9 класс Раздел Разработка решения Тема Понятие модели. Виды моделей


ПОНЯТИЕ МОДЕЛИ.ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ НИШ ХБН г. Кызылорда Цели урока: Строить модели задач по разным предметам, используя объектно-ориентированный язык программирования Разрабатывать решение для проекта, включающее, по крайней мере, три программных приложения (пакета) и один объектно-ориентированный язык программирования Критерии успеха выбирает модель решения поставленной задачиконструирует интерфейс задачи в объектно-ориентированной среде используя необходимые компонентыопределяет необходимые данные: входные, выходные данныеразрабатывает программный код модели решения задачиобосновывает выбор модели решения задачи реализует алгоритмические структуры в среде программированияиспользует константы/переменные при разработке приложенияопределяет данные для тестирования программыразрабатывает дружественный интерфейс приложения (например, поясняющие тексты или звуковое сопровождение, подписи к компонентам для ввода данных и при выводе результатов).эффективно использует ООП для разработки решения проекта.Изменяет свойства базовых компонентов программным путем и с использованием окна редактора свойств.выбирает три соответствующих программных приложений для своего проекта и используют их эффективно в решении проекта. 1.Что такое “Модель”?2. Приведите примеры моделей3.Что такое “Моделирование”?4. Перечислите причины построения моделей?5. Как можно классифицировать модели? Химическое вещество в виде прозрачной жидкости, не имеющей цвета (в малом объеме), запаха и вкуса (при нормальных условиях). Как представить? Н2О ВОДА Химическое вещество в виде прозрачной жидкости, не имеющей цвета (в малом объеме), запаха и вкуса (при нормальных условиях). Модель – некоторое упрощенное подобие реального объекта, который отражает существенные особенности (свойства) изучаемого реального объекта, явления или процесса ОБЪЕКТ МОДЕЛЬ подобие Объект – это предмет, явление, процесс, на что обращена познавательная деятельность Что является объектом для создания модели? Один и тот же объект может иметь множество моделей , а разные объекты могут описываться одной моделью. Например, Кто или что является объектом? Натурные модели Кукла Манекен Скульптура Производственныйробот Свойства модели зависят от цели моделирования. Модели одного и того же объекта будут разными, если они создаются для разных целей. Информационные модели Фотография Видеофильм Анкета Медицинская карточка Объект моделирования Причины, по которым прибегают к построению моделей: В реальном времени оригинал может уже не существовать, или его нет в действительности (приведите пример для ситуации) Причины, по которым прибегают к построению моделей: 2.Оригинал может иметь много свойств и взаимосвязей. Чтобы глубоко изучить какое-то свойство, полезно отказаться от менее существенных, вовсе не учитывая их Причины, по которым прибегают к построению моделей: 3.Ориганил либо очень велик, либо очень мал4. Процесс протекает очень быстро или очень медленно5. Исследование объекта может привести к его разрушению Моделирование это Процесс построения моделей для исследования и изучения объектов, процессов, явлений Цель моделирования Назначение будущей модели. Она определяет те свойства оригинала, которые должны быть воспроизведены в модели Классификация моделей Математические модели Определите класс моделей Химические модели Определите класс моделей Биологические модели Определите класс моделей Географические модели Определите класс моделей Физические модели Определите класс моделей Разделиться на две группы и в течении 5 минут подготовить выступление на тему «Материальные и информационные модели» Модели по форме представления Материальные(натурные) Информационные Физическое подобие объекта Описание объекта моделирования Объекты Явления Процессы Поведение ГлобусИгрушкиМакеты ГрозаЗемлетрясение ЭкономическиеРазвитие Вселенной ЧеловекаЖивотногоРастения Вербальные Графические Типы информационных моделей объектов и процессов Словесное описание на естественном языке Математические Табличные КартыЧертежиГрафикиГрафы Объект-объектОбъект-свойствоДвоичныеПрочие Описание на языке математики  ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ Вербальные модели Математические модели Табличные модели Графические модели Информационная модель – совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также их взаимосвязь с внешним миром.Одному и тому же объекту можно поставить в соответствие разные информационные модели (вербальные, математические, табличные, графические); все зависит от цели моделирования.  ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ Математические модели Табличные модели Графические модели Вербальные модели Вербальная модель – это письменное или устное представление информационной модели средствами естественного языка.Примеры вербальных моделей: информация в учебниках произведения художественной литературы тексты, описывающие алгоритмы текстовое описание объектов и процессов  ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ Вербальные модели Табличные модели Графические модели Математическая модель - описание математическими формулами соотношений между количественными характеристиками объекта моделирования.Примеры математических моделей: модель прямолинейного перемещения тела математическая модель периода колебаний пружинного маятника Математические модели  ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ Вербальные модели Математические модели Графические модели Табличная информационная модель – это модель, в которой объекты или их свойства представлены в виде списка, а их значения размещаются в ячейках прямоугольной таблицы.Типы табличных моделей: таблицы типа «объект-свойство» таблицы типа «объект-объект» двоичные матрицы Табличные модели  ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ Вербальные модели Математические модели Табличные модели Графическая информационная модель – это наглядный способ представления объектов и процессов в виде графических изображений.Примеры графических информационных моделей: Графические модели карта чертеж граф диаграмма график схема  ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ Вербальные модели Математические модели Табличные модели Графические модели карта чертеж граф диаграмма график схема  ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ Вербальные модели Математические модели Табличные модели Графические модели карта чертеж граф диаграмма график схема  ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ Вербальные модели Математические модели Табличные модели Графические модели карта чертеж граф диаграмма график схема x z y B A 1 & 1 A B x y z y У1 У2 С1 С2 С3  ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ Вербальные модели Математические модели Табличные модели Графические модели карта чертеж граф диаграмма график схема Ненаправленныйг р а ф Отношения: « соединение дорогой »(симметричные связи) Д а ч и ст. Озерная д. Подгорная д. Е л о в о д. Бобры Ориентированный г р а ф Лев Нилыч Алеша Начальная вершина Конечная вершина Отношение: «быть дедушкой» Элементы системы, изображенные овалами, называются вершинами Связи между элементами называются отношениями ребро – симметричная связь дуга – несимметричная связь  ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ Вербальные модели Математические модели Табличные модели Графические модели карта чертеж граф диаграмма график схема Молоко Сметана Творог Йогурт Сливки  ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ Вербальные модели Математические модели Табличные модели Графические модели карта чертеж граф диаграмма график схема ToC время График изменения температуры  Пример таблицы «объект-свойство» База данных «Домашняя библиотека» НОМЕР АВТОР НАЗВАНИЕ ГОД ПОЛКА 0001 Беляев А. Р. Человек-амфибия 1987 5 0002 Кервуд Д. Бродяги севера 1991 7 0003 Тургенев И. С. Повести и рассказы 1982 1 0004 Олеша Ю. К. Избранное 1987 5 0005 Беляев А. Р. Звезда КЭЦ 1990 5 0006 Тынянов Ю. Н. Кюхля 1979 1 0007 Толстой Л. Н. Повести и рассказы 1986 1 0008 Беляев А. Р. Избранное 1994 7  Пример таблицы «объект-объект» База данных «Успеваемость» УЧЕНИК РУССКИЙ АЛГЕБРА ХИМИЯ ФИЗИКА ИСТОРИЯ МУЗЫКА Аликин Петр 4 5 5 4 4 5 Ботов Иван 3 3 3 3 3 4 Волков Илья 5 5 5 5 5 5 Галкина Нина 4 4 5 2 4 4  Пример таблицы «двоичная матрица» База данных «Факультативы» ФАМИЛИЯ ГЕОЛОГИЯ ЦВЕТОВОДСТВО ТАНЦЫ Русанов 1 0 1 Семенов 1 1 0 Зотова 0 1 1 Шляпина 0 0 1 Определяютцель моделирования Определяют тип информационной модели Как строят информационную модель? Строят информационную модель Исследуют,анализируют объект иэкспериментируют Определите к какому виду относятся следующие модели (материальному или информационному)? №1 №2 №3 №4 №5 №6 Плоттер – это устройство вывода сложных и широкоформатных графических объектов. №7 №8 СО2 + 2NaOH = Na2CO3 + H2O №9 №10 №11 Экономические Инженерия Математические Физические f) Человеко-машинный интерфейс b) Дифференциального уравнения d) Сила трения e) Бухгалтерская прибыль h) Периметр треугольника c) Построение дома a) Построения прогнозов g) Закон Ньютона Классифицируйте модели по категориям: Индекс Массы Тела (ИМТ) калькулятор для ФизкультурыМодель процесса инерции (дистанция x массы) или движущей силы (простое столкновение двух тел - m1v1+m2v2=m1u1+m2u2)Модель бюджета – дом, карман, деньги, дорога в школуМодель химических структур (3D модели) или что-нибудь своё. Разделитесь на 4 группы. Распределите роли в группе. Выберите тему. Подготовьте выступление. Решите задачу программным путем. Ваше выступление должно включать:Задача(-и), которую(-ые) надо решить;Причину выбора;Как Вы предполагаете хранить записи выполненной работы;Какие требуются отчеты;Расскажите о предварительных идеях и мысли по распространению проекта через Интернет. Представьте набросок целей выбранной задачи. Обсудите требования проекта и заданий, необходимых для решения задачи. В общих чертах расскажите, почему Вы выбрали эту задачу.