Урок Влияние токсических веществ на организм человека


Влияние токсических веществ на организм человека.
Интегрированный урок - презентация в рамках проекта
«Новое поколение за здоровый образ жизни».
«Яд, который действует не сразу, не становится менее опасным».
С.Ю.Игнатьева.(слайд 1)
Педагог: - Здравствуйте, ребята. Очень рада вас видеть. Прочитайте, пожалуйста, название нашего занятия.
(дети читают, название темы с доски)
- Влияние токсических веществ на организм человека.
Педагог:- А какие вещества относят к токсичным?
(слайд 2)+сравнение с тем, что знают дети.
Обучающийся:
1) Вещества, поражающие легкие (хлор, фосген, хлорпикрин).
2) Вещества, оказывающие кожно-нарывное действие (иприт).
3) Вещества, раздражающие органы чувств (дифенилхлорарсин).
4) Вещества, раздражающие кожные покровы и слизистые оболочки (лакриматоры, бромбензилцианид).
5) Вещества, действующие на кровь (моноксид углерода, синильная кислота).
6) Психотропные средства (BZ).
7) Нервно - паралитические газы (табун, зарин, зоман).
Педагог:- А с какими токсическими веществами мы сталкиваемся в повседневной жизни?
Обучающийся: - Лакокрасочные материалы, дым сигарет и спиртосодержащая продукция (слайд 3).
Педагог:- Вот именно проблему курения и алкоголизма мы сегодня и будем обсуждать. Эта проблема на протяжении столетий остаётся актуальной. И с вами в общеобразовательной школе на классных часах и на внеклассных мероприятиях не раз говорили и убеждали в целесообразности здорового образа жизни. Поэтому цели вы можете сформулировать самостоятельно. Какие цели вы могли бы предложить?
Обучающийся:
- Воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
- Провести исследования с целью доказательства наличия токсичных веществ;
- Чувствовать ответственность за своё здоровье и здоровье родных и близких людей;
- Расширить знания о вредных составляющих никотина и алкоголя;
- Установить межпредметные связи.
Педагог: Скажите, пожалуйста, как обычно проходят праздники и семейные торжества в нашем обществе?
Обучающийся: Чаще всего это застолья в семейном кругу или компании друзей (слайд 4).
Педагог: Давайте прочитаем высказывание А.С. Пушкина, (плакат на стене, ПРИЛОЖЕНИЕ 2: «Судьба твоих грядущих дней, мой сын, в твоей отныне воле». А психологи говорят, что легче управлять массами, чем одним человеком (ролик Крысолов). Как вы понимаете утверждение психологов и высказывание Пушкина?
Обучающийся: Люди чаще всего ориентируются не на своё мнение, а на мнение большинства.
Педагог: Вот поэтому мы с вами сегодня будем делать сообщения, проводить опыты, дискутировать, смотреть документальные ролики, обобщать информацию и прийти к своему личному убеждению в отношении к проблематике урока.
Для этого мы с вами проведём опрос о вреде алкоголя и курения сейчас, и записывать в первую колонку таблицы, а в течение занятия во вторую колонку внесём те данные, которые узнаем.
Таблица 1 (оформляется на доске педагогом)+таблицы лежат перед каждым обучающимся на парте.
Знания о вреде алкоголя и курения на начало занятия. Знания о вреде алкоголя и курения на конец занятия.
Народная мудрость гласит, лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. В связи с этим, мы перейдём к практической части, относящейся к вопросам вреда алкоголя.
Я вам продемонстрирую опыт.
Опыт № 1. "Несгораемый платок"
   Оборудование: носовой платок из хлопчатобумажной ткани, горелка, тигельные щипцы, длинная лучинка, этиловый спирт.
Прополощите в воде носовой платок, затем слегка отожмите его (так, чтобы он был достаточно влажным) и хорошо пропитайте спиртом.
   Захватите платок за один из его концов тигельными щипцами и, держа их в вытянутой руке, поднесите к ткани длинную лучинку (опыт должны проводить два человека). Спирт сразу вспыхнет - создается впечатление, что горит платок. Но горение прекращается, а платок остается невредимым, так как температура воспламенения влажной ткани значительно выше, чем температура воспламенения спирта.
Низшие спирты горят почти бесцветным пламенем, а у высших спиртов пламя имеет желтоватый цвет из-за неполного сгорания углерода. Давайте сделаем вывод о качестве предложенного спирта.
Обучающийся: Так как пламя желтоватого цвета, можно сделать вывод, что этот образец спирта относится к высшим. А вот мне стало интересно, почему так бывает, люди выпью алкогольную продукцию и у них портится зрение или они теряют память?

Педагог: Дети, кто знает ответ на вопрос вашего товарища?
Обучающийся выступает с сообщением:
Существует метиловый спирт и этиловый. Этиловый спирт используется в медицине (слайд 5) и является основным сырьём ликёроводочных производств (слайд 6). А метанол применяют в технике как растворитель органических веществ (слайд 7). Метанол очень ядовит. Его то и подмешивают в этиловый спирт для удешевления продукции безответственные производители. При попадании в организм 1-2 чайных ложек его поражается зрительный нерв, что приводит к полной слепоте, а употребление 30-100 мл приводит к смертельному исходу. Опасность усиливается из-за сходства метилового спирта с этиловым спиртом по свойствам, внешнему виду, запаху.
Педагог: Тем не менее, этиловый спирт тоже яд. Давайте удостоверимся, для этого мы проведём следующие опыты. Вы проведёте их самостоятельно
Опыт № 2.
Оборудование: спирт, сырое мясо.
В стакан со спиртом поместите кусочек сырого мяса.

Обучающийся: Через некоторое время мясо стало выглядеть как вареное.
Педагог: Продолжим нашу практическую часть.
 Опыт № 3.
Оборудование: яйцо, шприц, спирт, блюдечко.
В белок сырого яйца шприцом вкололи спирт.
Обучающийся:Прозрачный сырой белок стал белым. Произошла денатурация белка.

Педагог: Какие выводы вы сделали после проведённых опытов и прослушанного сообщения?
Обучающийся: Из данных опытов можно сделать вывод, что алкоголь является ядом для клеток, он разрушает ткани.
Педагог: Давайте посмотрим видеоролики из серии социальной рекламы «Береги себя» video.yandex.ru (время указано в секундах и минутах).
– 0-43 «Мозг», Какой вред наносится? Заносим ответ в таблицу.
– 1- 35 «Сердце», Какой вред наносится? Заносим ответ в таблицу.
– 2-18 «Печень», Какой вред наносится? Заносим ответ в таблицу.
2-19 – 3-08 «Статистические данные о кол-ве алкоголиков в России», Что вы узнали нового? Заносим ответ в таблицу.
3-09- 3-50 «Поджелудочная железа», Какой вред наносится? Заносим ответ в таблицу.
3-51 – 4-34 «Варикоз пищевода», Какой вред наносится? Заносим ответ в таблицу.
4-35 – 5-14 «Кишечник», Какой вред наносится? Заносим ответ в таблицу.
5-15 – 6-09 «Новая социальная реклама 2010 год - ДТП, Спасатель Бойко, Учёный Матишов», Какой вред наносится? Заносим ответ в таблицу.
6-10 – 6-46 «Кровь», Какой вред наносится? Заносим ответ в таблицу.
6-47 – 7-23 «Желудок», Какой вред наносится? Заносим ответ в таблицу.
9-28 – 10-36 «Статистика, влияние алкоголя на численность населения», Что вы узнали нового? Заносим ответ в таблицу.
10-37 – 11-15 «Мужские гормоны», Какой вред наносится? Заносим ответ в таблицу.
11-16 – 12-05 «Женские гормоны», Какой вред наносится? Заносим ответ в таблицу.
Какой вывод можно сделать?
Обучающийся: Алкоголь отрицательно влияет на здоровье и усугубляет жизненные неприятности. Разрушает жизнь самого человека и его окружения.
Педагог: Заметьте, это сказали вы. А теперь о «баловстве» подростков, курении. Вы проведёте следующий опыт в парах.
Опыт № 4.
Сигарету укрепите в держателе и наденьте на нее резиновую грушу со стороны фильтра. Сжимая грушу, подожгите сигарету и, создавая грушей тягу, — осторожно ее разжимайте. При этом табачный дым заполнит грушу. Табачный дым из груши выпускаем на спонж. Что наблюдаем?

Обучающийся: Спонж стал грязно-жёлтым от вредных веществ.
Педагог: Давайте послушаем сообщение вашего товарища.
Обучающийся выступает с сообщением:
Курение табака – одна из самых вредных привычек, опасная для здоровья не только самих курящих, но и окружающих их некурящих людей. В настоящее время курение превратилось в массовую эпидемию, распространившуюся не только среди мужчин, но и среди женщин и подростков, что наносит существенный ущерб здоровью населения. В России курят 30-40% населения. По данным Минздрава, каждый десятый учащийся страдает табачной зависимостью. Многочисленные исследования показали, что курение способствует возникновению различных заболеваний, приводит к преждевременной смерти, сокращает продолжительность жизни на 8-15 лет.
Проведя анализ табачного дыма, химики установили, что в нем содержится 91 органическое вещество. Никотин — главный компонент табачного дыма, обладающий наркотическими свойствами и являющийся сильным нервно - паралитическим ядом. Смертельная доза никотина для человека — 100мг. В одной сигарете содержится 1,0—2,5 мг никотина, в 20 сигаретах никотина 20—50 мг. После одной затяжки никотин через 7 секунд попадает в мозг, через 15-20 секунд – в пальцы ног. При курении образуются два потока дыма. Основной поток (при затяжке) движется строго по столбику сигареты, поступая в организм курильщика. Побочный поток возникает при тлении сигареты между затяжками. Установлено, что примерно 2/3 дыма от сгоревшей сигареты попадает во внешнюю среду, загрязняя ее никотином, смолами и другими вредными веществами.
У находящихся в накуренном помещении пассивных курильщиков табачный дым вызывает затруднение дыхания, раздражение слизистой глаз, головную боль, головокружение, першение в горле, тошноту, потерю аппетита.
Педагог: Интересно? Давайте обратимся к следующему видеоролику.
(просмотр видеоролика о производстве табака и его влияния на органы человека)
Давайте сравним, что вызнали о влиянии алкоголя и никотина на организм человека, для этого обратимся к составленной нами таблице,
Знания о вреде алкоголя и курения на начало занятия. Знания о вреде алкоголя и курения на окончание занятия.
отравляющие вещества;
отмирают клетки мозга;
относятся к наркотическим веществам;
пристрастие к ним ведёт к онкологическим заболеваниям.
Образуются в крови тромбы, которые закупоривают капилляры;
Гибнут десятки тысяч клеток мозга;
Разрушается сердечная мышца, кровь с трудом проталкивается по сосудам, сердце увеличивается, в его сосудах образуются тромбы;
Клетки печени замещаются жиром и соединительными тканями, клетки печени умирают;
90% жителей России употребляют алкоголь;
80% россиян имеют I стадию алкоголизма;
Спазм протоков в поджелудочной железе;
Варикоз вен пищевода, вены могут лопнуть, и откроется внутреннее кровотечение;
Уничтожается микрофлора кишечника, образуются эрозии;
Разрушение судеб людей;
Эритроциты слипаются, закупоривают капилляры, происходит обезвоживание и старение;
Желудок переваривает сам себя, процесс пищеварения превращается в процесс гниения, как следствие, гастрит, а потом рак желудка;
Убыль населения;
Гормональные нарушения.
Замещение табачных листьев на бумагу, пропитанную химикатами и как следствие, быстрое привыкание к «табачному» зелью.

Педагог: Наше занятие подходит к логическому завершению, хотя о данной проблеме можно говорить бесконечно. Давайте сравним записи в обеих колонках таблицы. Что вы можете сказать о влиянии токсических веществ во время курения на организм человека.
Обучающийся: очень много и они совпадают с влиянием алкоголя на здоровье человека, а именно
– обезвоживается и, следовательно, стареет кожа;
- нарушается гормональный фон;
- происходят необратимые процессы, ведущие к разрушению внутренних органов;
- люди разрушают свою судьбу;
Педагог: Каков краткий итог нашего занятия?
Обучающийся: Мы своими глазами увидели, как разрушается под воздействием алкоголя и никотиновых смол организм человека, получили конкретные ответы на пространный вопрос: «В чём вред алкоголя и табакокурения»?
Педагог: надеюсь, что вы будете радоваться каждому прожитому дню и проводить семейные праздники в боулинге или на катке, в кинотеатре или аквапарке, в зоопарке или цирке. Ведь вокруг много увлекательного, интересного, неизведанного.
Нашу встречу я закончу следующими словами (слайд 8):
Мы сокращаем свою жизнь своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом. И. П. Павлов.
Педагог: Будьте счастливы и дарите свои улыбки окружающим!
До свидания.
Использованная литература
О.С.Габриэлян. Химия 9 класс; Изд-во М.«Дрофа» 2005 раздел - Органические соединения
серия социальной рекламы «Береги себя» video.yandex.ruhttp://ok.ru/video/63670496285981-0