Конспект урока на тему Морфологический разбор деепричастия

Тема: Морфологический разбор деепричастия.
Цели:
развивать навыки морфологического разбора деепричастий;
повторить правописание не с разными частями речи, проверяемых гласных и согласных в корне слова, корней с чередованием;
воспитывать бережное отношение к родному языку.
Задачи:
закрепить и привести в систему знания и умения по теме «Деепричастие»;
развивать логическое мышление;
воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: учебник «Русский язык 7 класс», карточка для закрепления изученного материала, интерактивная доска.
Методические приёмы: повторение изученного материала, объяснение учителя, игра «Верю – не верю», самостоятельная работа.

Ход урока
1.Организационный момент.
Игра «Верю - не верю»
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу:
А). Групповая форма работы. Опрос. «Эстафета».
– Что мы называем деепричастием?
– Как возникло деепричастие?
– На какие группы делятся деепричастия?
– Как образуются деепричастия несовершенного вида? Среди предложенных вам глаголов есть ли глаголы несовершенного вида? Образуйте от них деепричастия.
– Как образуются деепричастия совершенного вида? Образуйте от оставшихся глаголов деепричастия. Запишите все полученные деепричастия.
Б). Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка №1
Вставьте пропущенные орфограммы, расставьте знаки препинания. Укажите предложение с деепричастным оборотом.
1.Мы ехали вдоль болот зар..сших камыш..м.
2.Огромная овч..рка радос..но размахивая хв..стом в..ртелась под н..гами и мешала укладывать вещи.
3.Они вышли из маш..ны и (не) спеша двинулись к з..леному дому.
4.К..роткий день дог..рал и над з..млей смыкались сумерки.
Карточка №2
В каком ряду все слова с НЕ пишутся раздельно?
1.(не) надеясь; решение (не)проверено; (не)годовал
2.(не) погасший костер; (не) забыл; (не) оборачиваясь
3.(не) решаясь сказать; дома (не) заселены; (не) заметил
4.(не)сделанная работа; (не) раздумывая; (не) затворенная дверь.

В) На доске записан текст. Задание: вставить пропущенные орфограммы, расставить знаки препинания, объяснить лексическое значение подчеркнутых слов.
После к..роткой отт..пели ра..правив свои л..дяные плечи наступила з..ма. Закруж..ла она к..лючими снегами ворвавшись в чащу. Лес выгл..дит наря..но. Эту ска..ку сделала искусная рука скульптора, имя которому – природа.
теплая погода (зимой, ранней весной) с таянием снега, льда.
Искусная – умело, хорошо сделанная работа.
Скульптура – искусство создания объемных художественных произведений путем резьбы, высекания, лепки или отливки.
Скульптор – художник, занимающийся скульптурой.

3. Изучение нового материала.
1. § 33, стр.88-89
2.упр.210 (разбор 2-х деепричастий).


4. Физкультминутка.
Внимание, девочки! Внимание, мальчики! Вытянув руки, Разминаем пальчики. Плечи поднимаем, Головой вращаем. Закрыв глаза, отдохнем, Заниматься вновь начнем!
(Вопрос на внимание: «Какие действия, названные деепричастиями, вы выполняли?» Ответ: « Вытянули руки, закрыли глаза».  

5. Закрепление учебного материала.
1.Объяснительный диктант с творческим заданием. Объяснить написание орфограмм и пунктуации; продолжить текст, употребив деепричастия или деепричастные обороты.
(1) Под лучами утреннего солнца заискрился снег, и птичий мир, дружно проснувшись, возвестил о себе.
(2) О наступлении зимы напоминают снегири, прилетевшие из лесов севера.
(3) В морозные зимы без помощи человека не обойтись пернатым друзьям.
(4) Что необходимо сделать, ребята, чтобы помочь зимующим птицам?
2.Творческая работа: продолжить текст 2-3 предложениями, употребив деепричастный оборот.
3. Задание. Укажите верную морфологическую характеристику слова проснувшись из 1 предложения текста:
1) прилагательное
2) причастие
3)деепричастие
4)глагол.
4. Образуйте от глаголов НАПОМИНАЮТ, ПОМОЧЬ деепричастия.

6. Подведение итогов урока.
Цель учителя: анализ проделанной работы, перспективная мотивация обучающихся.
Цели обучающихся: овладеть умениями контролировать свою учебную деятельность.

7. Рефлексия.
Что удалось и что не удалось на уроке?
Какая форма работы показалась наиболее продуктивной?
Чей ответ вы оцениваете как лучший и почему?
8. Задание на дом.
Упр.211, § 33









15