Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Всё узнаю, всё смогу»

ИНТЕРЕСНО УЧИТЬСЯ! ИНТЕРЕСНО УЧИТЬ!

Духович Н.В. почётный работник образования
МКОУ «Лицей №2» г. Михайловск Ставропольского края

Начальная школа важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и «научиться учиться». Именно на это должен быть ориентирован процесс обучения.
Мир сегодня быстро меняется. Каждые десять лет объём информации значительно увеличивается, знания, полученные детьми в школе, постепенно устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся всё более востребованными [5].
Для того чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения необходимы и в системе образования. Эта необходимость нашла отражение в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, которые включают в себя помимо традиционного формирования предметных знаний, умений и навыков и программу развития универсальных учебных действий (УУД).
Исходя из этого Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определил в качестве главных не предметные, а личностные и метапредметные результаты.[5]. Современному школьнику необходимо научиться различным способам получения знаний [5]. Именно поэтому ФГОС актуализирует внеурочную деятельность младших школьников во всех без исключения образовательных учреждениях.
Цель внеурочной деятельности можно определить как формирование единого образовательного пространства для решения основных задач, приоритетом которых является воспитание, социализация, становление ценностей здорового образа жизни, интеллектуальное и культурное совершенствование обучающихся.
Сегодня современный учитель ищет возможности для профессионального самовыражения, ищет эффективные способы организации учебного процесса и хочет видеть результативность своего труда. Такой учитель, без сомнения, выберет систему непрерывного образования – ОС «Школа 2100». Я выбрала работу именно по ОС «Школа 2100», потому что это, во-первых, комплект учебно-методических комплексов, реализующих непрерывное образование по всем школьным предметам на основе концепции образовательной системы нового поколения. Во-вторых, набор современных образовательных технологий, обеспечивающих развитие предметных умений, универсальных учебных действий и личностных качеств школьников.[2]
Чтобы достичь максимального эффекта в обучении, развитии и воспитании моих учеников, использую не только учебники, но и программы для внеурочной деятельности, разработанные в ОС «Школа 2100».
Авторский коллектив ОС «Школа 2100» создал «Сборник программ внеурочной деятельности», в который включены различные программы общеинтеллектуальной и общекультурной направленности. [4].
Мне всегда была близка и интересна работа с проектами. И когда появилась специальная программа внеурочной деятельности «Всё узнаю, всё смогу» для детей младшего школьного возраста (8–10 лет) авторы Н.И. Иглина и А.В. Горячев, была очень рада.
Она предназначена для учеников начальной школы (1-4 классы), их учителей и родителей, направлена на освоение работы над проектами в начальной школе и ориентирована на формирование универсальных учебных действий (общих умений) школьников. Новизна программы состоит в формировании умения учиться посредством использования образовательной технологии XXI века –метода учебных проектов. По определению Н.Ю. Пахомовой, это «одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся» [3].
Цель программы: создание условий для развития личностного потенциала ребёнка, мотивации к познанию окружающего мира, приобщения к национальным и мировым культурным традициям посредством проектно-исследовательской деятельности. Программа состоит из семи модулей: знакомство с темой, выбор подтем (областей знания), сбор информации, завершение работы над темой, выбор проектов, работа над проектами, представление результатов работы. Статус программы: программа формирования задатков ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность создана для учащихся 2–4-го классов начальной школы в связи с необходимостью обновления содержания современной школы в рамках реализации требований ФГОС и направлена на освоение деятельности, результатом которой будет умение учиться, т.е. учить СЕБЯ.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Всё узнаю, всё смогу» имеет отличительные особенности:
– имеет практическую направленность, которую определяют специфика содержания и возрастные особенности детей;
– осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
– носит групповой характер, что будет способствовать формированию таких коммуникативных умений, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
– предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
– в её содержание заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
– реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одарённостей к различным видам деятельности.
Программа обеспечена учебным пособием для детей «Всё узнаю, всё смогу», 2–4 классы (авторы А.В. Горячев, Н.И. Иглина).[1] Это пособие было приобретено нами, и с нового учебного года работа «закипела».
Детям важно научиться работать с различными источниками: книгами, энциклопедиями, словарями. Знать, как пользоваться компакт-дисками, находить информацию в Интернете. Они должны уметь доводить начатое дело до конца и сообща работать не только с одноклассниками, но и со взрослыми. Всему на уроках не научишь, ведь поиск или работа «на результат» нередко выходят далеко за границы урока. Да и программа, по которой учатся дети, достаточно сложная и требует немало усилий. Поэтому, работая над проектом во внеурочное время, наши ребята учатся получать конкретный результат, решать задачи за определенный срок. А что такое результат? Это могут быть различные поделки или изделия, проведенные мероприятия или решение каких-либо проблем. Перед началом работы по данному пособию было проведено информационное родительское собрание, на котором подробно объяснила родителям, что такое проект, как будет проходить работа над проектами. Акцентировала внимание родителей на такой этап работы над проектом, как сбор информации. Этот процесс сложный, поэтому желательно, чтобы этот этап дети проделали вместе с родителями. Я попросила родителей, чтобы они помогли своим детям найти нужные книги в библиотеке или сайт в Интернете. Мне удалось убедить родителей, что работа над проектами может дать их детям то, чему сложно научить на уроках в классе: самостоятельно искать, анализировать, выбирать, принимать решения.
За прошедшие месяцы нами были подготовлены и проведены различные проекты. Но особенно запомнился детям проект «Куклы». Как возникла идея его создания? Побывав вместе классом на выставке «Мир моего детства» в Ставропольском музее им. Праве, нам удалось ненадолго вернуться в Советский Союз, эпоху Российской истории, пришедшейся на период моего детства. Работники музея собрали интересную экспозицию из игрушек, интерьера, учебных принадлежностей, техники для провождения семейного досуга той поры. Дети с интересом рассматривали тетрадь их сверстницы, где без единой помарочки, каллиграфическим почерком были выведены пером незамысловатые строчки. Воспользовались ребята и возможностью посидеть за партами с откидными крышками в окружении пионерской символики. Особый интерес вызвал кусочек интерьера той поры, когда техника не разъединяла семью, а объединяла за прослушиванием пластинок на стареньком проигрывателе, за просмотром диафильмов на диапроекторе. А старые добрые советские игрушки? После этой экскурсии у моих ребят возникло желание поучаствовать в коллективном проекте «История игрушки». В течение двух месяцев мы работали над проектом «Куклы». Мы разделились на 5 групп: «Куклы-берегини», «Игрушки моих родителей», «Военные куклы», «Кукольные мультфильмы», «В какие куклы играют дети». Выбранная тема показалась нам интересной, потому что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Какую большую радость и удовлетворение получают ребята от осознания своего вклада в созданный продукт проект! С какой гордостью они презентовали его. Я вижу, как в школьниках зарождается и постепенно крепнет уверенность в собственных силах, завтрашнем дне, что так важно для развития гармоничной личности.
Работая третий год и используя программу проектно-исследовательской деятельности «Всё узнаю, всё смогу», могу с уверенностью сказать, что она создаёт предпосылки и условия для формирования умения учиться, т.е. для формирования универсальных учебных действий (УУД). В первую очередь это касается регулятивных УУД, обеспечивающих возможность управления познавательной и учебной деятельностью. При совместной работе ученики получают навыки по определению конкретной цели своей работы; по составлению плана действия для достижения конечного результата; проведения работы по составленному плану; определения причин возникающих затруднений и поиска способов их устранения.
При изучении объекта исследования (работа над темой) дети приобретают навыки работы с различными видами источников информации, у них формируется умение находить необходимые сведения, перерабатывать, усваивать их, а затем представлять в виде таблиц, диаграмм, презентаций и т.д. (формирование познавательных УУД).
Совместная творческая деятельность со сверстниками, родителями и педагогами на всех этапах работы над проектом способствует установлению более доверительных отношений между детьми и взрослыми, создаёт атмосферу сотрудничества между семьёй и школой (коммуникативные УУД). У юных проектантов формируются умения, которые обеспечивают возможности для сотрудничества ,т.е. умения слышать, слушать и понимать не только себя, но и оппонента, планировать и согласованно участвовать в совместной деятельности, предварительно распределив роли между собой, эффективно сотрудничать как со сверстниками, так и с учителем, оказывать поддержку друг другу, контролировать действия друг друга.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет сделать обучение осмысленным, увязывая его с реальными жизненными целями и ситуациями (личностные УУД). У младших школьников происходит выработка нравственных норм и правил, формируется жизненная позиция и личная ответственность по отношению к миру, создаётся единое и целостное восприятие мира при всём разнообразии существующих в нём культур, формируется чувство гордости за Родину.
Творческое взаимодействие между детьми, их родителями и учителями способствует принятию и уважению ценностей семьи, коллектива, образовательного учреждения и общества, а также формирует стремление следовать им.
Но на пути к результату школьника поджидает много соблазнов и трудностей. Поэтому задача педагогов– протянуть ему руку и помочь подняться к вершине Олимпа, стать нравственной и гармоничной личностью, ведь слово «педагог» в переводе с греческого означает «ведущий за собой».

Литература
1. Горячев, А.В. Всё узнаю, всё смогу: пособие по проектной деятельности в нач. школе (2–4-й классы) / А.В. Горячев, Н.И. Иглина. – М.: Баласс, 2011.
2. Образовательная система «Школа 2100» –качественное образование для всех: сб. мат./под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2006.
3. Пахомова, Н.Ю.Учебный проект: его возможности // Н.Ю. Пахомова // Учитель. – 2000. – № 4.
4.Сборник программ внеурочной деятельности: Начальная школа; кн. 1. – М: Баласс, 2013.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: Начальное общее образование. – М.: Просвещение, 2008.

15