Презентация на тему Звуковая культура речи детей 3-4 лет


Звуковая культура речи детей 3-4 лет От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка».Д.Б. Эльконин Цель:Воспитание звуковой культуры речи детей 3-4 лет посредством дидактических игр и речевых упражнений. Игра «Узнай, какой игрушки не стало»Задачи:Обучать детей правильному звукопроизношению. Учить детей четко произносить гласные и наиболее простые согласные изолированно и в словах.Укреплять и развивать артикуляционный аппарат.Развивать умение вслушиваться в звучащее слово, соотносить его с предметом.Развивать фонематическое восприятие, речевое дыхание, интонационные средства выразительности. Принципы:Наглядности;Доступности;Систематичности и последовательности;Развивающего и воспитывающего обучения;Учета возрастных и индивидуальных особенностей Особенности в словопроизношении детей 3-4 лет: Сокращение («тул» – стул);Перестановки («корвик» – коврик);Уподобление одного звука другим («бобака» – собака);Слияние («Мафеда» – Мария Федоровна);Добавление звуков («реблята» – ребята). Согласные произносятся смягченно («зюк» – жук, «сярик» – шарик);Свистящие звуки «С», «З», «Ц» произносятся недостаточно четко, часто не произносятся («абака» - собака); заменяются («фолнце» – солнце, «тветок» - цветок);Звуки «Л», «Р» пропускаются или заменяются на другие(«лямпа», «ямпа» – лампа, «ыба», «лыба» - рыба);Шипящие звуки «Ш», «Ж», «Ч», «Щ» произносятся недостаточно четко, часто заменяются свистящими («сапка», «фапка» – шапка, «зук», «вук» - жук). Методы и приемы работы с детьми 3-4 лет по развитию звуковой культуры речиИгровые методыПоказ картинокПоказ образцаПоказ способа действияСловесные методыПояснение Художественное слово Формы работы с детьми 3-4 лет по развитию звуковой культуры речиИгра Занятия Средства работы с детьми 3-4 лет по развитию звуковой культуры речиДидактические игры;Художественная литература;Картотека картинок;Игрушки и игровые материалы;Различные предметы. Пример занятия с детьми 3-4 лет по развитию звуковой культуры речи Тема:Развитие звуковой культуры речи. Звук «У» Цель: Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «У»;Способствовать развитию графических навыков (рисование дорожки); способствовать развитию произвольной памяти, зрительного внимания;Воспитывать умение внимательно слушать потешку, загадки, отвечать на вопросы строчками из них. I. Артикуляционная гимнастикаЦель: вырабатывать у каждого ребенка умение вытягивать губы вперед и удерживать их в таком положении в течение нескольких секунд. Игровое упражнение «Подуйте на шарик»Дуть на воздушный шарик, который в руке.Задания и вопросы:Как мычит корова? («Му-у-у»)Как кукует кукушка? («Ку-ку, ку-ку»).Как мяукает кошка? («Мяу-мяу»). II. Игра «Узнай, какой игрушки не стало» III. Игровое упражнение «Поезд и птицы» Задания и вопросы:1. Как гудит паровоз? («У-у-у»).2. Назвать птиц на картинке. (Гусь, петух, курица, утка). 3. Учить детей произносить ударный звук «У» в словах более протяжно.4. Провести линию фломастером от паровоза к домашним птицам. Как только фломастер окажется около птиц, предложите детям погудеть, как паровоз («У-у-у»). У-у-у!У-у-у!У-у-у!У-у-у!У-у-у! IV. Физкультминутка. Игра «Поезд»Дети встают друг за другом, образуя поезд. Заранее нужно расставить в разных местах дороги, где проедет поезд, игрушки, изображающие разных животных. Перед тем, как поезд отправится в путь, нужно напомнить детям, что поезд должен погудеть, если на дороге встретятся животные; миновав их, поезд перестает гудеть. У-у-у! V. Заучивание потешкиРано-рано поутрупастушок: «Ту-ру! Ту-ру!»а коровы в лад емуЗатянули: «Му-му-му!» ЗагадкиЦель: развивать логическое мышление, умение соотносить усвоенные знания с текстом загадки; понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; способствовать четкому произношению звука «У» в словах. Загадки(Следить за тем, чтобы, называя слова-отгадки, дети произносили звук «У» более длительно: ууулитка, ууутенок)На дорожку вышли рожки.Вы не будете бодать?Я потрогал их немножко, рожки спрятались опять.(Улитка)Удивительный ребенок! Только вышел из пеленок – Может плавать и нырять,Как его родная мать.(Утенок) VI. Рефлексия Вспомнить, как гудит паровоз. (У-у-у!)Спросить, чему научились и чему смогут научить своих родителей дети. Спасибо за внимание!