Урок по русской литературе Древнетюркские мифы и предания (6 класс)


КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Древнетюркские мифы и предания. Миф о происхождении Тенгри, мифы о происхождении божеств и космическом мироустройстве, миф о происхождении человека. Тенгрианство – древнейшая религия тюрков. Общее и особенное в античных, славянских и древнетюркских мифах. Школа: ГУ «Средняя школа №7 отдела образования акимата города Костаная»
Дата: 14 неделя 1 урок
9.12.16 г ФИО учителя: Фатхудинова Аймагуль Мухтарбековна
КЛАСС: 6 А, 6 В, 6 М.
Количество присутствующих: Количество отсутствующих:
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке
-познакомить учащихся с мифами и преданиями древних тюрков; -сформировать у учащихся представление о происхождении божеств, космическом мироустройстве и происхождении человека на основе тюркских мифов; -выявить особенности древнетюркских преданий, сравнить их с античными и славянскими мифами.
Все учащиеся смогут:
-познакомиться с мифами и преданиями древних тюрков;
-получить представление о происхождении божеств, о происхождении человека на основе тюркских мифов.
Большинство учащихся будут уметь:
-работать с новой информацией, выделять главное, работать сообща.
Некоторые учащиеся смогут:
-развивать монологическую речь, анализировать, сравнивать, делать выводы, презентовать свою работу;
-выявить особенности древнетюркских преданий, сравнить их с античными и славянскими мифами.
-развивать творческие способности
Языковая цель
Учащиеся могут: работать с информацией, пересказывать смысл прочитанногоКлючевые слова и фразы: древнетюркские мифы и предания, Тенгри, божества, космическом мироустройство, происхождение человека, тенгрианство, религия, тюрки.
Ask learners if they can think of other questions that we might have investigated. If ideas are not forthcoming, ‘lead’ the discussion by suggesting – what else could we have put in the basket? What other things could we try, to see if people have favourites? What other questions could we have asked about our fruit basket?
Take ideas and ask – What do you think the result might be? What would the pictogram look like?
Вопросы для обсуждения:
-
Можете ли вы сказать, почему...?
Подсказки:
Предыдущее обучение Античная и славянская мифология
План
Планируемые сроки Планируемые действия (замените записи ниже запланированными действиями) Ресурсы
Начало урока
2-5 мин 1. Организационный момент, постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся Цель: Подготовить учащихся к работе на уроке, способствовать созданию эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. Тренинг Середина урока
5-35 мин Вызов
2. Актуализация знаний
Цель: актуализировать знания учащихся по теме, настроить на изучение нового материала.
«Мозговой штурм»
1. Что такое миф? 2. Какую мифологию называют античной?
3.Перечислите богов древних греков.
4.В чем сходство славянской и греческой мифологии?
5.В связи с чем многобожие перестало существовать?
6. Назовите представителей низшей мифологии.
Где мы можем их встретить?
Формативное оценивание3. Постановка цели занятия перед учащимися: - Мы уже изучили античную мифологию, рассмотрели славянскую мифологию, но вы должны знать, что у каждого народа есть свои мифы, в которых идет объяснение происхождения мира и людей, а также богов. Сегодня на уроке вы познакомитесь с мифологией древних тюрков и мы попытаемся провести параллель со славянскими представлениями о мироздании. Сообщение темы урока и запись в рабочую тетрадь. 4. Изучение новой темы.
Цель: познакомить учащихся с мифами и преданиями древних тюрков; сформировать у учащихся представление о происхождении божеств, космическом мироустройстве и происхождении человека на основе тюркских мифов; выявить особенности древнетюркских преданий, сравнить их с античными и славянскими мифами; развивать монологическую речь, умение сравнивать, анализировать, умение презентовать работу, развивать творческие способности учащихся; развивать умение работать с информацией, выделять главное, умение работать сообща.1) Сообщение ученика
Цель: познакомить учащихся с представлениями древних тюрков об устройстве мира, развивать монологическую речь учащихся.
Людям с самых ранних времен приходилось осмысливать окружающий мир. Кто сотворил все, что есть на земле? Почему всходит и заходит солнце? Почему день сменяется ночью? Почему появляются на ночном небосклоне луна и звезды, а туманно-белая полоса — Млечный путь, Кус-жолы — проходит через все небо? Что такое тучи, ветер, дождь, снег, град? На эти и на многие другие вопросы искали ответ наши далекие предки. Наиболее ранней формой понимания человеком окружающего мира и себя и является мифология. Древний человек переносил на природные явления свои собственные свойства, приписывал им жизнь, человеческие чувства. Представление неба, светил, земли, воды, природных явлений и т.д. в качестве конкретных и одушевленных образов порождало причудливую мифологическую фантастику. С одной стороны, боги часто представляются в мифах великанами (Тенгри, Умай), порой меняющими свой облик, способными превращаться в животных, птиц, пресмыкающихся (Зевс, Йер-су), с другой — все боги, духи, герои связаны чисто человеческими семейными отношениями. Это мы наблюдаем как в древнегреческой, славянской, индийской, скандинавской мифологиях, так и в мифологии древних тюрков. 
Формативное оценивание2) Защита презентации, подготовленная учеником.
Цель: познакомить учащихся со сводом священного писания древних тюрков «Алтун битиг», развивать монологическую речь учащихся, память, умение презентовать свою работу, развивать творческие способности учащхся.
- Свод священного писания древних тюрков «Алтун битиг» («Золотая книга») с мифами о сотворении мира, вселенной, о происхождении человека и народов, о флоре и фауне, природных явлениях. Выразительной особенностью тенгрианства являлось выделение трех зон Вселенной: небесной, земной и подземной, каждая из которых, в свою очередь, воспринималась как видимая и невидимая. Невидимый (иной) небесный мир выглядел как слоеный пирог: из трех, девяти и более горизонтальных ярусов, каждый из которых был обителью того или другого божества. На самом возвышенном ярусе обитал Великий Дух Неба — Тенгри. К небесной зоне относили светлых и доброжелательных по отношению к человеку божеств и духов. Они перемещались на конях, поэтому в жертву им приносили лошадей. В видимом небе, ближнем — куполообразном, располагались солнце и луна, звезды и радуга. Средний мир, невидимый, был заселен божествами и духами окружающей природы. Он также был многослоен, но имел предел, был обитаем людьми, срок жизни которых в среднем мире кончился. Особенности подземного мира — его зеркальная перевернутость и запахи, отличные от земных. У нижнего мира существовала видимая структура со своими границами: любая впадина и отверстие могли оказаться входом в подземное царство. Все живое, обитающее в земле, под землей, в воде, считалось принадлежностью нижнего мира. 
3)Работа в группах. Распределение ролей.
Цель: познакомить с новой информацией, развивать умение работать с новой информацией, выделять главное, умение отвечать на вопросы по тексту, умение работать сообща.
Учащиеся делятся на 4 группы, каждая из которых получает текст мифа (По книге О. Марковой и К Жанабаева “Золотая колыбель”). Задание: Прочитать миф, ответить на вопросы после мифа. 1 группа. «Великий Хаос». Было время, когда Небо и Земля пришли в расстройство. Небо давило на Землю, и Земля разверзлась. Великий Хаос пришел во Вселенную. Черная буря объяла Землю, прах земной смешался с облаками, гремел гром, сверкали молнии, с утиное яйцо шел град. Гибли люди, звери и птицы, только стенания слышались над Землею, только страх и растерянность, страдания и смерть.Горы сдвинулись со своих мест, реки вышли из берегов, огонь охватил леса и степи. Луна, солнце и звезды сбились с установленного пути, заметались в беспорядочном кружении. Три года царил Хаос, три года длилась вселенская катастрофа, пока бог Тенгри — величайший из всех богов -не потерял терпение и в великом гневе не вбил во вселенную золотой кол.Золотой кол бога Тенгри закрепил Небо и Землю на установленных местах, стал осью мира, вокруг которой держат свой путь луна и солнце, звезды и кометы.А конец посоха в центре мира можно увидеть ночью на темном небе, люди назвали его Полярной звездой. Странники держат по ней свой путь и на морях и в пустыне, птицы отыскивают далекие - В чём причины возникновения Великого Хаоса? - Что произошло во время Великого Хаоса? - Сколько лет длилась вселенская катастрофа? - Что сделал бог Тенгри, чтобы «закрепить небо и землю на установленных местах»? - Как объясняет миф происхождение Полярной звезды? 2 группа. «Тенгри и Умай». После вселенской катастрофы первыми из Великого Хаоса возникли голубое небо и бурая земля, а между ними появилось человечество. Владыка неба, верховный бог Тенгри установил миропорядок для всего сущего, для солнца и луны, звезд и комет, для всех стихий, действующих на земле и вне ее. И для людей великий Тенгри раз и навсегда создал законы, по которым все люди подчиняются богам на небе и каганам на земле, и как боги мудро и справедливо вершат судьбы человеческие, так и каганы должны печься о народе своем. Тенгри установил государственность, чтобы как вокруг его золотого кола движется вся вселенная, так же вокруг государства сплочен и защищен был весь народ. В виде огромного великана, ногами попирающего землю, а головою поддерживающего небо, предстает порою Тенгри, и боевые доспехи его блистают ярче порожденного им солнца, и боевое оружие его острее луча созданной им луны. Тенгри - великий воитель и покровитель военных походов. Тысячи туч окружают его голову, готовые низвергнуть на его врагов молнии, и ничто не укроется от десяти тысяч глаз бога. Идущий в справедливый бой находится под его защитой, и имя его делает несокрушимым меч бесстрашного воина. Порождения Тенгри - земные тенгрии, божества стихий (ветра, снега, дождя, грозы). Божества эти, В отличие от недобрых духов Эрклига, покровительствуют человеку, помогают в делах его. Два посланника Тенгри, два божества пути, счастья и несчастья, беды и радости являются иногда людям один на белом, другой на черном коне. Хорошо, если встретится путнику в начале пути всадник на белом коне. Но не будет дорога удачной увидевшему посланца на черном коне. Посвящают люди богу Тенгри самые высокие деревья, стремящиеся кроной достичь неба, и лучших быстроногих скакунов. Супруга Тенгри, богиня земли благодетельная Умай, -верховное женское божество. Прекрасна и молода Умай, лунному свету подобны ее серебристые волосы. На радуге нисходит богиня на землю, и солнечным огнем горит в ее руках золотой лук, из которого разит она злых духов. Бывает грозна Умай и, подобно Тенгри, поднимается от земли до неба и вместе с мужем покровительствует военным походам, но все же охранительницей своей называют ее люди. Потому что все растет и плодоносит на земле по воле Умай. По воле Умай поднимаются весной густые травы, по воле Умай плодится скот, и в урожайные годы говорят люди, что полны молока груди Умай и никто не останется голодным. Да и сами люди рождаются по воле богини, хранительницы домашнего очага, покровительницы детей и рожениц. - Что первым возникло после вселенской катастрофы? - Что создал великий бог Тенгри? - Какие законы создал великий тенгри? - Кто такие тенгрии? Какова их роль в жизни человека? - Кто такая Умай? Чему она покровительствует? 3 группа. «Йер-су». Йер-су (земля-вода), бог среднего мира, сын Тенгри и Умай, покровительствует пастбищам и источникам, следит за сменой времен года. Восход солнца на рассвете и пробуждение природных сил весною - все по воле Йер-су. Ведает он душами зародышей людей, скота и животных, дарит жизнь и благоденствие. Но может и карать этот бог, и в битвах покровительствует он тюркам, приносит победу. Йер-су - бог бессмертия, в виде не ведающей смерти змеи является порою он людям, и поэтому греющаяся на солнце змея считается знаком бога: увидевший ее разбогатеет, земля, на которой лежала змея, даст богатый урожай, камень, где она грелась, становится священным, а если укрыть змею материалом и сделать потом из него занавеску перед входом в жилище, никакая беда не сможет проникнуть через эту ткань. «Луна и Солнце». Под голубым небом, крышей мира, создал Тенгри два божества — Солнце и Луну. Ежедневно утром рождается Солнце, набирает силу, дарит свет и тепло земле и всем живым существам, дряхлеет, клонится к западу, туда, где в пещере находится вход в загробное царство могучего Эрклига, граница между мирами живых и мертвых. И каждый вечер, сменяя Солнце, рождается на востоке красавица Луна, проделывает путь на запад, в царстве мертвых оставляет свое тело, чтобы следующим вечером вновь родиться на другой стороне неба. - Чему и кому покровительствует сын Тенгри и Умай? - Что может происходить по воле Йер –су? - Что рассказывает древний миф о рождении Солнца и Луны? 4 группа. «Владыка подводного царства». Далеко за землей демонов находится море, в которое впадает шестьдесят рек. На дне моря стоит хрустальный дворец, в котором живет бог подводного царства Уббе. Уббе велик ростом и несказанно красив собою. Среди смертных нет ему равных, среди богов он — один из прекраснейших. Множество подводных слуг прислуживает ему, а сыновья его давно уже расселились по всем морям и рекам. На сушу Уббе выходит в виде огромного черного змея. Иногда он бывает добр, иногда зол. Может одарить бедняка несметными сокровищами, а может, позвав из воды человека по имени, утащить его на дно в свое темное холодное царство, в котором время от времени вместе с Уббе владычествуют похищенные земные красавицы, перед прелестью которых не смог устоять и сам бог. «Аруахи». Если был человек доблестен при жизни и не сеял зла, то после кончины становится он бесплотным духом, аруахом, слугой Тенгри, исполнителем его воли на земле, покровителем того племени или рода, который был им покинут вместе с земной жизнью. Наиболее чтимые аруахи - знаменитые батыры, благородные члены племени, жырау, но у каждого человека есть и свой покровитель. Чаще всего не один. Обычно это родственники, ушедшие в иной мир. Обитают аруахи высоко в горах, ближе к небу, но шаман, жаурыншы,, баксы могут обратиться к ним за советом, и тогда являются им аруахи и пророчествуют. Души предков могут наяву предстать перед избранными в блистающих белых и золотых одеждах верхом на белых конях. Но чаще незримы они и с чистых ясных небес охраняют живущих. - Как звали бога подводного царства? Какой волшебной силой народная фантазия наделила этого бога? - Кого из людей после смерти причисляли к ликусвятых и называли аруахами? - Где обитают аруахи? Кто к ним может обратиться за советом? 4) Выступления групп. Оценивание происходит в группах по критериям:
Время
Правильность
Доступность изложения
Логика изложения
Речь
Эмоциональность
Оценивание каждого ученика в классе производят члены группы во главе со спикером. Листы с оценками спикеры сдают учителю.
За опережающее задание учащиеся получают по 1 баллу.
Презентация
Вопросы на слайдах
Учебник русской словесности

Дополнительный материал ученика
Презентация, сообщение ученика
Правила работы в группе на доске
Раздаточный материал (тексты)

Листы А-3, маркеры, фломастеры
На доске критерии оценивания работ групп
Конец урока
35-45 мин Рефлексия «Свободное письмо»
Цель: помочь учащимся выявить уровень знаний по пройденной теме. Что поняли, над чем нужно поработать.
В течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме. Это может быть эссе. Обоснование выбора того или иного афоризма, пословицы в качестве основной мысли.
5. Итог урока
Цель: подвести итоги урока.
- Что нового вы узнали?
- В чем сходство и различие мифологий разных народов?
6. Домашнее задание
Составить пантеон богов в сравнении славянская и тюркская мифология.
По желанию нарисовать иллюстрацию. Звучит мелодия
Дополнительная информация
Дифференциация.
Как вы планируете поддерживать учащихся?
Как вы планируете стимулировать способных учащихся? Оценивание.
Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? Межпредметные связисоблюдение СанПиН
ИКТ компетентностьСвязи с ценностями
учащиеся с высоким уровнем мотивации
учащиеся с высоким уровнем мотивации
групповая работа
парная работа
работа по вариантам наблюдение учителя
результаты работы в тетради
качество ответов учащегося
самооцениваниевзаимооцениваниеформативное оценивание русский язык
информатика
ИЗО
Рефлексия
Были ли цели обучения реалистичными?
Что учащиеся сегодня изучили?
На что была направлено обучение?
Хорошо ли сработала запланированная дифференциация?
Выдерживалось ли время обучения?
Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?
Используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги урока. Ответьте на самые актуальные вопросы об уроке из блока слева.
Итоговая оценка
Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо (с учетом преподавания и учения)?
1:
2:
Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок (с учетом преподавания и учения)?
1:
2:
Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?