Методический материал Учителю о психологии младших школьников


Методический доклад преподавателя МБУ ДО ДШИ N6
Яфаровой Надежды Владимировны
«Учителю о психологии младших школьников».
В одном из своих писем студентам педагогического института замечательный советский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Что самое главное, самое важное в педагогическом труде? Самое главное, дорогие друзья,- это видеть в своём ученике живого человека. Умственный труд ребёнка, его успехи и неудачи в учении,- это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам ». Для подлинного решения многих вопросов воспитания учителю необходимо полное знание о ребёнке, о законах его умственного развития, знание возрастных особенностей его психики.
Ни для кого не секрет: все дети разные. Одни неусидчивы, подвижны, другие- медлительны, инертны, третьи- пугливы, робки. Несомненно, большое значение имеют условия жизни, воспитание, обучение, состояние здоровья. Но нельзя забывать, что различия эти зависят и от врождённых особенностей центральной нервной системы, т. е. от типа высшей нервной деятельности. Павлов различал 4 основных типа- один слабый и 3 сильных-
1) меланхолический; 2) сангвинический; 3) флегматический; 4) холерический.
Наиболее «интересны» (в плане возможности нервных «срывов»)- холерики и меланхолики.
Холерики- как правило, чрезмерно активные, подвижные дети. Они не могут надолго сосредоточить на чём-то внимание, любой, самый незначительный посторонний раздражитель им мешает. Задребезжали стёкла от проехавшей мимо машины, кто-то заглянул в дверь- мгновенно их внимание переключается, они теряют нить объяснения учителя. Да, они «вертушки», они зачастую хватаются разом за многие дела и не доводят их до конца. Но недаром Павлов относил этих ребят к сильному типу. Холерики- задорные, боевые, активные дети. Благодаря своей яркой эмоциональности, лёгкой «зажигаемости», смелости и открытости они нередко становятся заводилами в среде ребят, вовлекают их в различные романтические предприятия. Необходимо умело использовать задорность, активность и зажигательность этих ребят. Они могут стать великолепными помощниками учителя во внеклассной работе, да и в классе помощь учителю даёт необходимую разрядку их повышенной активности. Особенно остро реагируют холерики на разные запреты, связанные с ограничением двигательной активности. Когда активность таких детей стараются сдерживать, возникают непримиримые противоречия между естественными потребностями ребёнка, обусловленными особенностями его нервной системы и представлениями родителей о том, как должен вести себя «хороший» ребёнок. Это часто и приводит к нервному «срыву».
Ещё в более осторожном и тактичном отношении нуждаются меланхолики.
Им порой трудно в коллективе, они не могут постоять за себя, часто попадают под чужое влияние, нередко их обижают, дразнят. Эти дети легко теряются.
Дети меланхолики обычно инертны, робки, стеснительны, повышенно плаксивы. Однако, при всех этих качествах, нет фатальной неизбежности превращения их в чрезмерно медлительных, неуспевающих учеников. Только неправильный педагогический подход, чересчур крутое «подстёгивание» меланхоликов может «расшатать» их нервную систему со всеми вытекающими из этого последствиями.
Дети с преобладанием флегматического темперамента отличаются организованным поведением, выдержкой и самообладанием. Они аккуратны, опрятны, исполнительны. Речь у них спокойная, замедленная, без резких эмоций, жестикуляций, мимики. В шумных, подвижных играх они обычно не участвуют. Никто из них не становится вожаком в ребячьей среде, хотя некоторые и пользуются авторитетом как рассудительные и справедливые. Именно к ним идут за советом, для разрешения различных споров. Однако есть при воспитании детей- флегматиков одна серьёзная опасность, о которой пишет психолог Фонарёв. «Привычки, которые вырабатываются у таких детей,
- предупреждает он,- приобретают в конце концов исключительную прочность и сохраняются на долгие годы». Именно поэтому их режим, привязанности, должны быть основательно продуманы родителями. Перевоспитание таких детей- трудное занятие для родителей и нелёгкое для ребят. (Неуспевающими флегматики становятся, когда родители, а иногда и педагоги попрекают или даже смеются над их «тугодумием»).
Сангвинический темперамент Павлов признавал, как наиболее совершенный. Дети- сангвиники легко и быстро приспосабливаются к окружающей обстановке, они легко переключаются с одного вида деятельности на другой, быстро схватывают» «материал. При правильном воспитании они обычно выдержанны, трудолюбивы, общительны, у них много приятелей, нередко это признанные лидеры в детском коллективе.
Вид темперамента не определяет качество ни социальной ценности, ни умственного развития человека. Так, уравновешенный сангвиник при неправильном воспитании может стать лицемером, приспособленцем, и наоборот, застенчивый меланхолик при правильном воспитании становится деятельным человеком. При любом темпераменте, утверждают учёные, можно развить все общественно необходимые свойства личности. Именно от воспитания зависит, какие стороны того или иного темперамента в человеке будут преобладать. Так, холерический (возбудимый) тип можно сделать более сдержанным, меланхолический- достаточно устойчивым, активным, а флегматический тип- достаточно подвижным. Павлов, при изучении высшейнервной деятельности, разделяет людей на 3 основных типа:
1.Люди с художественным типом высшей нервной деятельности («художники») характеризующиеся эмоциональной образностью мышления и памяти, богатством воображения и фантазии, склонные к литературе и искусству;
2. «Мыслители»- расположенные к анализу, обобщённому и абстрактному мышлению. Их привлекают больше математика, философия.
3.Третий тип- тип относительной уравновешенности двух первых систем. К этому среднему типу относятся большинство людей. Им свойственны как образные впечатления, так и умозрительные заключения.
У детей к 7-ми годам абстрактное мышление ещё только начинает формироваться, то есть, физиологически младшие школьники- по сути, поголовно- «художники». Это чрезвычайно важное обстоятельство, которое необходимо учитывать при обучении детей в начальной школе. «Мысль ученика в начальных классах- писал Сухомлинский, - неотделима от чувств и переживаний». Эмоциональная насыщенность процесса обучения, особенно восприятия окружающего мира, - это требование, выдвигаемое законами детского мышления.
Да, обучение в начальных классах должно быть эмоционально насыщенным. Да, уроки должны быть интересными и занимательными. Однако, здесь должно присутствовать чувство меры. О вреде «сплошной» занимательности предупреждал ещё Ушинский. Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не всё может быть занимательно в учении, а непременно есть и должны быть и скучные вещи. Вы подготавливаете ребёнка к жизни, а в жизни не все обязанности занимательны.
Дети младшего школьного возраста воспринимают музыку непосредственно, конкретно и эмоционально. В связи с их ограниченной возможностью долго сосредотачивать своё внимание на отдельных деталях нотного текста, педагог-
воспитатель должен постоянно стимулировать их интерес к новому, давать толчок воображению .Возможно, в этом смысле правы сторонники «донотного» периода в начальном обучении. Прежде всего стараются ввести ребёнка в мир музыкальных образов, научить его слушать музыку, понимать содержание прослушанных пьес, познакомить его с разнохарактерной музыкой.
Подбирают программные сочинения, адресованные к конкретным представлениям, образному воображению ребёнка (пьесы из Детского альбомаП. Чайковского, отдельные пьесы Д. Кабалевского, Д. Шостаковича). Дети очень любят фантазировать и многим из них доставляет огромное удовольствие
Рассказывать на уроке о героях прослушанных пьес и их приключениях. Иногда даётся задание: отразить свои впечатления в рисунке. Дети с удовольствием слушают интересные рассказы о жизни композиторов, читают стихи о музыке и музыкальных произведениях.
Всё это : слушание музыки, рассказы о ней, рисование, чтение стихов помогает
уже с первых уроков заинтересовать ученика, развивает его образное мышление. Не простое дело для малыша- изучение нотной грамоты. И здесь приходится фантазировать: рисовать большие нотные станы, вырезать цветные ноты- кружочки (что обычно ученики делают сами), организовывать на уроке игру «Сложи песенку»и т. д. К нам приходят дети совершенно разные по своему общему и музыкальному развитию, воспитанию, темпераменту и наша задача- «разбудить»даже самых пассивных, зажечь самых «неподдающихся».
Много нужно проявить гибкости, чуткости, терпения. Ошибки начального периода обучения могут привести к потере интереса к музыкальным занятиям.
Игра для ребёнка является естественной необходимостью и потому желательно широко пользоваться в учебном процессе игровыми формами работы. Например: «Угадай песню» ( по рисунку мелодии внутренним слухом ); Игра в «Эхо» (повторение отдельных мотивов, фраз из песен ); Игра в «Обезьянки» (прохлопывание ритмического рисунка), угадывание интервалов- какая кричит кукушка- грустная или весёлая (большая или малая терция и так далее).
Сейчас подтверждено практикой, что формирование музыкального слуха является основой первоначального этапа обучения. Блуменфельд говорил, что нужно воспитывать «думающий слух». Ещё совсем недавно игра по слуху считалась проявлением дилетантизма. Современная же педагогика придаёт ей большое значение. Заниматься игрой по слуху нужно не от случая к случаю, а регулярно. Учить ребёнка нужно после того, как он приобрёл некоторый «запас» усвоенных мелодий, различает длительности, познакомился с клавиатурой. Начать можно с подбора аккомпанемента. Искать необходимые для сопровождения звуки ребёнок должен совершенно сознательно (предлагается, к примеру, на выбор 1, 4 или 5 ступени). Постепенно задания усложняются.
Вполне естественно, что в первую очередь педагога привлекает такой ученик, который обладает не только хорошими музыкально- слуховыми данными, но и быстро, интересно развивается в исполнительской сфере. Он мгновенно реагирует на объяснение и показ, хочет сам поскорее сесть за инструмент и тут же воплотить услышанное им в действие. Иногда темпераментные дети с естественной для них непосредственностью не дают педагогу до конца показать отрывок произведения, стараясь поскорей сыграть его самостоятельно.
Нельзя, однако, довольствоваться способностями ученика, его умением «схватывать» всё на лету. Подобную творческую увлечённость ребёнка надо всячески поддерживать, разъясняя и показывая ему при этом те формы работы над деталями авторского текста, трудностями фактуры, овладение которыми будет способствовать росту его исполнительской самостоятельности.
Дети приходят в музыкальную школу с искренним желанием научиться хорошо играть. Для некоторых это стремление становится смыслом их жизни и это стремление педагог должен всячески поддерживать. Если ребёнок не видит положительного результата своего труда, он теряет веру в свои способности, у него появляется апатия, безразличие к занятиям. Педагог должен научить детей трудиться так, чтобы в процессе обучения они испытывали чувство гордости за преодолённые трудности, познали радость труда. Успех в музыкальном учении- единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей. «Дать детям радость труда, радость успеха в учении
-это первая заповедь воспитания» - учил В.А. Сухомлинский.
Огромное значение в педагогике имеет педагогический такт– бережное, чуткое,
внимательное, индивидуальное отношение к ученику, соединённое с уважени-
ем к его личности. Поступать тактично, не значит быть всегда мягким и не
выражать свое, когда этого требует обстоятельства, характер и натура ученика,
педагогу необходимо действовать энергично, но при этом он должен
неизменно проявлять благожелательность, находя индивидуальный подход
к каждому ребёнку.
Использованная литература:
1. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.1 (редактор – составитель Натансон).
2. Г. Шахов «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе
баяна».
3. Шатковский. Подбор по слуху на начальном этапе обучения.