Конспект урока по теме: Морфологический разбор деепричастия


Конспект урока в 7 кл.
Тема: Морфологический разбор деепричастия.
Цель урока: создать условия для формирования личностных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), обобщить сведения о деепричастии и определить качество и прочность знаний по теме «Деепричастие» и умение использовать эти знания на практике; развивать самостоятельность учеников, способствовать чуткому отношению к родному языку, к красоте и выразительности речи; обогащение словарного запаса школьников.
Данный урок позволяет подвести итоги изучения темы. На предлагаемом уроке формируются личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия (УУД). Закладывая основы коммуникативной компетенции обучающихся, учитель проверяет качество знаний, а также умение применять эти знания на практике, постоянно совершенствуя их. Сочетание индивидуальных и групповых форм работы делает урок динамичным и продуктивным.
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Проверка д/з упр. 193.
Цель учителя: определить качество и прочность знаний учащихся по теме «Орфограммы в корнях слов», особое внимание уделяя графическим обозначениям.
Цель обучающихся: применить полученные знания на практике, сделав графические обозначения.
1)Из домашнего упражнения приведите примеры слов с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением:
стояла-стой; казалась-кажется; дрема́ла-дре́млет; сказать-ска́жет; не проникало-проникнет.
2)Какая орфограмма в словах НИЗКО, СКВОЗЬ?
3)В чем особенность слова «време̑ни»?
III. Опрос учащихся по заданному на дом материалу:
1.Групповая форма работы. Опрос. «Эстафета».
Цель учителя: обобщить сведения о деепричастии.
Цель обучающихся: показать владение изученным материалом, анализируя контрольные вопросы темы.
Учебник 7 кл. М.Т. Баранов и др. стр.89
2.Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка №1
Вставьте пропущенные орфограммы, расставьте знаки препинания. Укажите предложение с деепричастным оборотом.
1.Мы ехали вдоль болот зар..сшихкамыш..м.
2.Огромная овч..ркарадос..но размахивая хв..стом в..ртелась под н..гами и мешала укладывать вещи.
3.Они вышли из маш..ны и (не) спеша двинулись к з..леному дому.
4.К..роткий день дог..рал и над з..млей смыкались сумерки.
Карточка №2
В каком ряду все слова с НЕ пишутся раздельно?
1.(не) надеясь; решение (не)проверено; (не)годовал
2.(не) погасший костер; (не) забыл; (не) оборачиваясь
3.(не) решаясь сказать; дома (не) заселены; (не) заметил
4.(не)сделанная работа; (не) раздумывая; (не) затворенная дверь.
3.На доске записан текст. Задание: вставить пропущенные орфограммы, расставить знаки препинания, объяснить лексическое значение подчеркнутых слов.
После к..роткойотт..пели ра..правив свои л..дяные плечи наступила з..ма. Закруж..ла она к..лючими снегами ворвавшись в чащу. Лес выгл..дитнаря..но. Эту ска..ку сделала искусная рука скульптора, имя которому – природа.
Оттепель – теплая погода (зимой, ранней весной) с таянием снега, льда.
Искусная – умело, хорошо сделанная работа.
Скульптура – искусство создания объемных художественных произведений путем резьбы, высекания, лепки или отливки.
Скульптор – художник, занимающийся скульптурой.
IV. Изучение нового материала.
1.§ 31, стр.88
2.упр.188 (разбор 2-х деепричастий).
V. Закрепление учебного материала.
1.Объяснительный диктант с творческим заданием. Объяснить написание орфограмм и пунктограмм; продолжить текст, употребив деепричастия или деепричастные обороты.
(1) Под лучами утреннего солнца заискрился снег, и птичий мир, дружно проснувшись, возвестил о себе.
(2) О наступлении зимы напоминают снегири, прилетевшие из лесов севера.
(3) В морозные зимы без помощи человека не обойтись пернатым друзьям.
(4) Что сделали вы, ребята, чтобы помочь зимующим птицам?
2.Творческая работа: продолжить текст 2-3 предложениями, употребив деепричастный оборот.
3. Задание. Укажите верную морфологическую характеристику слова проснувшись из 1 предложения текста
1) прилагательное
2) причастие
3)деепричастие
4)глагол.
4. Образуйте от глаголов НАПОМИНАЮТ, ПОМОЧЬ деепричастия.

VI. Подведение итогов урока.
Цель учителя: анализ проделанной работы, перспективная мотивация обучающихся.
Цели обучающихся: овладеть умениями контролировать свою учебную деятельность.

VII. Рефлексия.
Что удалось и что не удалось на уроке?
Какая форма работы показалась наиболее продуктивной?
Чей ответ вы оцениваете как лучший и почему?
VIII. Заданиенадом.
Стр.89 контрольные вопросы.
§ 31.
Сочинение-миниатюра «Помогите пернатым»
Карточка №1
Вставьте пропущенные орфограммы, расставьте знаки препинания. Укажите предложение с деепричастным оборотом.
1.Мы ехали вдоль болот зар..сшихкамыш..м.
2.Огромная овч..ркарадос..но размахивая хв..стом в..ртелась под н..гами и мешала укладывать вещи.
3.Они вышли из маш..ны и (не) спеша двинулись к з..леному дому.
4.К..роткий день дог..рал и над з..млей смыкались сумерки.
Карточка №2
В каком ряду все слова с НЕ пишутся раздельно?
1.(не) надеясь; решение (не)проверено; (не)годовал.
2.(не) погасший костер; (не) забыл; (не) оборачиваясь.
3.(не) решаясь сказать; дома (не) заселены; (не) заметил.
4.(не)сделанная работа; (не) раздумывая; (не) затворенная дверь.
Карточка №1
Вставьте пропущенные орфограммы, расставьте знаки препинания. Укажите предложение с деепричастным оборотом.
1.Мы ехали вдоль болот зар..сшихкамыш..м.
2.Огромная овч..ркарадос..но размахивая хв..стом в..ртелась под н..гами и мешала укладывать вещи.
3.Они вышли из маш..ны и (не) спеша двинулись к з..леному дому.
4.К..роткий день дог..рал и над з..млей смыкались сумерки.