Обобщение и систематизация сведений об особых формах глагола


Учитель М.М. Шарненкова
Конспект урока № (2 четверть)
по русскому языку
Тема урока «Обобщение и систематизация сведений об особых
формах глагола»
Дата 13.12.16
Класс 7 «Г»
Тип урока Комбинированный
Цели обучения, которые необходимо достичь на этом уроке:
Формирование прочных знаний о причастии и деепричастии; отработка навыков обособления причастных и деепричастных оборотов; обучение составлению монологического высказывания на лингвистическую тему; развитие умения анализировать, критически и творчески мыслить, выражать свою точку зрения; воспитание любви к природе, патриотизма.
Ожидаемые результаты:
Bсeучащиеся смогут обособлять причастные и деепричастные обороты, составлять монологи, описывать красоту родной природы.
Большинство учащихся смогут выражать свою точку зрения, различать причастные и деепричастные обороты.
Некоторые учащиеся смогут сравнивать, анализировать, делать выводы.
Ключевые слова и фразы: причастие, деепричастие, причастный оборот..Предыдущее обучение: причастие и деепричастие и способы их обособления.
Время Действия учителя Действия учащихся Оценивание для обучения Ресурсы
1 мин. Организационный этап. Проверка отсутствующих. 5 мин. - Доброе утро, ребята! Садитесь! Я рада встрече с вами.
Сегодня наш урок я хотела бы начать словами поэта Е. Евтушенко.

Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы, как истории планет,
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё.

- Какие ассоциации рождают у вас эти строки?
Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на сегодняшнем уроке.
Хотелось бы знать с каким настроением вы пришли на сегодняшний урок? Чтобы ответить на вопрос достаточно показать ручками…
Отлично, тогда я попрошу участников от каждой группы ответить на вопросы, находящиеся на нашем дереве познаний. ( все люди разные и каждый интересен и неповторим по-своему)
Дети отвечают на вопросы:
Что называется причастием?
Что называется деепричастием?
Что такое причастный оборот и когда он обособляется?
Что такое деепричастный оборот и когда он обособляется? ФормативноеДерево познания, вопросы
3 мин. Актуализация знаний
Вы ответили на вопросы и, наверное, догадались, о чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? О причастии и деепричастии, об особых формах глагола и их обособлении.
А они также удивительны и неповторимы, как и мы, люди, в этом вы сами убедитесь. Тема нашего урока «Обобщение и систематизация сведений об особых формах глагола». Запишите, пожалуйста, тему урока. Наш урок пройдет в виде соревнования между двумя командами. Ребята, представьте, пожалуйста, свои команды. Первая команда «Оптимисты».
Вторая команда «Комета» Интерактивная доска
3-5 мин. Работа в группах
1 конкурс «Составление лингвистического рассказа. (звучит тихая музыка).
На составление постера дается 3-5 минут Составление лингвистического рассказа команда «Оптимисты» о причастии, команда «Комета» о деепричастии.
Коллективная защита постера учащимися. формативноеБумага А4, фломастеры
5 мин. «Проверь себя»
Вставьте подходящий по смыслу оборот так, чтобы он стоял перед определяемым словом (1 группа), после определяемого слова ( 2 группа) Работа в тетрадях ВзаимооценкаКарточки-задания, интерактивная доска
3-5 мин. Самый грамотный
Учащиеся выделяют причастные и деепричастные обороты.
Страна поступательно движется в число 30 мировых лидеров, последовательно реализуя Стратегию «Казахстан-2050».
В стране проведены исторически важные экономические и политические реформы, позволившие создать эффективную систему государственного устройства, способную отвечать на глобальные вызовы и обеспечивать реализацию интересов всего общества.
Международное сообщество, по достоинству оценив вклад Казахстана в развитие международных отношений, доверило нашей стране проведение Международной специализированной выставки ЭКСПО-2017.
Казахстан выступил с конкретными предложениями по укреплению режима ядерного нераспространения, предложив принять Всеобщую декларацию безъядерного мира.
Идея «Мәнгілік Ел» улучшает благосостояние народа, укрепляет солидарность, это новый шаг, ведущий к новой ступени развития страны.
Президент Казахстана поступил как политик мирового масштаба, взяв на себя ответственность за судьбы не только своей страны, но и всего человечества.
По инициативе Лидера Нации реализуются программы «Дорожная карта бизнеса-2020», «Агробизнес-2020», «Программа занятости-2020», ориентированные на повышение уровня жизни каждого гражданина.
Наша единая цель - сплотившись вокруг Елбасы, укреплять ценности «Мәңгілік Ел», бережно сохранив и передав нашим потомкам самое дорогое, что у нас есть, - независимый Казахстан.
Взаимооцен.
внутри
группы 3-5 мин. Разминка:
1.Если вас волнует судьба нашей страны, хлопните в ладоши.
2.Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.
3.Если вы верите в то, что ваша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки вперед.
4.Если вы верите, что будущее страны зависит от вас, возьмитесь за руки.
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слова «Республика Казахстан»? Напишите на листочках три слова, которые ассоциируются у вас с этими словами.
Озвучиваем и раскрываем понятия.
Республика Казахстан
Бескрайние поля, степи, усыпанные цветами, мирное небо, высокие горы,

любимая школа, семья, дом, где тебя ждут, стабильность, независимость… Бумага А4, фломас.
5 мин. А сейчас давайте посмотрим видео о нашей родине. Видео –ролик
3-5 мин. Обратимся к народной мудрости, вспомним пословицы о родине и переведем их на казахский язык. Ер туған жеріне, ит тойған жерінеЧеловека тянет туда, где он родился, собаку тянет туда, где она наелась.
Гүл өз жерiнде ғана – гүл, адам өз отанында ғана - адамЦветок лишь на своей поляне – цветок, человек лишь на родине – человек
Өзіңнің ғажайып Отаныңды ұмытпа, өз туған жеріңе ешқашан соқпай өтпеСвою Родину прекрасную никогда не забывай, места, где ты родился, никогда не обходи.
Отаныңның әр ағашы күлімдеп тұрады.На своей родине каждое дерево улыбается
Тамырсыз жусан да өспейдіБез корня и полынь не растёт
Құртақандай торғай да, Өз ұясын қорғайды.Маленький воробей и тот свое гнездо оберегает
Үйде оңбаған, Түзде де оңбайды.Если не нашел счастье дома, не обретешь и на чужбине.
Отанды сүю – от басынан басталадыЛюбовь к Родине у семейного очага зарождается.
Ауыл итінің қүйрығы қайқы.В своем ауле и собака хвост трубой держит.
Отанға опасыздық еткенің, Өз түбіңе өзің жеткенің.
10 мин. Работа по развитию речи.
А теперь, ребята, представьте, что вы журналисты, и вам надо рассказать иностранным учащимся о природе родного края, используя причастные и деепричастные обороты.
Сделайте вывод, какова роль причастий и деепричастий.
-Молодцы! Мы справились с заданиями
В заключении урока я хочу прочитать стихотворение:
Родина моя - Казахстан!Здесь лазурное небо и снежные горы, Бескрайних полей золотые просторы. Закаты как в сказке и звездные ночи, Рассветы ясны как красавицы очи. Здесь вольные ветры и быстрые реки, Яркое солнце, широкие степи. Манящие тайной святые озера И лоз виноградных витые узоры. Здесь свято хранятся традиции предков И люди плохие встречаются редко. Здесь радость так радость! Беда не беда. Гостям в каждом доме рады всегда. Здесь разные нации в мире живут, Здесь вечные ценности - знания и труд. Самая лучшая ты на земле Родина матушка - слава тебе! Вы спросите, где это, я вам отвечу!Краткой, но убедительной речью:"Осы маган улы Отан,Касиеттi жер Казакстан!" Составление мини-сочинения.
(Делают текст ярким, образным, выразительным)

Учитель. Итак, деепричастия, обладая энергией глагола и образной силой
наречия, придают художественному тексту особую выразительность.
формативное Иллюстрации
Задание на дом.
Написать эссе «быть патриотом своей Родины – это носить Казахстан в своем сердце». 2 мин. Рефлексия. Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.

1. сегодня я узнал…
2 было интересно…
3. было трудно…
4. я теперь могу…
5 я научился…
6. у меня получилось…
7. мне захотелось…
8. я попробую…
9. я смог
10.урок дал мне для жизни
Подведение итогов.
Выставление оценок. Суммативное оценивание