План — конспект урока по теме Деепричастие как часть речи

Приложение 1
ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА
________________________________НАЧАЛО ФОРМЫ___________________________


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Деепричастие как часть речи
(Тема урока)


ФИО (полностью)
Потапова Светлана Владимировна


Место работы
МБОУ СОШ №1 г. Кольчугино


Должность
учитель русского языка и литературы


Предмет
русский язык


Класс
7


Тема и номер урока в теме
1 урок по теме «Деепричастие как часть речи»


Базовый учебник
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык. 7 класс М., Просвещение., 2009г.


Цель урока: организовать деятельность учащихся по осмыслению ими
нового лингвистического понятия деепричастие.
9. Задачи:
- обучающие (предметные): сформировать у учащихся понятие о деепричастии;
повторить правописание причастий; способствовать формированию навыка
отличать деепричастия от других частей речи
-развивающие (метапредметные): развивать речемыслительную деятельность
учащихся через организацию диалога и работу с текстом на примере выполнения
упражнений из учебника и ЭОР.
-воспитательные (личностные): способствовать воспитанию толерантности,
настойчивости и ответственности через сотрудничество и игровые моменты
на уроке; воспитывать внимание и бережное отношение к слову через работу
со словарём и текстом.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютеры, экран,
инновационные интернет – ресурсы.

Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)


1
2
3
5
6
7


1.

Орг. момент.
Целеполагание




Приветствует уче-
ников, отмечает
отсутствующих.
Знакомит с целями, которые должны
быть достигнуты
к концу урока.
Мотивирует детей
к работе на уроке.



Приветствуют
учителя, настра-
иваются на урок.
Формулируют совместно с учи-
телем цели урока.
Осмысливают
задачи, постав-
ленные учителем.
2

2.







Проверка
домашнего задания.





Контролирует проверку домашнего задания, корректи-
рует ошибки и исправляет неточ-
ности, проводит
фронтальный опрос.

Демонстрируют
готовность к уро-
ку, отвечают на
вопросы учителя,
корректируют
ошибки.
Саморефлексия.

5

3.
Повторение
изученного
материала.






1.Тест
«Образование и правописание
причастий»
(№140927)

Учитель акцентиру-
ет внимание уча-
щихся на работе
с информационным
материалом. Создаёт
проблемную ситуа-
цию. В качестве
повторения предла-
гает поработать
в парах с тестом
по теме «Образова-
ние и правописание причастий», представленным
на компьютерах
учащихся. Мотиви-
рует на выполнение
задания по вариан-
там. Проверяет
результаты работы.

Работа учащихся
в парах. 1 вариант
даёт определение причастия, 2 ва-
риант рассказы-
вает о постановке
знаков препина-
ния при причаст-
ных оборотах.
Затем работают в парах с модулем
на компьютере.
Объявляют свои
результататы.
Экспресс-
рефлексия.

5


4.



































Освоение нового
материала.























































2.Таблица
«Признаки
деепричастия»
(№140224)

Предлагает учащим-
ся найти различия
в предложениях,
записанных на доске: «Дирижёр
рассказывает о кон-
церте и улыбается».
«Дирижёр рассказы-
вает о концерте,
улыбаясь». Даёт задание 1 уч-ся
найти в Толковом
словаре значение
слов «дирижёр»,
«концерт». Напоми-
нает, как работать
с Толковым словарём.
Знакомит ребят
с новой самостоя-
тельной частью ре-
чи – деепричастием.
Предлагает обра-
тить внимание на
экран, где представ-
лена таблица «Приз-
наки деепричастия».
Способствует самостоятельной
формулировке опре-
деления деепричас-
тия как части речи.
Предлагает познако-
миться с определе-
нием деепричастия,
которое представле-

·но в учебнике.





Читают предложения и
приходят к выво-
ду, что в 1 пред-
ложении имеется
слово «улыбает-
ся», а во 2 вместо него стоит слово
«улыбаясь».
Рефлексия (зак-
лючение) уча-
щихся:
1 предложение осложнено одно-
родными сказу-
емыми (рассказы-
вает и улыбается),
а во 2 предложе-
нии есть слово
«улыбаясь», кото-
рое отвечает на
вопрос как?
1 ученик объясня-
ет значение слов
«дирижёр», «кон-
церт».
Учащиеся работа-
ют с таблицей,
лицей, разбирают
признаки деепри-
частия совместно
с учителем.
Делают вывод, что деепричастие-
часть речи, кото-
рая совмещает
в себе признаки
глагола и наречия.
Читают определе-
ние из учебника
(с.74)

10

5.





Физминутка.


Учитель предлагает ребятам немного размяться, выполня-
ет упражнения.
Учащиеся встают
из-за парт, выполняют упражнения вмес-
те с учителем.
1

6.










Закрепление
изученного.




3.Таблица
«Образование
деепричастий»
(№140199)



Предлагает выпол-
нить упр.159 (устно)
и упр. 160 (письм.)
со с.77 учебника.
Предлагает посмот-
реть на доску и
сделать вывод о том,
как образуются дее-
причастия.

Читают задания, выполняют упражнения.
Проверяют сов-
местно с учите-
лем. Рефлексия.
Знакомятся с таб-
лицей, формули-
руют вывод об
образовании дее-
причастий.
10

7.















Подведение
итогов.

Организует беседу
по изученному на
уроке материалу (итоговая рефлексия по теме урока):
- Что такое деепри-
частие?
- Признаки каких
частей речи совме-
щает в себе деепри-
частие?
- Как оно образуется?
- Какую синтакси-
ческую роль выпол-
няет в предложе-
нии?

Отвечают на
вопросы учителя,
делают выводы
(рефлексируют).
2

8.













Домашнее
задание.

Предлагает выпол-
нить дома задания
к упр.161 на с.78.
Обращает внимание
учащихся на то, что
основное действие,
обозначенное гла-
голом – сказуемым,
и добавочное дейст-
вие, обозначенное
деепричастием, относятся к одному
и тому же лицу (предмету).
Читают задания
к упражнению
и обсуждают, как
будут их выпол-
нять дома.
Записывают
в дневник домаш-
нее задание.
3

9.




Оценивание.

Выставляет учащимся оценки и
комментирует их.
Ребята подают
дневники учите-
лю для выставле-
ния оценок.
2





Приложение к плану-конспекту урока
Деепричастие как часть речи
(Тема урока)

Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.




2.




3.
Тест
«Образование и правописание причастий»

Таблица «Признаки деепричастия»
(N 140224)

Таблица
«Образование
деепричастий»
(N 140199)


К-тип
Информационный



И-тип,
Информационный



И-тип,
Информационный




Тест




Таблица




Таблица





[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]






________________________________КОНЕЦ ФОРМЫ___________________________


15