Классный час Занимательный журнал ИМЕНА

КЛАССНЫЙ ЧАС 2 КЛАСС

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ «ИМЕНА»

Цель: углубить знания детей об именах; развивать внимание, память, логическое мышление.
Оборудование: макет журнала; распечатки таблицы; ребусы.
Форма работы: групповая

Ход мероприятия
Учитель. Сегодня я предлагаю вам перелистать изготовленный занимательный журнал для детей «Имена» и выполнить задания из него.
Примечание. Макет журнала выполнен учителем. Он состоит из семи альбомных листов: титульный лист плюс шесть страниц, на каждой из которых помещено минимум информации об именах и задание, которое предлагается выполнить детям, а также наклеены изображения мальчиков и девочек.
Вариант. Можно провести заочное знакомство с журналом (без демонстрации макета), выполняя только задания.
СТРАНИЦА 1
У каждого человека есть имя. Оно дано ему при рождении, и он носит его всю жизнь. Но случается и так, что самого человека и на свете-то никогда не было, а имя его живет. Вспомните, например, сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Каждый малыш слышал о непослушном мальчике Иванушке и его сестрице Алёнушке. А ведь на самом-то деле их не существовало. Вот какая интересная судьба у этих имен!
Задание. По подсказкам назовите имена других, не существовавших людей и животных.
Друг Чебурашки. (Гена)
Кот, мечтавший жить со всеми дружно. (Леопольд)
Он вырос в волчьей стае. (Маугли)
Герой русских народных сказок по прозвищу Дурачок. (Иванушка)
Былинный богатырь из города Мурома. (Илья)
Крыса, компаньонка Шапокляк. (Лариска)
Кто нашел в хрустальном гробу свою невесту? (Елисей)
Обладательница цветика-семицветика. (Женя)
Кому повезло поймать волшебную щуку? (Емеля)

СТРАНИЦА 2
В древности наши предки давали своим детям имена, больше напоминавшие прозвиша: Друган, Метелица, Нечай. Гусь, Заяц, Ждан... Они говорили об особенностях внешности, характера, порядка появления в семье и т.д.
Задание. Внимательно послушайте и запомните древние славянские имена:
Кот, Любим, Несмеяна, Кудряш, Волк, Добрыня.
А теперь по памяти заполните клетки таблицы этими именами.
Примечание. Учитель повторяет перечень имен не сколько раз. Дети выполняют задание в распечатках таблицы. (Самостоятельная работа. Взаимопроверка)



СТРАНИЦА 3
Имена бывают женские, бывают мужские, а бывают такие, которые подходят и тем, и другим.
Задание. Рассмотрите рисунок. Найдите закономерность в расположении имен, назовите ее. (Ответы детей.)
А теперь сделайте такое же изображение кругов у себя на листочке и внесите в него имена: Володя, Валя, Варя, пользуясь тем же принципом.



Ответ



СТРАНИЦА 4
Современные имена такие разнообразные! Кроме полных имен, есть краткие (Надежда Надя. Альберт Алик), а есть уменьшительные, ласковые имена, которыми людей называют друзья или близкие (Дмитрий Димуля, Димочка; Елена Леночка. Ленуся, Ленок).
Задание. Исключите из каждой строчки «лишнее», на ваш взгляд, имя.

Степан, Мария, Татьяна, Дима. {Дима неполное имя.)
Анюта, Оленька, Даша, Натуся. {Даша не является ласковым.)
Коля, Женя, Леня, Вадик. (Женя может быть и женским, и мужским.)
Ирина, Елена, Олеся, Анна. {Анна по количеству букв.)
Галя, Саша, Валера, Валя. {Галя может быть только женским.)
Антон, Никита, Андрей, Алексей. (Никита не на букву А.)

СТРАНИЦА 5
Главное предназначение имени отличать одного человека от других. Но что делать, если, например, в классе восемь Тань?
ВОСЕМЬ ТАНЬ
В первом классе восемь Тань. Это прямо наказание! Ведь у них, куда ни глянь.
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут. « Таня, встань!»
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках:
Эта маленького роста.
Та высокая в очках.
Таня темные реснички,
Таня русые косички,
Челка черная у той.
У другой как у лисички,
Хвостик ярко-золотой.
Есть румяная Танюшка,
Как снегирь в лесу зимой,
И, как звездочки, веснушки
У последней, у восьмой.
По фамилии в журнале
Их сегодня вызывали,
И фамилии подруг
Услыхали все вокруг.
(3. Александрова)
Как видите, достаточно добавить к имени фамилию, и сразу станет ясно, кто есть кто. А есть еще такой способ: не называть Танями всех девочек, носящих это имя, а придумать каждой свое, используя разные формы имени Таня.
Задание. Давайте потренируемся. Как назовем девочек? (Таня, Татьяна, Танюша, Танечка, Татьянка, Танюсик, Танюшка, Татьянушка и т.д.)

СТРАНИЦА 6
Разгадать ребусы. Презентация.

Рефлексия:
«Синквейн»  1 строка – тема или предмет (одно существительное); Имя мальчика или девочки 2 строка – описание имени (два прилагательных);  3 строка – описание действия имени (три глагола);  4 строка – фраза, выражающая отношение к имени;  5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). 




15