«Деепричастие как особая форма глагола» 7 класс



Лихачёва Оксана Владимировна
Стаж работы: 21 год
Место работы: КГУ средняя школа Кайнар с ДМЦ
Должность: учитель русского языка и литературы
Категория: II/12
ПЛАН УРОКА:
Тема: «Деепричастие как особая форма глагола»
Цель: знакомство с лексическим и грамматическим значением деепричастия как особой формой глагола.
Задачи:
Знать, что такое деепричастие, о его морфологических признаках, синтаксической роли.
Развивать умение видеть деепричастие и использовать его в речи, формировать вопросы, работать в группе и самостоятельно с учебным материалом.
Осуществлять воспитание внимательного отношения к слову как носителю информации.
Целевая аудитория: 7 «Б» класс
Применяемые модули: оценивании для обучения и оценивание обучения, критическое мышление, лидерство, возрастные особенности, новые подходы в преподавании и обучении ,применение ТСО.
Ожидаемые результаты: активная работа учащихся в группе, изучение нового материала в группе.
Интерактивные методы: метод «Верные и неверные вопросы», метод «Мозговой штурм», Метод «Толстые и тонкие вопросы», метод «Чтение с карандашом».
Оборудование: ноутбук, проектор.
Дидактические материалы: раздаточные карточки с вопросами, с тестами, видеоролик «Пингвин и страус».

СОДЕРЖАНИЕ:
Этапы работы:

Содержание этапа
Деятельность участников
Время
Ресурсы



I. Вызов

а) Орг.этап.




б) Деление на три группы.




в) Метод «Верные- неверные вопросы»

г) Самостоятель-ная работа (тест)

д) Взаимопро-верка и критериальное взаимооценивание






е) Видеоролик «Пингвин и страус»
Приветствие друг друга, проверка наличия учебных принадлежностей и готовности к уроку.






Группы работают по карточкам, на каждой по три вопроса: верные и неверные.

Учащиеся рассаживаются по одному, работают на листах.
Учащиеся меняются листами, проверяют друг у друга, отмечая правильные ответы +, оценивают по критериям:
5+ - «5»
4+ - «4»
3+ - «3»
2,1+ - «2»
1 мин




2 мин





5 мин




5 мин



2 мин









3 мин





Карточки со словами: учиться, учившийся, учась.
Карточки с вопросами


Листы с тестами












Видеоролик «Пингвин и страус»

II. Осмысле-ние

а) Постановка темы, цели урока





б) Самостоятель-ное изучение правила на стр 87.
Метод «Чтение с карандашом»
в) Работа по осмыслению правила, разбор непонятных моментов.
г) Метод «Толстые и тонкие вопросы»

д) Работа по распознаванию деепричастия, определение морфологических признаков.
е) Образование деепричастий от глаголов.
Возврат к словам на карточках при делении на группы.
- Какова наша тема урока?
-Чего мы должны добиться на уроке?
Самостоятельное чтение и обсуждение прочитанного в группе.



Ответы на возникшие вопросы.



Группы составляют вопросы и задают друг другу.

Выполнение упр 141





Устная работа по карточкам с предложениями.
2 мин






4 мин





2 мин




3 мин



5 мин





3 мин




























Раздаточ-ные карточки с предложе-ниями.

III. Рефлек-сия.

а) Итог.




б) Метод «Солнышко»


в) Д\задание: упр 144 (подчеркнуть деепричастие, определить морфологические признаки), оценивание.

-Какова была тема, цель урока?
-Что вам дал этот урок, какие новые знания вы получили?
Учащиеся выбирают цвет лучика: синий или жёлтый.


Запись в дневниках, выставление оценок.
2 мин




2 мин



2 мин





Солнце и лучи из плотной бумаги.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ:
Учебник русского языка 7 класс.
Правила и упражнения по русскому языку. ГИППВ 1998.
Анализ, самоанализ и рефлексия урока. А.В.Хуторской khutorskoy.rube/2008/0312/index.ht

РЕФЛЕКСИЯ:
На уроке я стремилась к полной реализации следующих задач:
1. Знать, что такое деепричастие, его морфологтческие признакии синтаксическая роль; умение применять данные знания на практике;
2. Развивать умение работать в группе, обсуждая меджу собой учебный материал.
Исходя из этих целей, на уроке стремилась к следующим результатам:
1. Усвоение новой темы урока;
2. Активная работа учащихся в группе;
3. Изучение нового материала в группе, на основе диалогового обучения.
Мне удалось создать коллаборативную обстановку в классе.
Работа учащихся показала, что они результативно в группах разобрали новую тему. Первая группа работала хорошо, так как лидер группы Мадина постоянно «дергала» «слабых» учеников Амира и Диаса: заставляла их читать, слушать. Она обладает сильным характером, одноклассники её слушают. Во второй группе Карина является серьёзной ученицеё, но ей не хватает строгости, поэтому Тельман часто отсиживался. В третьей группе Виктор – серьёзный и спокойный. Слабый ученик Ислам не считает его авторитетом.
Успешно было выполнено упражнение 141: найдено три деепричастия, правильно определены морфологические признаки. В последнем задании (устном) не только «сильные» , но и «слабые» учащиеся успешно от глаголов образовали деепричастия, затем вставляя их а предложения.
Сложность возникла при составлении простых и сложных вопросов, вопросов на проверку теоретических знаний и практических умений. Группами были составлены вопросы простые, направленные только на проверку теоретических знаний и требующие односложных, а не развёрнутых ответов.
Необходимо продолжать учить детей составлять простые и сложные вопросы. Для этого наметила следйющие шаги:
Составление вопросов для учащихся разной сложности с акцентом на сложность;
После каждой новой темы составление вопросов давать на дом для лучшего их осмысления;
Поощрять успешно составленный вопрос.
Рефлексия в конце урока была направлена на определение эмоционального состояния учащихся на уроке. На уроке присутствовало 11 учащихся, 9 из них работали активно.Двое «слабых» учащихся практически не работали. Ислам в рефлексии «Солнышко» выбрал синий лучик, выразив своё истинное состояние.Тельман же, обратив внимание на остальных учащихся, выбрал жёлтый лучик. Выполнение домашнего задания покажет, прошёл для них урок даром или нет.







1. Найти словосочетания «прич. + сущ».
а) дремучий лес
б) седеющие пряди
в) весёлый человек
г) белый снег
2. Найти словосочетания со страдательным
причастием.
а) на пестреющем лугу
б) о движущемся предмете
в) опавшие с тополя
г) отнятая игрушка
3. Найти предложение с пунктуационной ошибкой
а) Замок, напоминающий калач, уже давно заржавел.



б) Тронутые морозом листья пожелтели.
в) Листья тронутые морозом пожелтели.
г) Утомлённый жарой, он долго не мог уснуть.
4. Найти причастия, в которых пишется
одна буква н
а) собраый урожай
б) трава скоше.а
в) прочитаая книга
г) сварёое яйцо
5. Найти причастие, с которым не пишется
слитно
а) (не) смолкавший ни на минуту
б) (не) забываемое впечатление
в) (не) порученное никому
г) трава (не) скошена

1 группа
А) Причастие – самостоятельная часть речи, которая
Обозначает признак и отвечает на вопросы какой? чей?
Б) Причастие в предложении является определением
и сказуемым.
В) У причастия 7 морфологических признака.


2 группа
А) Причастие имеет три формы времени.
Б) Причастный оборот – это причастие с зависимым словом.
В) Причастный оборот на письме всегда выделяется запятыми.


3 группа
А) Действительные причастия образуются при помощи
суффиксов –ущ(-ющ), -енн(-нн),т.
Б) Причастный оборот обособляется, если относится
к личному местоимению.
В) В кратких страдательных причастиях пишется –нн-.



Заменить деепричастием сначала первый глагол, затем второй.
Белочка распушила хвост и прыгала по веткам.
Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.
Фонарь мигал и тускло освещал улицу.


Заменить деепричастием сначала первый глагол, затем второй.
Белочка распушила хвост и прыгала по веткам.
Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.
Фонарь мигал и тускло освещал улицу.


Заменить деепричастием сначала первый глагол, затем второй.
Белочка распушила хвост и прыгала по веткам.
Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.
Фонарь мигал и тускло освещал улицу.






Рисунок 115