох с произнесением слова: "Ту-у-ук. Выпрямляясь - вдох. (5-6 раз).
"Заканчиваем гимнастику. Встать, ноги на ширине плеч. Подняться на носки, руки вверх - вдох. Встать на полную ступню, наклониться вперед, руки вниз - выдох. (5-6 раз).
Точечный массаж с дыхательной гимнастикой
1-й комплекс "Греем наши ручки" Соединить ладони и потереть ими до нагрева
"Проверяем носик" Нажимать указательным пальцем точку под носом
"Лепим ушки" Указательным и большим пальцем "лепим" ушки
"Правая ноздря, левая ноздря" Вдох через правую ноздрю, левая закрыта указательным пальцем, выдох через левую ноздрю, правая закрыта указательным пальцем
"Сдуваем листик" Дуем на ладонь, вдох через нос, выдох через рот
2-й комплекс "Греем наши ручки" Соединить ладони и потереть ими до нагрева
"Проверяем кончик носа" Слегка подергать кончик носа
"Сделаем носик тоненьким" Указательными пальцами массировать ноздри
"Примазываем ушки, чтоб не отклеились" Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами
"Как мычит теленок" Сделаем вдох и на выдохе произносить звук м-м-м, при этом постукивая пальцами по крыльям носа
"Сдуем снежинку с ладони" Вдох через нос, выдох через рот
3-й комплекс "Моем руки" Движения кистями, как при мытье рук "Шагаем по пальчикам" Указательным и большим пальцами надавливаем на каждый ноготь другой руки
"Лебединая шея" Легко поглаживаем от грудного отдела до подбородка
"Крепко спим" Вдох через нос, задержка дыхания, выдох через рот
"Мы проснулись" Несколько раз зевнуть и потянуться
Комплекс Стрельниковой гимнастики
1 упр. «Ладошки» ( И.п.- ноги врозь предплечья перпендикулярно полу, кисти разжаты, делать резкий вдох носом с шумом, одновременно сильно сжать ладони в кулаки).
2 упр. «Погончики» ( И.п. ноги врозь, руки согнуты в локтях, кулачки на уровне пояса, расстояние в один кулак. Сделать резкий вдох, одновременно опустить руки вниз пальцы разжать). 3 упр. «Насос» (И.п.- то же, пружинящие наклоны туловища вперед. В нижней точке движения делается мгновенный вдох. Слишком низко наклоняться необязательно, выпрямляться до конца тоже не нужно). 4 упр. «Кошка» (И.п.- ноги врозь, руки согнуты в локтях на уровне пояса, выполнять пружинящие повороты корпуса, ноги не отрывать, руками делать хватательные движения с резким вдохом носом).
5 упр. «Обними плечи» (И.п: ноги врозь, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Сведение рук перед грудью (сверху удобная вам рука). При встречном движении рук сжимается верхний отдел легких, в этот момент происходит быстрый, шумный вдох). 6 упр. «Большой маятник» (И.п. – ноги врозь, руки внизу, упр. «Насос» и упр. «Обними плечи» вместе, наклоны вперед и назад по принципу маятника. Вдох делается в крайней точке наклона. При наклоне назад руки сводятся перед грудью). 7 упр. «Повороты» (Повороты головы в стороны (направо и налево). В конечной точке каждого поворота – короткий, шумный, быстрый вдох носом, так, чтобы крылья носа слегка втягивались, сжимались, а не раздувались). 8 упр. «Ушки или Китайский болванчик» (наклоны головы вправо и влево с резким вдохом в конечной точке движения).
9 упр. «Малый маятник» наклоны головы вперед и назад. Короткий вдох в конце движения.
10 упр. « Перекаты» ( И.п. – одна нога впереди другая сзади на расстоянии 1 шага, руки внизу свободно, выполнять пружинящие приседания в полувыпаде попеременно на ногу впереди и на ногу сзади, ноги не отрывать от пола, ставить на носок, руки свободно. Вдох выполнять в момент выпада). 11 упр. «Перекаты» (тоже с другой ноги).
12 упр. «Шаги» (И.п. – ноги врозь, руки внизу. Попеременно поднимать колени, руки по ходу движения как в Рок-н-ролле, вдох во время подъема колена). 13 упр. «Шаги» (И.п. тоже. Попеременно сгибать голеностоп назад – вдох).Выполнять 1-2 раза в день утром до завтрака, и вечером до ужина или через 1,5 часа после еды.
Упражнение "Часики".
Инструктор по физкультуре имитирует ход маятника часов, говоря "тик-так". Дети поднимают руки вверх, в стороны – вдох и опускают их - выдох. Повторить 10-12 раз.
Упражнение "Трубач".
И.П. - стоя, кисти рук сжаты в трубочку и направлены вверх. Производится медленный выдох и звук "Ту-у-у" или "П-ф-ф". Повторить 4-6 раз.
Упражнение "Петух".
И.П. - стоя, одна рука - на животе, другая - на груди. Втянуть живот и набрать воздух - вдох. Выдыхая, выпячивать живот - выдох, произнося "Ку-ка-ре-ку-у-у" (3-4 раза).
Упражнение "Паровозик".
Осуществляется при ходьбе, руки, согнутые в локтях, движутся вперед-назад со словами "Чух-чух".
Упражнение "Насос".
При выполнении наклонов вперед руками выполняется покачивающее движение (при этом делается выдох с произнесением звука "с-с-с" - насос), при выпрямлении - вдох (6-8 раз).
Упражнение "Мяч".
Руки с мячом (или имитация мяча) поднять вверх и бросить мяч вперед на вдохе со звуком "у-у-ух". Повторить 5-6 раз.
Пальчиковая гимнастика.
Погладим котенка
- Киса, кисонька, кисуля!
Позвала котенка Юля.
- Не спеши домой, постой!
- И погладила рукой.
(одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.)
Моя семья
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся моя семья.
(поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «а вот и вся моя семья» второй рукой охватывать весь кулачок)
Белка (народная песенка)
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому...
(поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Дождик (народная потешка)
Дождик-дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
(подушечки правой(левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино))Дружба
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с вами подружимся,
Маленькие пальчики.
1, 2, 3, 4, 5.
Начинай считать опять:
1, 2, 3, 4, 5.
Мы закончили считать.
(пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок. Ритмичное касание пальцев обеих рук. Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца. Руки вниз, встряхнуть кистями.)Мизинчик
Маленький Мизинчик
Плачет, плачет, плачет.
Безымянный не поймет:
Что все это значит?
Средний пальчик очень важный
Не желает слушать.
Указательный спросил:
- Может, хочешь кушать?
- А Большой бежит за рисом,
- Тащит рису ложку,
Говорит:
«Не надо плакать,
На, поешь немножко!»
(Кисть руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.)- Украсить шапку клоуна разноцветными прищепками с определенными заданиями левой и правой рукой.
- Сделать из прищепок солнышко
- Украсить елочку
- Накачивать насос (при помощи карандаша)
- Подниматься по лесенке (при помощи карандаша)
- Прокатать карандаш между ладошками
Зарядка для пальцев рук и ног:
20 раз сжать пальцы рук и ног.
2 ступни и 2 руки вместе сделать 10 круговых движений влево(вправо)
Массировать каждый пальчик, ступню впередназад.
Игра для пальцев ног «Большак рисует»
Пальцы играют (разжать, сжать), переносят мелкие игрушки с одного подноса на другой, прокатывание скалки.
Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики руки. Чем развитие пальцы, тем лучше развита речь.
Гимнастика для глаз.
(упражнения для глаз проводятся в середине занятия) Австисова методика
Метка на стекле (на стекле, на уровне глаз ребенка, ставится метка красного цвета 3-5 мм)
Ребенок подходит к окну на расстояние 30-35 см, выбирает ориентир (дерево, качели ограда и др.) 30 -35сек. Смотрит на ориентир, затем 3035сек смотрит на метку и так далее. Время выполнения5минут.
Упражнения для глаз:
- И. п. сидя, откинувшись на спинку стула, глубокий вдох, наклон вперед к крышке стола выдох. Выполнить 5-6раз.
- И. п. то же, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть глаза. Выполнить 4-5раз.
- И. п. сидя, руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, то же влево. Выполнить 5-6раз.
- И. п. сидя, смотреть прямо перед собой на воспитателя 2-3сек Поставить руки посередине линии лица на расстоянии 15-20см от глаз. Перевести взор на кончик среднего пальца и смотреть на него 3-5сек, опустить руки. Выполнить 5-6раз.
- И. п. сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить. Выполнить 4-5раз.
Дыхательная гимнастика.
Все упражнения выполняются в темпе марша, вдох в 2 раза короче, чем выдох.
Лечебные звуки (по М. Л. Лазареву, автору программы «Здравствуй»).
Звуки музыку рождают,
И недуги побеждают
Звуки слова создают
И скучать нам не дают.
Чтоб здоровым, сильным стать
Чтоб не кашлять, не чихать
Звуковую гимнастику
Будем с вами выполнять.
Вылечим простуду
Чтобы простуду, насморк победить
Должны мы звук - в произносить
В -в-в-в-в-в-в-в- (на выдохе)
Ш-Ж-З лечит трахеит, кашель.
Ладошки на горлышко все положите
Песенку комарика все произнесите:
З -з-з - комар летит
З-з-зкомар звенит
З-з-ззазвенели, запели ребята
З-з-зотдохните мои дошколята.
Руку на грудь положите теперь
Кашель не страшен нам с вами, поверь
Ж-ж-ж-
(дети стоят спиной к друг другу, кулак левой руки на поясе)
Снова, друзья, мы чуть-чуть отдохнем,
Песню змеи произнесем ш-ш-ш,
Комплекс оздоровительных мероприятий после сна.
Пробуждение.
Воспитатель звонит в колокольчик:
Колокольчик ледяной,
Он всегда, везде со мной.
«просыпайтесь!» - говорит,
«закаляйтесь!» - всем велит.
Комплекс закаливающих упражнений.
1. «Киски просыпаются». (предложить детям вытянуться в кроватке, прогнуть спину, вытянуть вверх руки, перевернуться с боку на бок).
На ковре котята спят,
Просыпаться не хотят.
Вот на спинку все легли,
Расшалились тут они.
Хорошо нам отдыхать,
Но уже пора вставать.
Потянуться, улыбнуться,
Всем открыть глаза и встать.
2. Игры с одеялом. (дети прячутся под одеяло и так 2-3раза)
Вот идет лохматый пес,
А зовут его - Барбос!
Что за звери здесь шалят?
Переловит всех котят.
3. Легкий массаж («поутюжить» руки, ноги от пальчиков вверх, разгладить спинку, грудь).
4. Бег босиком из спальни в группу:
Потянулись, быстро встали,
На носочках побежали...
5. Ходьба по «дорожкам здоровья». (1 дорожка - обычная, 2 дорожка - ребристая, 3дорожка - с плоскими пуговицами)
Зашагали ножки, топ, топ, топ!
Прямо по дорожке, топ, топ, топ!
Ну-ка веселее, топ, топ, топ!
Вот как мы гуляем, топ, топ, топ!
Топают ножки, топ, топ, топ!
Прямо по дорожке, топ, топ, топ!
Это наши ножки, топ, топ, топ!
6. Завершается подъем гигиеническими процедурами.
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь, уши, мойся шейка!
Шейка, мойся, хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся!
Грязь, смывайся, грязь, смывайся!