Система образования Германии///Выполнила студентка 1 курса магистратуры ФПМНО


Система образования Германии Выполнила студентка 1 курса магистратуры ФПМНОКипкеева Р.А.Руководитель курса: Борлакова С.А. Содержание 1. Введение 2. Школы в Германии A) Основная школа Б) Реальная школа B) Гимназия Г) Всеобщая школа Д) Профессиональное образование 3.Высшее образование 4. Cтуденчество в Германии A) «Начальное обучение» Б) «Основная ступень» 5. Заключение 1. Введение В Германии есть общеобразовательные и профессиональные школы, где учатся взрослые, совершенствуясь, а также готовясь к поступлению в институты.В каждой Федеральной Земле есть собственное министерство по делам образования и религии или министерство по науке, исследованиям и культуре. Ученики, переехавшие в другую Федеральную Землю, должны приспособиться к новому учебнику и к части установленного непривычного Учебного Плана. Студенты должны ориентироваться в новых условиях институтов. Обязательное обучение длится с 6 до 18 летнего возраста.После четырех (в Берлине и Бранденбурге: шести) лет Начальной школы ученик может выбирать между различными школами, с различным уровнем дальнейшего образования, между Основной школой (неполное среднее образование), Реальной школой (10 классов), Гимназией или Всеобщей школой (объединяет все типы школ). Кроме того, имеется особые школы с специально обученными преподавателями, для трудных детей. Занятия по религии являются очередным учебным предметом, причем родители могут принимать участие. С 14 лет ученик может решать, хочет ли он это изучать или нет. Религиозные занятия будут проводиться в скором времени во всех землях как занятия по этике.   2.Школы в Германии Имеется несколько систем обучения в Германии:А) Основная школа Это одна система уровня дальнейшего образования, которая идет после начальной школы и способствует основному общему образованию. Она будет закончена после 9 или 10 лет обучения «выпускником основной школы». В дальнейшем упор делают на основное обучение и обучение в обязательной профессиональной школе (УПК) одновременно. Б) Реальная школа (10 классов) Это одна система уровня дальнейшего образования которая идет после начальной школы и способствует дальнейшему расширению образования. Она будет закончена после 9 или 10 лет обучения «выпускником реальной школы». Такое образование дает возможность поступать в УПК или в Fachoberschule (специальное профессиональное учебное заведение, после которого можно поступать в технический ВУЗ).Оно имеет силу как предпосылка для работы в экономической сфере или работе на себя. В) ГимназияЭто одна система уровня дальнейшего образования I и II и она дает полное, углубленное среднее образование, после 13, в новых федеральных землях, после 12 учебных лет, с аттестатом зрелости, открывает возможность поступать в ВУЗ. В 11 – 13 классах дается система курсов. На курсах ученики выбирают профессию, наиболее интересную для них. Это облегчает поступление в институт.Г) Всеобщая школаОхватывает все три уровня образования — Основную школу, Реальную школу, Гимназию. Как правило, она заботится о детях до 10 лет обучения. В отдельных землях это позволяет получить аттестат зрелости.Д) Профессиональное образованиеДля профессиональное образования имеет значение так называемая двоичная система, международно признанная: 10 обучение (Также называемое « Azubis ») идёт через практическое обучение на предприятиях индустрии, торговли или работы рабочим и посещение, одновременно, в течении двух или трёх с половиной лет Berufsschule (обязательной государственной профессиональной школы). ВеrufsschuIе не только для желающих здесь обучаться. Она является обязательной школой для всей молодежи, которые не достигли восемнадцатилетия и не могут посещать другие школы. Крупные предприятия создают собственные Веrufsschule, после соответствующего государственного разрешения и финансовой проверки предприятия. С 18 лет заканчивается обязательное обучение профессии. При выборе профессии будет отчетливо ясно, что наибольшим спросом пользуются профессии из сферы обслуживания и в отделе занятости населения, большим спросом пользуется образование Фрезеровщика и подобное. Имеется около 430 профессий, которым обучают, но большинство молодых людей решаются на одно образование в области коммерции. Как например: торговые фирмы и банковский торговый агент или коммерсант. В системе среднего образования Германии существует четыре типа средних школ:  1. Гимназия. Gymnasium. Наиболее престижным типом средней школы является гимназия, диплом которой позволяет без вступительных экзаменов поступить во все высшие учебные заведения Германии. Как правило, гимназии специализируются на гуманитарном образовании. Последние 2 года гимназии являются профориентированными, т.е. наряду с общеобразовательными предметами учащиеся выбирают для изучения несколько специализированных дисциплин. Продолжительность обучения в гимназии - 9 лет, с 5 по 13 класс. После 12 класса учащиеся получают диплом Fachhochschulreife, дающий право на поступление в технический институт (Fachhochschule), а после 13 класса - Hochschulreife, аттестат зрелости для поступления в университет. 2. Реальная школа. Realschule. Обучение в реальной школе продолжается 6 лет, с 5 по 10 класс. В отличие от гимназии, реальная школа более ориентирована на специализированные дисциплины, основные предметы здесь преподаются с обязательным профильным уклоном. Реальная школа является самым распространенным типом, сюда попадает большинство учащихся (около 40 %). По окончании обучения в реальной школе выдается аттестат (Fachoberschulreife), позволяющий поступить в техникум или спецупрофчилище. 3. Основная школа. Hauptschule. В основной школе, куда попадает примерно четверть детей, учатся до 10 класса. Основная школа дает основополагающее общее образование, которое, как и в реальной школе, ориентировано на выбор будущей профессии. После обучения в основной школе ученики обычно поступают в профессиональное училище. 4. Объединенная школа. Gesamtschule. Объединенная школа включает с себя основные черты всех вышеперечисленных общеобразовательных учреждений. Продолжительность обучения в объединенной школе составляет 6 лет, с 5 по 10 класс. В некоторых объединенных школах также имеются старшие классы (с 11 по 13 класс), организованные по принципу старших классов гимназий, однако, в отличие от гимназии, сюда поступают дети и без рекомендаций из начальной школы. Кроме того, не во всех землях существуют школы данного типа. Если ученик успешно заканчивает старшие классы объединенной школы, то ему выдается аттестат зрелости Hochschulreife, удостоверяющий уровень образования, достаточный для поступления в университет.  3.ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГЕРМАНИИ Германия с давних времен известна как центр развития науки и культуры. Имена таких известных поэтов, писателей, философов и общественных деятелей, как Шиллер, Гётте, Шлегель, Гумбольдт, Кант, Гегель, т.д. сегодня хорошо известны каждому. Германия принадлежала к европейским странам, в которых первый университет был основан еще в Средневековье. К самым древним университетам Германии относится Гейдельбергский университет 1386 г. и Кёльнский университет 1388 г. Эти учебные заведения были, прежде всего, известны своими старинными университетскими традициями и классическим образованием.С тех пор количество университетов и других высших учебных заведений значительно выросло (на сегодняшний день их 323), изменилась и система высшего образования. По-прежнему, важное место занимает традиция гуманитарного образования, но на первое место выходит техническое образование, тесная связь между теорией и практикой, междисциплинарное образование. Стремясь идти в ногу со временем, Вузы вводят программы, отражающие последние тенденции в науке и технике. С этой же целью постоянно пересматриваются учебные планы. Ввиду все возрастающего количества иностранных студентов в немецких университетах возможно обучение на английском, французском языках.Сам себе головаСовременная система высшего образования заметно отличается от российской. В Германии провозглашен принцип «академической свободы», согласно которому свобода предоставлена не только вузам в вопросах управления, но и каждому студенту. В Германии не существует жесткой системы обучения в общем обязательном порядке. То есть многое зависит от самостоятельности, ответственности и самодисциплины студента. Студент немецкого вуза не посещает занятия со своими сокурсниками, но в соответствии с выбранной специальностью и ее учебной программой составляет свой учебный план и организовывает свое время, чтобы отвечать общим требованиям по данной специальности (которые достаточно высоки). ГРАДАЦИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ГЕРМАНИИ. Система высшего образования ФРГ представляет различные типы высших учебных заведений, которые способны удовлетворить потребности каждого студента.Hochschule – это ВУЗ, как правило, гуманитарной направленности.Другой тип высшего учебного заведения - Fachhochschule – на русский язык можно передать, как университет прикладных наук или высшая специальная школа. Особенностью Fachhochschule является тесная связь между теорией и практикой. Все программы Fachhochschule предполагают два обязательных практических семестра. Кроме того, срок обучения в таком университете короче (обычно 8 семестров). Fachhochschule готовят высококлассных специалистов для отдельных отраслей, как правило, это- инженерное дело, управление бизнесом, дизайн и социальные специальности. По окончании курса студенты получают диплом Diplom. Таким образом, Fachhochschule привлекает студентов более быстрым путем к их будущей профессиональной деятельности и карьере. По статистическим данным четверть студентов поступает именно в Fachhochschule. Universitaet – крупнее, чем Hochschule и Fachhochschule. Количество факультетов и изучаемых предметов может быть очень велико (до 400). Здесь студенты занимаются чисто научной деятельностью, здесь проводятся фундаментальные и прикладные исследования. В университете представлены такие области знания, как медицина, естественные, технические и гуманитарные науки, правоведение, теология, экономика, социология и аграрные науки. Широкий выбор предметов в рамках одного факультета позволяет получить междисциплинарное образование и специализироваться на разных аспектах изучения. Академические степени, присваиваемые университетами диплом Diplom, магистр Magister, ученая степень доктора Doktor, звание доцента/профессора Habilitationrecht, сертификат, дающий право преподавать в вузе.Technische Universitaet – университет технического образования. Здесь с чисто теоретической точки зрения детально исследуются отдельные сферы науки: химии, физики, машиностроения, электроники, электротехники, материаловедения и т.д. Академические степени аналогичны тем, что выдаются по окончании обучения в Universitaet.Существует также ряд специализированных высших учебных заведений. Например, педагогические училища, теологические школы, художественные и художественно-музыкальные школы, школы кинематографии и т.д. СТРУКТУРА ОБУЧЕНИЯ. Программа обучения по любой специальности делится на два периода: начальный и основной период обучения. Начальный период обучения, как правило, рассчитан на 4 семестра, в течение которых студент получает базовые знания по выбранному им предмету и смежным областям знания, вырабатывает навыки научно-исследовательской работы и практического применения полученных знаний. Студент посещает лекции, обязательные семинарские занятия. Начальный период обучения заканчивается промежуточным или преддипломным экзаменом. Ни промежуточный, ни преддипломный экзамен не являются итоговыми экзаменами, профессиональная квалификация после них не присваивается.Основной период обучения длится около 5 семестров. На этом этапе студент занимается более углубленным изучением выбранного предмета, проводит самостоятельные исследования. Студент также выбирает направление специализации из предлагаемого университетом перечня предметов. Основной период обучения завершается получением диплома, академической степени, бакалавра, магистра или сдачей государственного экзамена. Последний семестр посвящен написанию научной работы на соискание академической степени или подготовке к сдаче итоговых экзаменов.В Fachhochschule обязательной частью программы является два семестра практики. Студент сам выбирает с какого семестра ему начать обучение: летнего или зимнего, но чаще всего набор ведется на зимний семестр. Летний семестр в университетах длится с апреля по сентябрь (сроки могут меняться). Каникулы - конец июля - сентябрь. Зимний семестр – октябрь – март (сроки могут меняться). Семестровые каникулы: конец февраля – середина апреля. В большинстве вузов начало лекций зимнего семестра 15 октября, а летнего - 15 апреля.Летний семестр в Fachhochschule – март – август (сроки могут меняться). Зимний семестр – сентябрь – март. Начало занятий зимнего семестра – 15 сентября, летнего – 15 марта.Продолжительность обучения варьируется в зависимости от типа вуза и академической степени. Согласно рамочному Закону о высшей школе «стандартный период обучения» (Regelstudienzeit), т.е. период, в течение которого, как правило, можно пройти полный учебный курс и сдать первый итоговый экзамен на присуждение профессиональной квалификации, рассчитан на четыре с половиной года (девять семестров). Только в особых случаях может быть установлен другой «норматив». Например, для получения академической степени бакалавра (Bachelor или Bakkalaureusgrad) «стандартный период обучения» составляет минимум три – максимум четыре года. Затем вы можете сдать второй итоговый экзамен на присуждение степени мастера или магистра (Master или Magistergrad). Для получения этой степени «стандартный период обучения» рассчитан минимум на один год – максимум на четыре года.«Стандартный период обучения» для Fachhochschule с получением диплома (Diplom FH) составляет четыре года.Чтобы подготовить и защитить диссертацию на степень «доктора», вам понадобится дополнительно от двух до пяти лет. Из-за того, что учеба в университете связана с исследовательской деятельностью, многие студенты превышают сроки «стандартного периода обучения». КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА. В немецких университетах студент может получить – в зависимости от специальности – диплом (Diplom), академическую степень магистра (Magister), либо сдать государственный экзамен (Staatsexamen) в качестве выпускного (все это - равноценные квалификационные звания). Кроме того, в последнее время вводятся программы обучения с всемирно признанными академическими степенями: бакалавра (Bachelor/ Bakkalaureus, B.A., B.Sc., B.Eng.) и мастера (Master, M.A., M.Sc., M.Eng.). Получит ли студент диплом или степень магистра, зависит, как правило, от выбранной специальности. Учебные программы по естественнонаучным и техническим специальностям и большинство программ по социологии и экономике предполагают получение диплома. Студентам нужно написать дипломную работу, довольно большую по объему, и сдать несколько устных и письменных экзаменов. Диплом является квалификационным свидетельством об образовании, дающим право профессиональной деятельности по многим специальностям в промышленности и экономике.Первым итоговым экзаменом на присвоение профессиональной квалификации по гуманитарным наукам и, частично, социологии является экзамен на присуждение академической степени магистра (Magistergrad). Для этого студенту придется сдать экзамены по двум профилирующим предметам (Hauptfach) или одному профилирующему и двум дополнительным (Nebenfach). Студенты также пишут научную работу.Государственный экзамен сдается по тем специальностям, успешное изучение которых дает право работать в ФРГ в качестве государственных служащих (учителя, судьи) или по профессиям, которые находятся под контролем государства 9врачи, юристы, фармацевты). Порядок проведения экзаменов устанавливается государством или соответствующей федеральной землей в Положении об экзаменационных требованиях. Как правило, государственный экзамен состоит из двух частей: Первый экзамен и Второй.Студент может получить академическую степень доктора по любой из специальностей, которые преподаются в немецких университетах, при условии, что он закончил учебу с хорошими отметками. Студент сам находит себе научного руководителя, который предлагает студенту тему диссертации. В принципе, студент не ограничен во времени, хотя от него ждут новых достижений в выбранной им области. ТЕХНОЛОГИЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ Чтобы получить место в немецком вузе, претендент должен подать заявление о приеме в Отдел международных связей этого вуза. Сразу оговоримся, что заявление российских претендентов будут рассмотрено только при наличии у них среднего законченного образования и высшего неполного. В своем письме постарайтесь как можно подробнее и точнее опишите свою ситуацию: наличие свидетельства о среднем/высшем образовании, уровне владения языком, перечне пройденных предметов и сведения об успеваемости. Тогда вуз вышлет студенту требования, которые ему необходимо выполнить для поступления. Подавать заявление нужно заранее, т.к. процесс оформления и сбора документов может занять много времени.Затем претендент получает извещение о допуске, в котором перечисляются все документы, которые претендент должен предъявить В их число входит: - извещение о допуске;- сертификат экзамена DSH, TestDaF или аналогичных сертификатов;- свидетельство об образовании (заверенная и переведенная на немецкий язык копия аттестата или диплома с приложениями);- удостоверение личности, несколько фотографий для паспорта;- полис медицинского страхования в Германии или документ об освобождении от него, если признается страховой полис страны-проживания претендента;- в случае необходимости, квитанция об уплате социальных взносов;Извещение о допуске предоставляет претенденту право зарегистрироваться для начала обучения по выбранной специальности. В извещении о допуске указан срок, в течение которого необходимо выполнить регистрационные формальности. Зачисление действительно всегда только в течение одного семестра, поэтому важно вовремя подтвердить желание учиться, иначе статус студента будет потерян. 4.Студенчество в Германии Университеты в Германии давно играют значительную роль в культурной жизни. Первый немецкий университет появился 1348 году в Праге. Затем появился в Вене в 1365 году, в Хайдельбурге в 1386 году, в Кёльне в 1388 году . Университеты были первые сто лет маленькими и вмещали всего только примерно 200 студентов. В 1620 году все университеты вместе вмещали 8000 студентов. Учеба в немецком институте состоит почти всегда из двух больших частей: в одной части «начальное обучение», в другой части - «основная ступень». Кроме этого, семестр на больших факультетах разделен на два учебных подкурса, определенных типов учебных мероприятий. Академический год состоит в Германии из двух семестров, но в то же время между ними есть каникулы. Учебный год длится семь месяцев. В свободное от лекций время студенты готовят рефераты, сдают зачеты или готовятся к экзаменам.Некоторые занимаются практикой или работают на предприятии. Больше всего немецких студентов беспокоит, как пожалуй всех студентов, недостаток денег для существования, так что большинство во вне урочное время подрабатывают. Хотя их обучение бесплатное, однако учиться все же дорого. Политика в области образования создает доступность ВУЗов для всех слоев населения. Федерация и Земли заинтересованы в том, чтобы в немецких ВУЗах учились иностранцы. В 1991 году их уже было 76 тысяч. Государство рассматривает такое обучение, как вклад в международное взаимопонимание. А) «Начальное обучение» В «начальном обучении» посещают вводные лекции. Они про- водятся доцентом или ассистентом профессора и нужны, как первый обзор хода учебы. На них обсуждаются проблемы на- чала обучения, как к примеру поиск литературы на определенную тему или подготовка к семинару. На этой основе это может быть предметом возможных занятий просеминара (семинар на 1 и 2 курсах). Цель про- семинара состоит в том, чтобы получать специальные знания на основе научных работ, что способствует общему накоплению знаний. Успешное участие в просеминарах будет подтверждено словом «зачет», на основе хорошего реферата,домашней роботы или выдержанной «Клаусурен» (письменной экзаменационной работы). Часть освещённых в просеминаре знаний служит прежде всего для понимания природы изучаемой науки, подтверждаемого при прохождении ознакомительной практики или экскурсии и нужна для успешного окончания «начального обучения». Б) «Основная ступень» «Основная ступень» служит расширению знаний, полученных на «начальном обучении» и для подготовки к экзаменам. В семинарах принимают участие прогрессивные профессора на основных и «спецкурсах» (на старших курсах).К тому же практика оплачиваемая, платят за практическое применение полученных теоретических знаний - работу, и лекции, при которых профессор определяет тему доклада. 5. Заключение В заключение данной работы можно подвести некоторые итоги. Итак, в Германии существуют следующие системы образования:1. Система школьного образования2. Система профессионального образования3. Система высшего образованияСистема школьного образования представляет собой дошкольные учреждения (детские сады) и несколько типов школ. Первая ступень школьного образования – это начальная школа, где дети обучаются с 1 по 4 классы. Затем следуют полные народные школы, где дети обучаются с 5 по 10 классы. Эти школы направлены на получение учениками профессии. Реальные школы также охватывают с 5 по 10 классы. Окончив эту школу, ученики имеют возможность обучаться в профессиональных школах повышенного типа. Гимназии – единственные учебные заведения, дающие доступ к высшему образованию. Оканчивают гимназию в 13 классе. Система профессионального образования включает профессиональные школы низшего типа и повышенного типа. Профессиональные школы низшего типа направлены на получение учащимися знаний, связанных с их профессией. Профессиональные школы повышенного типа готовят квалифицированных работников.Система высшего образования включает в себя более 250 ВУЗов. Университетское образование нацелено на подготовку всесторонне развитого профессионала. Наряду с университетами существуют и специальные ВУЗы, которые отличаются укороченным циклом обучения – 4 года. Важное место занимает подготовка будущих учителей. Она проходит в 2 фазы: первая включает изучение общеобразовательных предметов и педагогических дисциплин; вторая – стажировка – проходит от 18 месяцев до 3 лет и завершается экзаменом, после которого студент назначается на должность учителя.Таким образом, можно сделать следующий вывод система образования в Германии является актуальной, интересной им отличается от системы образования в других странах. Спасибо за внимание!