Доклад на педсовет на тему: «ГАРМОНИЯ ОБЩЕНИЯ: УЧИТЕЛЬ, УЧЕНИК, РОДИТЕЛЬ»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЕКАТЕРИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Доклад на тему:
«ГАРМОНИЯ ОБЩЕНИЯ: УЧИТЕЛЬ, УЧЕНИК, РОДИТЕЛЬ»
Подготовила
учитель начальных классов
Евтюшина Э. Н.
Содокладчики: Кузнецова И.Б.
Розматова Е.Н.
Смагина Г.А.
с. Екатериновка, Ливенский район
2016 год
Доклад: «ГАРМОНИЯ ОБЩЕНИЯ: УЧИТЕЛЬ, УЧЕНИК, РОДИТЕЛЬ»
Единственная известная мне роскошь -
это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент-Экзюпври1. Общение важная составляющая жизни каждого человека. (Евтюшина Э.Н.)
Общение - одна из главнейших сфер жизнедеятельности человека, пронизывающая все другие виды его деятельности и регулирующая их.
Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо, как пища. Приведу пример: малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишён постоянных контактов со взрослыми, плохо развивается не только психически, но и физически он не растёт, худеет, теряет интерес к жизни. Данную идею подтверждают слова «Без многого может обходиться человек, но только не без человека» (Людвиг Берне). Человек - существо общественное, и не важно, любит ли он компанию или одиночество, большую часть жизни он проводит среди людей, и от того, как складываются его отношения с людьми, зависят его успехи, его настроение, состояние его здоровья - словом, вся его жизнь.
О важности общения говорит статистика. На вопрос: «Что бы ты хотел получить от семьи, в которой живёшь?» 66 % учащихся ответили: радость общения и взаимопонимания. А при изучении мотивации учебной деятельности было установлено, что дети ходят в школу в первую очередь общаться, только потом учиться.
Почему сегодня выбрали эту тему? Потому, что все мы являемся участниками образовательного процесса. И качество нашего общения влияет на качество обучения и благоприятную обстановку в ОУ, имидж школы.
Статистика показала, что существуют проблемы в общении у всех участников образовательного процесса. На вопрос «Какие трудности в общении с родителями ты испытываешь?» Ответы детей распределились в таком порядке: 1 - не понимают, 2 - мало времени уделяют, 3 - ругают.
Ответы родителей распределились следующим образом:
Нет времени для общения.
Непослушание.
Переходный возраст.
В общении с учителями встречают непонимание 18 % учащихся, а в старшем звене - каждый третий ученик. Не секрет, что и учителя испытывают трудности в общении с современными детьми и родителями.
Эпиграфом к данному педсовету я выбрала слова из кинофильма «Доживём до понедельника»: «Счастье - когда тебя понимают». Ведь одна из целей общения - быть понятым и понимать другого человека. Мы оставляем всё отрицательное позади себя, берём всё положительное с собой для того, чтобы научиться общаться. Коммуникативность - одно из самых востребованных качеств современного человека. Гармония в семье - это огромный труд и знания.
Всем известно, что общение бывает вербальным (слова) и невербальным (мимика, жесты, интонация). Общение - обмен информацией с помощью языка или жестов.
2. Вербальное общение . (Кузнецова И.Б.)
В начале я хочу вас познакомить с общим принципом, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребёнком оказываются безуспешными. Он и будет для нас отправной точкой. Этот принцип - безусловное принятие.
Безусловно принимать ребёнка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть.
Психологами доказано, что потребность в любви, нужности другому - одна из фундаментальных человеческих потребностей. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребёнку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в:
приветливых взглядах;
ласковых прикосновениях (оказывается, четыре объятия совершенно необходимы каждому для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день, и не только ребёнку, но и взрослому);
прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе...».
Правила общения: учитель-родитель
Люди общались всегда, общаются сегодня и будут общаться завтра. Общение школьных и домашних воспитателей - это шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, обмена духовными и эмоциональными ценностями, усвоение педагогического опыта и знаний, которые учитель и родители предлагают друг другу.
Общение учителя и родителя выгодно обеим сторонам. Учителя приобретают в лице родителей добрых и надёжных помощников, а отцы и матери обогащаются педагогическими идеями, методами подхода к детям.
Основные условия грамотного общения педагог-родитель:
1.Ответственность за провал или успех встречи лежит на учителе, так как он профессионал. Организовать встречу надо так, чтобы в ней не было пауз и перерывов. Взаимопонимание наладится быстрее, если учитель не сидит за столом выражая позицию начальства, а будет находиться рядом, показывая готовность к сотрудничеству.
Непременным условием состоявшегося общения является взаимное уважение. Понимание должно предшествовать советам. Если родители настроены агрессивно или пришли с установкой что-то сказать или оправдаться перед учителем, они не способны его слушать, принимать советы и рекомендации. А если ещё учитель ответит грубостью, например: «Что вы мне тут доказываете? Я знаю вашего ребёнка как свои пять пальцев!» В таком случае можно считать, что общение не состоялось.
Понимание должно оканчиваться развивающим советом и готовностью родителей действовать самостоятельно. Чтобы оказать отцу или матери действенную помощь необходимо раскрыть родителю возможности их ребёнка (например: способный мальчишка имеет силу воли, способен проявить характер) и убедить родителей опираться на эти хорошие качества в дальнейшем. Заботливые родители хотят сами попробовать свои педагогические силы, чтобы убедиться, что они могут, а что пока нет, самим найти путь, по которому идти. Пусть не всё сразу получится, но разве может ребёнок научиться ходить, не набив себе шишек. «Развивающий совет» оставляет родителям место для самостоятельной творческой деятельности.
Обе стороны должны быть благодарны за общение. Вот формула, которой неплохо бы руководиться при общении: «Мы оба и каждый из нас заинтересованы в том, чтобы он вырос, добрым, умным, раскрылись все его способности».
Очень важно придерживаться открытого общения. Обе стороны должны посвящать друг друга во всё, что помогает понять ребёнка и проблемы, связанные с его воспитанием.
В общении необходимо говорить и слушать партнёра. Человек, умеющий слушать, всегда терпелив. В диалоге учитель-родитель недопустимы: резкая ирония, саркастические замечания, придирки к неудачно подобранному слову, общее пренебрежение.
Общение без учёта ситуации, настроения партнёра ведёт к душевной глухоте.
Не менее важно отражать мысли партнёра по общению (эффект зеркала).
Если учитель встречает родителя с улыбкой, родитель отвечает тем же.
Если в голосе учителя металл, родители тут же настраиваются на аналогичный тон.
Аналогичной может быть и реакция учителя.
8.Не стоит спорить с родителями, спор может вызвать обиду и отчуждённость.
Нужно выяснить, что родитель думает по поводу своего ребёнка, и как он его воспринимает. Учитель не сможет понять поведение ребёнка прежде, чем поймёт отношение к нему родителя.
v Если родитель предлагает свой план действий, нужно его принять и
сделать всё возможное для его реализации.
Пусть любое решение станет результатом взаимного размышления и со стороны родителей руководством к действию.
И еще, пожалуй, самое главное - нам всем следует помнить, что главной целью общения является ребёнок. Если между родителем и учителем существует неприязнь, то её нужно преодолеть во имя ребёнка. Существует убеждение: нет родителей, равнодушных к неудачам и успехам своих детей. Каждая крупица неравнодушия должна быть замечена учителем и пущена в ход, чтобы убедить родителей словом и делом: я хочу, чтобы вашему ребёнку было хорошо! А родители обязаны в это поверить!
3. Невербальное общение (Смагина Г.А.)
Жест - средство коммуникации.
По мнению известных психологов, при разговоре значимость слов составляет 7 %, интонации - 38 %, а на жесты и мимику приходится 55 %. Действительно. При общении друг с другом (хотим мы этого или не хотим) мы используем мимику и жесты. Чтобы правильно общаться, понимать друг друга при разговоре, надо знать язык жестов.
Итак, жест - средство коммуникации.
Язык жестов - один из самых древних языков.
Особую роль в жесте играет кисть руки.
В книге Р. Славского «Искусство пантомимы» написано: «Кисть руки - душа жеста. Кисть зовет, манит, приглашает, отталкивает, даёт, берёт, укоряет, рассказывает, ласкает, карает, спрашивает, провожает.Английский психолог Майкл Арчил, изучая язык жестов во время своего кругосветного путешествия, установил, что на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции в среднем один раз, итальянец - 80, француз — 120, мексиканец — 180, русский — 40 раз
В общении одновременно воспринимаются выражение лица, жест и поза.
Установлено, что правая рука делает то, что надо, а левая - то, что хочет.
Поэтому, если в разговоре с вами собеседник часто жестикулирует левой рукой, есть большая вероятность, что он говорит не то, что думает, или просто негативно относится к происходящему (если он не левша).
Один и тот же жест или выразительное движение у разных народов означают разные вещи.
Жестами и мимикой выразите восхищение (немец в этой ситуации поднимет вверх брови; бразилец прищёлкнет языком и возьмётся за мочку уха).
Попрощайтесь (у арабов помахивание рукой означает «иди сюда»).
Покажите согласие, несогласие (обычно делают так: согласие – кивок головы вперед; несогласие - поворот головы влево-вправо. В Болгарии это выглядит наоборот).Укажите на чью-нибудь глупость (обычно крутят пальцем у виска. В Голландии этот жест означает остроумную фразу).Покажите жестом «о'кей» (В Японии этот жест означает деньги, которые просит тот, кто стоит у телефона-автомата, чтобы позвонить).
Чтобы повысить свои коммуникативные способности, можно и нужно сознательно осваивать язык жестов.
Некоторые виды жестов
Жесты прикосновения: поцелуй, поглаживание, объятие, потирание кончика носа. На выбор этих жестов влияют статус партнёра, возраст, пол, степень знакомства.
Жесты приветствия: основной из них - рукопожатие. Эти жесты имеют большое значение в деловом общении. Например, рукопожатие чаще используется в общении у немцев и русских; меньше у англичан и американцев.
Жесты паразиты. Их нежелательно использовать при общении. Это: крутить пуговицы, поправлять одежду, вертеть в руках различные предметы, барабанить пальцами по столу, хрустеть пальцами, указывать пальцем на человека или предмет.
Учитесь использовать язык жестов в общении друг с другом!
Общайтесь так, чтобы это общение приносило радость, спокойствие, уважение.
ПАМЯТКА «ДЕВЯТЬ СПОСОБОВ, КАК ИЗМЕНИТЬ ЧЕЛОВЕКА, НЕ НАНОСЯ ЕМУ ОБИДЫ И НЕ ВЫЗЫВАЯ НЕГОДОВАНИЯ»
Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.
Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.
Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
Задавайте вопросы, вместо того чтобы отдавать приказания.
Давайте возможность человеку спасти своё лицо.
Хвалите человека за каждый, даже скромный его успех, и будьте при этом искренними в своём признании и щедры в похвалах.Создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
Пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите в человеке исправить, выглядел легко исправимым.
Делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы хотите.
ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАТЕЛЯ
Никогда не принимайте воспитательных мер в плохом настроении. Ясно определите, чего вы хотите от ребёнка, родителя (и объясните это им), а также узнайте, что он думает по этому поводу.
Не подсказывайте решения, а показывайте пути к нему и разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги.
Не пропустите момента, когда достигнут первый успех. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребёнок услышал и осознал. Оценивайте поступок, а не личность.
Дайте ребёнку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нём, несмотря на его оплошности.
Дайте понять, что когда неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным. Воспитатель должен быть твёрдым, но добрым.
ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Любите, цените, берегите своих родителей - их вам никто не заменит.
Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям - это принесёт им радость.
Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы, похвала учителя. Старайтесь, чтобы они были у вас каждый день. Это зависит только от вас самих.
Дарите цветы маме, бабушке, сестре пусть даже полевые, дарите их как можно чаще.
Помните слова Марины Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими».
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте это.
Как можно больше времени проводите со всей семьей, обсуждая прожитый день, делясь проблемами, советуйтесь друг с другом.
Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка - это только сблизит вас.
Старайтесь, чтобы друзья вашего ребёнка обязательно бывали у вас дома - вы должны их хорошо знать.
Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения, тогда ваш ребёнок не будет нечего скрывать.
Доверять вам будут, если вы будете не только родителями, но и друзьями, способными понять и сопереживать.
Будьте примером для ребёнка: ведь как сейчас вы относитесь к своим родителям, так и к вам будут относиться в старости.
Помните, что ребёнок - это гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо. И надо воспитывать его так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло своего дома.
Не забывайте слова известного педагога В. Сухомлинского: «Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно-семейное».