Урок русского языка в 7 классе «Деепричастие как часть речи»


Конспект урока русского языка по теме:
«Деепричастие как часть речи»
Цели:
Образовательные:
1)дать понятие о деепричастии как части речи,
2) научить находить деепричастие в предложении,
3) научить определять морфологические признаки деепричастия.
Развивающая:
Способствовать развитию у учащихся познавательные способности: речь, мышление, внимание.
Воспитательная:
Способствовать воспитанию у учащихся уважения к родному языку.
Тип урока: урок новых знаний.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карта с заданиями, компьютерная презентация.
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте. Сегодня у нас урок не совсем обычный. Я приглашаю вас в путешествие. Мы будем искать клад. Какой? Обратимся к эпиграфу нашего урока. Это слова Самуила Яковлевича Маршака: «Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во Вселенной». Найдите в этом высказывании ключевое слово. («Слово»). Это и будет целью наших исследований. Мы постараемся не только открыть для себя новую часть речи, но и фу предлагаю вам выступить в роли кладоискателей. Наша задача – не только сделать открытие, но и потренируемся в ее использовании в своей речи.
- Чтобы распланировать наши изыскания, я предлагаю вам «Карту сокровищ». Посмотрите на неё внимательно. Здесь указаны этапы нашей работы и задания. Однако мы не забудем и про записи в тетради. Запишем сегодняшнее число, «Классная работа». Первый вид работы - лингвистическая разминка. Определите основную мысль текста. (Надо дорожить своей родиной, всегда помнить о ней)
2. Лингвистическая разминка
Определите основную мысль текста. (Надо дорожить своей родиной, всегда помнить о ней)
Сказка о Пуговице
Шёл скучающий человек по дороге и потерял Пуговицу. Падая, черноокая Пуговица сильно ударилась о землю. Сморщила от боли лицо, закрыла глаза и, покружившись на месте, закатилась под камешек.
«Какое великолепное жильё! – знакомясь с новыми местами, воскликнула Пуговка, - солнце не печёт, ветер не холодит, дождик не мочит».
Тут проезжал мимо велосипед. Объезжая на дороге кочку, переднее колесо наскочило на пуговкин камешек, а заднее проехало прямо по Пуговице. И даже не извинилось!
Раздался треск. Кузнечики, гревшиеся у обочины, высоко подпрыгнули от испуга. А на дороге лежала Пуговка. Она уже не была столь великолепна, как раньше, не сияла от счастья.
Глубокая неровная трещина проходила по самому её сердцу.
(по Ф. Нестерову)
Задания
- какие слова обозначают действие Пуговки? Выпишите их в два столбика – основное, добавочное; найдите соответствия
(падая, ударилась, сморщила, закрыла, покружившись, закатилась, знакомясь, воскликнула, лежала, не была (великолепна), не сияла)- на какие вопросы отвечают слова, обозначающие добавочное действие?
3. Объяснение нового материала
- сообщение «Деепричастие как часть речи»
(ответьте на вопросы: что обозначает деепричастие; к какой части речи относится; на какие вопросы отвечает);
- проверьте себя по слайду
4. Физкультминутка
- А сейчас проверим, как вы поняли, какие слова относятся к деепричастиям. Выполняя упражнения, посчитайте, сколько деепричастий я использовала.
Встаньте, выпрямив спину.
Поставив ноги на ширине плеч, выполняем наклоны.
Положив руки на пояс, делаем повороты.
Закрыв глаза, выполняем круговые вращения головой.
Улыбнувшись, садимся на свои места
- Поздравляю, мы нашли клад. Это новая часть речи – деепричастие.
5. Закрепление.
- Я хочу вам показать, как виртуозно литераторы используют деепричастия в своей речи. В стихотворении Роберта Саути «Лодорский водопад» 162 деепричастия. Послушайте стихотворение, а затем выразите свое впечатление цветом: синий – не понравилось, красный – понравилось; желтый – недоумение.            Там среди склонов гор             Гладь холодных озёр;             Там меж гор родники,             Там журчат ручейки –            Кто быстрее и спорее?! –            То скрываясь в буграх,              То петляя во мхах              И звеня там и тут,             Пока вдруг не уснут             В малюсеньком озере.              От сна пробуждаясь,               Поток, изливаясь,               Бежит, баловник,            Сквозь мхи и тростник,                Луга и поляны               И через бурьяны –              Под солнцем, в тени,              Волнуясь средь скал,              Забыв, когда спал, -                И ночи, и дни,                  В суматохе                 И переполохе.              Здесь грозен и ярок,               Там тих или жалок;               В брызгах и пене,               Волненье и гневе –               Со стонущим рёвом                В беге суровом,                  Волею мучим,               Срывается с кручи              И рвёт в своей мощи              Всё в мелкие клочья,                В гневе и ярости,                Не ведая жалости            Ни к гротам, ни к скалам,              В броске небывалом –                 Скача, угасая,               Стелясь, набухая,              Вздуваясь и ширясь,               Стекая, пузырясь,              Срываясь, бросаясь,              Светясь, извиваясь,              Клубясь, завихряясь,               Звеня, изливаясь,             Сплетаясь, вращаясь –               Себе вечно вторя              В безумном повторе!                Вселяя смятенье,              Как битва, сраженье,               Поражая и изумляя,           Оглушая в могучем мажоре.                Дрожа, и кружа,                Спеша и шурша,                Шипя, и скрипя,               И летя, и свистя,               И гремя, и шумя,              Катясь, и вертясь,              И ярясь, и борясь,                Бушуя, бунтуя,                Воркуя, ликуя,                И ноя, и воя,                И роя, и кроя,               Озаряя, мелькая,                Сверкая, вскипая,               И спеша, и круша,              И мчась, и кружась,              Сливаясь, вздымаясь,           Скручиваясь, вспучиваясь,           И собираясь, и истончаясь,           И убеляясь, и искривляясь,           Пробиваясь, и расстилаясь,              И дробясь, и резвясь,               Волнуясь, беснуясь,               Бросаясь, срываясь,                И урча, и журча,                И ворча, и рыча,              И струясь, и смеясь,             Скользя, егозя и разя,             Играя, болтая, пленяя,           Вздымая, лаская, мелькая,           Пикируя, солируя, лавируя,         Стремясь, и несясь, и вертясь,        Срываясь, сливаясь, встречаясь,        Взрываясь, наполняясь, растекаясь,      Расщепляясь, простираясь, убыстряясь,    Струясь, и несясь, и клубясь, и резвясь,  Оглушая, и разлучая, и разбивая, и нарастая, И отступая, и блуждая, и нарастая, и рассекая,Разливаясь, изгибаясь, переплетаясь, расстилаясь,  Ослабевая, и обвивая, и взмывая, и размывая,   И корчась, и морщась, топорщась, ерошась,    И швыряя, и стеная, И курясь, и искрясь,     И хлопая, и шлёпая, и капая, и крапая,      Ошеломляя, озаряя, сметая, и угасая,      И бурля, и кругля, и беля, и хмеля,        Гарцуя, танцуя, лупцуя, глянцуя -             В бесконечном паденье,             Непрерывном смешенье,         В шуме, и рёве, и мощном напоре –         Так падают воды в могучем Лодоре.
- назовите глагол (-ы), обозначающий основное действие (ПАДАЮТ)- выписать 5 деепричастий, определить, от каких глаголов они образованы, указать грамматические признаки – 2, 3 уровень; выписать 3 пары синонимов (хлопая – шлепая, стремясь – несясь, волнуясь – беснуясь) и 3 пары антонимов (отступая – нарастая; ноя – воя; скача – угасая). С какой целью Роберт Саути использует столько деепричастий?
6. Мы проанализировали, как удалось поэту изобразить могущество и великолепие водопада. А теперь обратимся к живописи и посмотрим, как изобразил водопад известный художник Иван Константинович Айвазовский. Покажите, какое впечатление на вас произвел этот пейзаж.
Задание. Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия и деепричастные обороты. Можно воспользоваться материалом прочитанного стихотворения. (слайд 8,слайд 9)
Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, ___________________, устремляются вниз с огромной высоты. Они, _________, неостановимо бегут наперегонки, ______________. Вот они, __________,переливаются под лучами солнца, а вот, __________, сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, _______, веками удивляет человека?
- каким членом предложения является деепричастие?
- К сожалению, не всегда получается удачно использовать деепричастия в своей речи. Какие ошибки допущены в предложениях? Работая в парах, исправьте их, правильный вариант запишите в тетрадь.
1. Открыв книгу, между страницами лежал засушенный листок.
2. Работая над сочинением, сначала составляется план.
3. Решая задачу, используются справочники.
4. Используя дополнительную литературу, это помогает в подготовке к экзаменам.
5. Слушая любимую музыку, время как будто перестаёт существовать.
- Проверьте свои предложения по слайду.
7. Подведение итогов
- Сегодня на уроке мы проделали большую работу. Какая часть речи называется деепричастием? Насколько успешно вы усвоили материал, проверим с помощью теста.
1.Деепричастие обозначает
А. действие предмета
Б. признак предмета по действию
В. добавочное действие при основном
действии2. Деепричастие в предложении является
А. обстоятельством
Б. определением
В. сказуемым
3. В предложении Дождь ровно шумел по крыше и, не усиливаясь, постепенно затихал. деепричастием является слово
А. шумел Б. ровно В. усиливаясьОтветы: 1 – в; 2- а; 3 – вРефлексия